Уже 7 июня свой кинематографический лабиринт в 28-й раз откроет для старых и новых завоевателей один из наиболее авторитетных отечественных киносмотров – «Кинотавр». Фестиваль позиционирует себя в качестве площадки для апробации свежих идей и экспериментов, а Александр Роднянский, президент «Кинотавра», амбициозно называет его «лабораторией российского кино».

Сможет ли «Кинотавр» наконец внедрить успешно проведённые в лабораторных условиях киноэксперименты в жизнь, пока неясно. Фильмы новичков, даже будучи высоко оценёнными критиками и жюри фестиваля, далеко не всегда завоёвывают любовь зрителей в прокате. Успехом у публики могут похвастаться разве что культовые «Сёстры» Сергея Бодрова-младшего (дебют 2001 г.), дерзкое «Бабло» Константина Буслова (дебют 2008 г., собрал чуть более 2 млн. долларов в российском прокате), да и «Класс коррекции» Ивана Твердовского (дебют 2014 г.), который хоть и не отбил бюджет, но всё же достаточно бесцеремонно всколыхнул общественность, показав несправедливость и мерзость этого мира без розовой дымки. А многие дебюты до зрителей и вовсе физически не доходят.

В последние годы смотр действительно становится платформой для дебютантов – например, в 2016 году новички представляли 9 из 14 фильмов конкурсной программы; в текущем сезоне чуть меньше (половина основного конкурса в категории полного метра). Но большинство дебютантов делают далеко не первые шаги в мире кино, относительно известны публике, чем и подогревают интерес к своему творчеству.

Кирилл Плетнёв, «Жги»

Известный российский актёр Кирилл Плетнёв всегда мечтал стать режиссёром, только вот в 16 лет ему отказали по причине «слишком рано, нечего рассказывать» и посоветовали наиграться сначала в кино[1]. Он наигрался и вплотную взялся за режиссуру. Сначала опробовал короткий метр – вышло более чем удачно: пять фильмов, самые успешные, «Настя» и «Мама» взяли главные призы «Кинотавра» и «Золотого орла» соответственно. Теперь Плетнёв дебютирует в роли режиссёра полнометражного фильма. «Жги» создан под впечатлением от реальной истории победительницы британского шоу X-factor Сэм Бэйли, бывшей надзирательницы в мужской тюрьме. Её прототип в музыкальной мелодраме Плетнёва исполнила Инга Оболдина, под которую и писалась роль. Фильм обещает быть трогательным и показать зрителю, как завещал режиссёр, что реализовать свою мечту и стать счастливым может каждый. Мысль не нова, но каждый раз способна вдохновить пару-тройку сотен людей на шаг вперёд.

Александр Молочников, «Мифы»

МХАТовский борец с предрассудками и стереотипами, молодой да ранний актёр (начал театральную карьеру с 14 лет) и уже режиссёр представляет на суд критиков «Кинотавра» метафоричный и абсурдный кинодебют, в котором мир античных богов падает на грешную московскую современную землю. Прошлый театр абсурда, спектакль «19.14» о Первой мировой войне в формате кабаре, поразил зрителей сначала своей поверхностной несерьёзностью, а потом неожиданной жесткостью, прорывающейся из-за завесы барных песен и шуток. В «Мифах» Молочников снова прикрывается, — на этот раз не формой, а содержанием – демонстрируя свою историю как выдумку, миф, сказку. Но глядя на внушительный актёрский состав (Безруков, Бондарчук, Андреева, Раппопорт) и зная о его предыдущих работах, можно ждать крайне занятного и реалистичного зрелища.

Кантемир Балагов, «Теснота»

Молодой кабардинец, воспитанник творческой мастерской Александра Сокурова и обладатель приза Международной федерации кинопрессы в программе «Особый взгляд» на прошедших недавно Каннах. «Теснота» — его первый серьёзный полный метр, уже покоривший иностранное жюри своей пронзительностью и тягостным послевкусием. Режиссёр не надеется на успех картины в России и у себя на малой родине, в Кабардино-Балкарии, говорит, люди с Северного Кавказа не готовы посмотреть на себя со стороны и увидеть свои проблемы. А фильм о глубоких социальных трещинах – национальных, семейных, о том, как людям тесно в своей жизни и душе, а обстоятельства все сгущают спёртый воздух в этом тесном пространстве. История еврейской семьи, младшего сына которой и его невесту похитили боевики на Кавказе с целью получения выкупа, совсем не об экстремизме, она о людях.

Вадим Валиуллин, «Мёртвым повезло»

Не новичок «Кинотавра», но новичок полнометражного кино – в прошлом году Вадим взял главный приз за короткометражку «Кредит», снятую на 8 тысяч рублей буквально. Новый же фильм режиссёра (хотя по времени съемок он немного старше «Кредита», просто долго находился в стадии постпродакшна) — это комедийный хоррор, не самый популярный жанр в отечественном кинематографе. Валиуллин вдохновлялся Тарантино и Гаем Ричи, наверное, поэтому картина полна чёрного юмора и бутафорской крови. По сюжету криминальная банда решает совершить заказное убийство в стиле маньяка, который держит в страхе город, а маньяка не удовлетворяет качество работы, и он решает устроить для членов банды мастер-класс по его техникам убийства. Свежее дыхание для российского кинематографа и отсутствие немного утомившего за последнее время социального подтекста – Валиуллин вполне имеет шансы на фестивальный успех.

Алексей Рыбин, «Скоро все кончится»

Экс-директор группы «Кино» (той самой), известный гитарист, сценарист, продюсер, автор многочисленных публикациях о рок-музыкантах решил заняться режиссурой. Его дебют – социальная драма о нелёгких и противоречивых отношениях рабочего, проститутки и телевизора, который вносит в их жизнь такие привычные широкой публике краски. Рыбин делает ставку на естественность, его главная цель – показать обычную жизнь под непривычным углом. Рыбин и его продюсер Игорь Гудков убеждены, что делают по-настоящему авторское независимое кино, это и должно помочь им добиться успеха на фестивале. 

Источник фото: vgik.info

Иван Шахназаров, «Рок»

Иван Каренович, сын известного отца, актёр и начинающий режиссёр, снял своей дебютный полный метр о музыке, в которой никогда не разбирался профессионально, но тянулся всей душой. «Рок» вырос из одноимённой короткометражки и рассказывает историю трёх провинциальных музыкантов, отправившихся покорять радио в Москве по приглашению незнакомца. Шахназаров хотел «снять что-то драйвовое, дышащее, живое, движущееся[2]», историю про тех, кому хватило смелости сделать Поступок. Слава отца может помочь молодому режиссёру, а может и подействовать с обратной силой.

Ксения Зуева, «Близкие»

Единственная девушка-режиссёр в основном конкурсе, единственная девушка-дебютант, она в 2015 году закончила курсы под руководством В. Хотиненко, П. Финна, В. Фенченко и везёт в Сочи свою первую семейную драму о бытовых проблемах, отсутствии уважения, способности говорить и слышать своего партнера, о том, как границы человеческого стираются, а отношения разрушаются. Зуева называет фильм травмой, не своей личной, автобиографической, а собирательной, охватывающей многие семьи и многие проблемы.

Жюри «Кинотавра» выберет самого вдохновляющего дебютанта 14 июня, тогда мы и узнаем, свежесть и острота каких идей имеет наибольшую ценность в отечественном кинематографе.

 

Автор: Анна Чеботарёва

[1] http://www.proficinema.ru/questions-problems/interviews/detail.php?ID=221242

[2] https://www.kinopoisk.ru/article/2845803/