Кинетическое искусство – одно из направлений современного искусства, возникшее во второй половине 1950-ых годов, связанное с применением движущихся объектов.
Главным принципом кинетического искусства является движение (динамика объекта). И под этим понятием подразумевается не только физическое перемещение объекта, но также и его какого-либо рода преобразование, трансформация. Такое движение вводится различными способами: это может быть преобразование, вызванное самим зрителем объекта, сила ветра, движение мотора, электромагнитные силы или что-либо иное. Художники кинетического искусства имеют бесконечно широкий выбор используемых материалов: от традиционных до сверхсовременных технических средств. Также такое направление искусства часто создает иллюзию движения с помощью меняющегося освещения, которое может быть дополнено видео или звукорядом.
Запуск движения
Считается, что свои корни кинетическое искусство берёт ещё из 1920-ых годов, когда появляются тенденции кинетизма в творчестве западногерманских дадаистов и русских конструктивистов. Основоположниками направления принято называть Владимира Евграфовича Татлина и Александра Колдера.
Владимир Татлин – советский живописец, график, дизайнер, и художник театра является одним из крупнейших представителей русского авангарда. Его всемирно известный проект под названием «Памятник III Интернационала» (башня Татлина) считается ярким и наглядным примером русского кинетического искусства. Планировалось притворить в жизнь проект в Петрограде после победы в Октябрьской революции 1917-ого года, но исполнение заказа было отменено из-за резкого неприятия искусства русского авангарда советским властями.
Автор замыслил строительство 400-метровой металлической стержневой наклонной башни, спирально суживающейся по мере движения вверх. Внутренне пространство должно было включать в себя четыре расположенные друг над другом объемы, вращающиеся с разной скоростью (нижний – один оборот в год, второй – оборот раз в месяц, третий – раз в день, четвертый – раз в час). Предполагалось, что проект станет культурно-пропагандистским центром мировой революции, причём сам внешний вид башни с неким драматизмом напоминает Вавилонскую башню в момент уже начавшегося падения.
Еще одним создателем кинетического искусства является Александр Колдер (1898–1976) – американский скульптор, получивший мировую известность после изобретения «мобилей». «Мобили» – уникальные скульптуры, приводимые в движение силой стихий и законами физики. Такие вращающиеся от электричества конструкции художника украшают многие крупнейшие площади как городов Европы, так и США. Самые ранние работы Колдера приводились в движение благодаря моторам, но более поздние «мобили» двигались за счёт собственного баланса, соотношения подвесных и статичных опорных элементов.
Например, скульптура «Осина», созданная художником в 1948 году, начинала своё движение разными способами, в зависимости от того, как зритель до неё дотрагивался. Здесь Колдер говорит нам о музыке, заставляющей скульптуру «звучать» всегда по-разному, так же как всегда различно звучат произведения композиторов. Разница может быть небольшой, но она всегда будет присутствовать.
Движение вперед
Цельным течением кинетическое искусство становится уже в 1950-ых годах, когда появляются выставки, манифесты и огромное многообразие проектов. Одним из наиболее интересных и впечатляющих проектов был кинетический эксперимент Жана Тенгели.
Художник представлял «саморазрушающиеся» композиции. Одной из таких работ была скульптура «Посвящение Нью-Йорку» 1960-го года. Тенгели создал композицию из железа и металла, что постепенно превращалась в груду мусора на глазах у зрителей. С помощью таких экспериментов художник приходит к идее мультисенсорных скульптур. Такие скульптуры могут взаимодействовать с зрителями на всех уровнях, они двигаются, шумят, пахнут, они затрагивают все органы чувств человека.
В то же время привносят свой вклад в развитие кинетического искусства Николя Шоффер, разрабатывающий кинетические города, Хуан Рамон Сото, Гюнтер Юнкер, группа советских художников «Движение», «Мир» и другие художники. И в таком развитии начинает присутствовать широкое применение методов математического программирования, что означает зарождения нового типа художника – инженера, который использует для создания своих работ мобили, оптические феномены и механические приспособления. Например, вышеупомянутая группа «Движение» (1962–1976) занималась проектированием синтетических мистерий, используя движение света и газа, кинопроекции, трёхмерные элементы.
Уже в 1980–90-ых годах кинетическое искусство начинает балансировать между минималистической скульптурой и экспериментальным дизайном, тесно взаимодействующим с архитектурой. Это был особый этап, формирующий синтетическое искусство. И постепенно кинетическое искусство приходит к широкому его использованию в разнообразных шоу, рекламе, развлекательных мероприятиях. Газосветная реклама, неон, трёхмерные рекламы и другое носят в себе потенциал кинетизма, порождая привычный нам образ современных городов. Кинетическое искусство развивается параллельно с техническим прогрессом, ростом инженерной мысли и науки. И чем дальше это направление заходит, тем больше оно поражает свой техникой исполнения и преподнесением замысла художника.
Наиболее известным современным творцом кинетического искусства можно назвать Тео Янсена – нидерландского художника и скульптора. Янсен строит огромные сооружения, внешний вид которых напоминает скелет животного. И эти «скелеты» могут передвигаться с помощью воздействия ветра. Животные потребляют энергию ветра с помощью пропеллеров, парусов и крыльев и живут своей жизнью на голландском песчаном побережье.
И сам художник считает, что в будущем механизм, применённый в конструкции его работ, сможет быть полезным. Необходимо только доработать систему до более устойчивого передвижения и способности переносить тяжёлые грузы. Посмотрев это видео, вы сможете более подробно ознакомиться с «животными» архитектора.
Не менее интересны работы Энтони Хоу – американского скульптора, также использующего для движения силу ветра. Его работы напоминают научно-фантастическое оборудование, они завораживают и гипнотизируют.
В каждом своём проекте художник решает задачи с повышенной механической сложностью, не забывая об эстетической стороне работы. Увидеть творения художника можно в этом видео.
Кинетическое искусство даёт волю фантазии и позволяет объёмнее воспринимать идеи художника.
Автор: Анастасия Тимофеенко