Открывшийся в прошлый четверг Beat Film Festival удивляет экспериментами: в одной из программ смотра был показан фильм Джулиана Роузфельдта «Манифесто». Во всех возможных главных ролях – превзошедшая саму себя Кейт Бланшетт. Фильм в ограниченном прокате – с 8 июня.

Казалось бы, чего еще можно было ожидать от двукратной обладательницы «Оскара» и признанного мастера? Елизавета Первая, Кэтрин Хепбёрн, Боб Дилан уже сыграны, разве смеет кто-то надеяться на большее? Однако диапазон ролей Кейт Бланшетт автоматически пополняется еще тринадцатью незабываемыми образами в «Манифесто». Бродяга, брокер, балерина, панк, учитель, телеведущая, исследователь. Искушенный зритель будет ожидать истории в духе Билли Миллигана и «Сплита». Но нет – перед ним инсталляция, вдохновленная идеями выдающихся деятелей прошлого века: от Маркса и Малевича до Андре Бретона, Сола ЛеВитта и Ларса фон Триера. Завораживающий пример преобладания формы над содержанием.

Снятый всего за 12 дней в Берлине, «Манифесто» был впервые показан в Австралийском Центре движущегося изображения, а также в ряде других музеев и арт-пространств. Однако посетители в формате выставки были вынуждены смотреть лишь отрывки фильма, переходя от одного объекта к другому. Соединяя все образы воедино, режиссёр знакомит аудиторию с высказываниями авторов и иронично посмеивается над отжившими утверждениями (как то, например, «Манифест Дада», экспрессивно и уморительно зачитанный в сцене на похоронах, или размышления о концептуальном искусстве в рамках обычных новостей). Неподготовленного зрителя может выбить из колеи лекционная манера повествования, однако всё окупается небольшой продолжительностью картины и искрометным исполнением Бланшетт.

Иногда ирония сменяется задумчивостью: понятия и ориентиры подменяются чуть ли не каждодневно. Выбрать для себя наиболее подходящий вариант и попросту разобраться в этой непростой череде взглядов и убеждений Роузфельдт предлагает «собеседнику».  Обличающие все ложное в человеке и искусстве телеведущие имитируют дождь водой из шланга; вместо молитвы мать семейства (здесь в съёмках поучаствовали реальные муж и дети актрисы) минут пятнадцать, сложа руки, как мантру повторяет фразу «Я принимаю искусство любым»; ученики младшей школы вынуждены выслушивать от преподавателя о течении «Догма-95» (дело, безусловно, благодатное, да только совершенно ненужное в таком возрасте). И как выжить в этом безграничном океане самопровозглашений – решительно непонятно.

Бенефис – слово громкое и излишне претенциозное. Тем не менее, другого на ум при попытке описать происходящее и производимое Бланшетт не приходит – она убедительно точна и попросту бесподобна в любой задаваемой автором ипостаси. Одновременно воплощая в себе отголосок каждого из времен, она с гениальной пластичностью и мимикой овладевает залом в секунды. Единственное, о чем жалеешь после просмотра, так это о судьбе ленты в прокате, как в России, так и за рубежом. С большой вероятностью киноакадемики и другие «корифеи» проигнорируют эту работу в пользу других, более «подходящих» для массового зрителя, по их меркам, проектов. Однако подобный ход будет характеризовать лишь самих судей, нежели актрису и ее профессионализм.

«Манифесто» очаровывает зрителя благодаря двум вещам: работе Бланшетт и дерзости, увлекательности высказывания автора о вариативности искусства. Обе составляющие выполнены на «отлично», несмотря на постоянную изменчивость творения Роузфельдта в попытке одновременно быть выставкой, гидом по ней, саркастическим высказыванием и лёгким нравоучением.

Автор: Егор Козкин

Фото: http://www.imdb.com