Признание и долгожданный покой пришли к Левитану не сразу. Годы тяжелой работы, две высылки из Москвы, студенческая жизнь полная лишений и несправедливости. Исаак Ильич родился в бедной, интеллигентной еврейской семье 30 августа 1860 года. Отец его был железнодорожным служащим. В 1870 году семья Левитана перебирается в Москву. Это решение принял отец, чтобы дать детям возможность выбиться в люди, поэтому, когда старший брат Исаака Авель принял решение обучаться искусству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и Исаак в 1873 году, родители были только счастливы и всячески их поддерживали. Но в 1875 году умирает мать, а через два года и отец.

Годы обучения в училище стали настоящим испытанием для Левитана, он не любил об этом вспоминать. Тихий, молчаливый и безумно талантливый Исаак сразу понравился тогда уже признанному и знаменитому художнику Алексею Кондратьевичу Саврасову, который всячески стремился помочь юному дарованию. Но, несмотря на благосклонность великого мастера, Левитана не любили в Академии. Многие считали, что еврейский мальчик неспособен передать всю красоту русской природы.

Любовь к природе – бесценный дар, а умение изобразить её на холсте – великое умение. Левитан и природа – это отдельный островок в мире русской живописи. К нему можно прикоснуться, лишь взглянув на бескрайние просторы левитановской Руси.

В Академии Левитан познакомился с Николаем Чеховым, братом Антона Чехова. С этого времени в жизни художника начинался новый период. Много весёлых вечеров в кругу друзей и семьи Чеховых. Они ставят спектакли, разыгрывают сценки. Именного этого всегда не хватало Левитану. Позже Чехов придумал слово «левитанистый» . «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», – писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, – одни были более левитанистыми, чем другие.

В 1879 году Левитан пишет «Осенний день. Сокольники», это единственный пейзаж, на котором присутствует фигура человека, причём важно отметить, что фигуру женщины написал Николай Павлович Чехов . Эту картину заметит и приобретёт меценат Павел Третьяков, что послужит началом признания художника.

«Осенний день. Сокольники» 1879

Левитан много путешествовал по Волге. В одно из путешествий он взял с собой близкую подругу и ученицу Софию Кувшинникову. Именно в этом путешествии мастер познакомился с Плёсом и навсегда влюбляется в его живописные пейзажи. «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс» – выдающиеся работы мастера, в Плёсе Левитан написал этюд «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах».

«Вечер. Золотой Плёс». 1889

«Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах» 1888

Именно эта церквушка позже появится на знаменитой картине художника «Над вечным покоем». Вечная красота неба и земли. Картина «Над вечным покоем» – островок истории великого народа. Удивительный покой приходит с осмыслением всей бескрайности пейзажа. Словно не слышимая музыка льётся из ветхой церквушки и приносит с собой долгожданное умиротворение.

Идеально выверенные пропорции, безупречное композиционное решение, при взгляде на картину возникает чувство полёта. С вершины холма открывается удивительной красоты пейзаж, небо и земля сливаются в единое целое. Тусклый солнечный свет пробивается через пелену облаков и нежно соприкасается с водой. Ветер склоняет кроны деревьев, за церквушкой виднеются погосты с крестами. Сочетание тусклых тонов с зеленовато-изумрудными деревьями, медленно покрывающимися ночной пеленой. Вечер плавно переходит в ночь.

«Над вечным покоем» 1894

Левитан безгранично любил природу, все его стремления были направлены на точную передачу русского пейзажа. Самобытный стиль, присущий Левитану неповторим. Сочетание красок, выбор местности, всё имело значение.

«Как мало ценят, как мало дорожат вещами Левитана. Ведь это же стыдно. Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать. Да, рано, рано умер Левитан…» – эти слова принадлежат другу Исаака Ильича Антону Павловичу Чехову.

В 1900 году по совету врачей Исаак Ильич Левитан отправился в Ялту к Чехову. Это была их последняя встреча. 4 августа Исаак Ильич Левитан скончался. Последним подарком другу была небольшая картина, написанная всего за несколько часов. Картину «Сумерки. Стога» Антон Павлович повесил над камином в своём кабинете и часто любовался ею.

«Сумерки. Стога» 1899

Левитановские пейзажи дышат умиротворенностью, искренней любовью к природе, каждый штрих, каждый мазок словно соединены невидимой нитью с бескрайними просторами Руси. Стоит только закрыть глаза, как оказываешь в сказке, написанной Левитаном.

Левитан любил писать на больших холстах, ведь словно зеркало они отражают удивительную красоту русского пейзажа. Ни одна картина не омрачена душевными терзаниями из каждой льётся удивительной глубины свет. Свет, озарявший душу художника и не дававший ему погибнуть.

«Как странно всё это и страшно – как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира – земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймёт этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство в нём есть что-то небесное – музыка».

 

Автор: Раиса Ходус

Главное фото: Левитан «Золотая Осень»