20 декабря в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Багатели» русского художника, основоположника и теоретика абстракционизма Василия Кандинского (1866-1944). Экспозиция, приуроченная к 150-летию со дня рождения живописца, включает в себя более 50 произведений, ставших своеобразным проводником в мир художника, в полной мере отобразив, как менялись его взгляды на искусство с течением времени.

Выставочное пространство охватывает три музейных зала, посвящённых разным периодам творчества Василия Кандинского. Так, в одном из них представлены графические работы 1915-1920 годов, в числе которых известные собрания «композиций»: «VII», «Беспредметная композиция» (1915), «Импровизация 21а» (1911) – апогей беспредметного искусства, принёсший художнику небывалую славу.

«Композиция V», 1915

Центральное место экспозиции занимает живопись на стекле. В её основе лежит старинная немецкая техника «Hinterglasmalerei» («роспись на стекле»), которую художник перенял в начале 1910-х годов в Баварии. Техника «подстекольной» живописи заключается в инверсионной модели рисования: художник пишет маслом на оборотной стороне, при этом композиция воспринимается зрителем слева направо. В московский период 1910-х Кандинский создал около 27 абстрактных акварелей и «стёкол», которые он назвал «багателями» (в переводе с франц. «мелочи», «пустячки»). В этот период из-под кисти художника рождается множество живописных работ, таких как «Амазонка с голубыми львами» (1918), «Амазонка в горах» (1918), «Жар-птица» (1916) и другие. Яркие картины, выполненные акварелью, хранят в себе русские традиции древних сказок и мифов.

«Амазонка в горах», 1917 год

Обращение к средневековым мифологическим образам в творчестве тесно связано с серией религиозных сюжетов в ранних работах художника. Знаменитые «Мадонна с младенцем», «Тайная вечеря» Да Винчи обыгрываются Кандинским все в том же, узнаваемом стиле. В них нет ничего общего с каноническими произведениями – яркие, сочные цвета излюбленных художником «красных», «жёлтых» и «голубых» оттенков придают работам всё тот же сказочный и в чём-то мультипликационный характер.

Помимо живописных работ на стекле, рисунков в музее представлены ранние гравюры Кандинского. Мрачные с первого взгляда картинки из ксилографического альбома «Стихи без слов» (1903) являются большим шагом на пути к абстрактному искусству. Творчество еще имеет форму: человеческие силуэты, природные образы словно рождают новую историю. Своеобразные стихи без слов, где главенствующим является не слово и язык, а кисть и полотно. Художник заставляет зрителей на время отключить разум, поддаться чувству, включить воображение. Так, из маленьких «отрывков» рождается действие, слово, мысль: иллюстрации становятся не дополнением к тексту, они и есть сам текст.

«Оглавление» альбома «Стихи без слов», 1913

Страница альбома

Одним из лейтмотивов выставки «Багатели» является любовная линия Кандинского и его жены Нины. «Мы попытались рассказать историю, как это делают сценаристы, когда пытаются создать фильм. В данном случае, это история встречи Кандинского и его жены», — рассказала директор музея Марина Лошак на показе выставки. Примечательно, что именно в Пушкинском музее в 1916 году состоялась первая встреча художника и его возлюбленной. В этот раз их истории любви посвящён отдельный зал, в котором собраны живописные стёкла Нины, выполненные в художественном стиле Кандинского («Прогулка», 1917).

 

«Портрет Нины» (1917)

«Единственным судьёй, руководителем и мерилом должно быть чувство», — напишет Кандинский в своём художественном трактате «Точка и линия на плоскости» в 1926 году. И вот уже десятки лет абстрактное искусство в его исполнении рождает те самые эмоции и чувства у самых искренних почитателей его творчества. Выставка «Багатели» не исключение. Это короткая повесть об искусстве, изменении, духовном росте и любви. Выставка продлится до 12 февраля 2017 года.

Автор: Дарья Зарубина

Фото: Владимир Вяткин, «РИА новости»