Похоже, что представлять на Каннском кинофестивале картину про однополую любовь стало уже традицией. Два года назад провокационной называли французскую «Жизнь Адель», в 2015 сердца жюри завоевала американская «Кэрол», в этом году уже без энтузиазма встретили корейскую «Служанку» режиссера «Олдбоя» Пак Чхан-ука. Да, без энтузиазма, но и освистывать триллер никто не собирался.

Синопсис не может в полной мере раскрыть всю запутанность сюжета. Картина состоит из трех глав. Они подобны классическому разделению произведения на композиционные части: завязка, кульминация, развязка. Первые две главы не имеют единой отправной точки — истории рассказаны несколькими разными людьми, которые вскоре окажутся неразрывно связаны. Первую часть так и можно назвать — синопсис, все то, что вы могли прочитать перед тем, как купить билет в кино. Завязка фильма — рассказ Сук Хи, кореянки и профессиональной воровки, которой выпал шанс заработать, чтобы выбраться из страны и начать жить по-настоящему. Вместе с другим аферистом она проникает в поместье коллекционера-библиофила Кузуки в качестве служанки его богатой племянницы, красавицы-японки Хидэко. Ее задача — убедить Хидэко, что Фудживара (тот самый второй аферист) идеально подходит на роль мужа, который может спасти бедную барышню от замужества с дядюшкой. С Фудживарой она бы поделила состояние госпожи пополам, а саму Хидэко сдали бы в сумасшедший дом. Вторая же глава, хоть она и повторяет практически все, что было в предыдущей части, становится ключевой. Благодаря этим двум ипостасям, двум линиям, которые в итоге переплетаются, в третьей главе зрителю уже намного проще, во-первых, предугадать, чем закончится фильм, и во-вторых, решить для себя, чья любовь (или чья игра) побеждает.

Совсем недавно в российский прокат также вышел показанный в Каннах триллер «Неоновый демон», еще один неприлично красивый фильм, вокруг которого один за другим возникали новые скандалы. Внимание публики было обеспечно, однако многие зрители, не выдержав всех детально изображенных табуированных тем, покидали залы, но еще долго не могли забыть эти неоновые лампы, Эль Фэннинг и выдающийся саундтрек. «Служанку» в Каннах приняли: сюжет «Служанки» однозначно нельзя назвать простым, фильм выигрывает за счёт интересных ходов, качественного музыкального оформления, а от визуального ряда возникает ощущение, что на каждым кадром работали тщательно, долго и дотошно, чтобы добиться желаемой эстетики. В картине всё говорит о том, что нужно ждать неких хоррор-моментов: саспенс, цветовая гамма, общее настроение да и все те же кадры с музыкой. Но нет того обещанного в отлично смонтированном трейлере невероятного драматизма и ужаса. История жуткая, героям сострадаешь (правда, не всем), но в итоге всё равно – хэппи энд! По трейлеру можно понять, что перед нами — артхаус, поэтому стоило ожидать откровенных сцен, которые не каждому придутся по вкусу. Но «Служанка» — это тонкая, деликатная работа, а не вульгарный эротический триллер. Если «Неонового демона» зритель либо искренне полюбит, либо возненавидит, то корейская картина, вероятно, не оставит таких впечатлений.

При этом пропускать «Служанку», фильм-фреску с аккуратно и детально подобранными костюмами для похожих на фарфоровых кукол актрис, и лишать себя визуального удовольствия вовсе не стоит. Красота проявляется во всем, а особенно в любовной истории Сук Хи и Хидэко — кореянки и японки, служанки и госпожи.

 

Автор: Мария Тивтикян