У художников особый взгляд на мир. Даже повседневные объекты, окружающие всех нас в городе, для них — не утилитарные вещи, а повод для творчества. В холст может превратиться всё что угодно: стены зданий, тротуар, уличные знаки, дорожные люки. В нашей подборке — пять уличных художников, чьими стараниями городская среда становится более привлекательной и менее скучной.

Миниатюры на жевательной резинке

Идеи для творчества британский художник Бен Уилсон находит буквально под ногами — там же можно обнаружить и его произведения. Он отыскивает на асфальте прилипшие кусочки жевательной резинки, которую подошвы ботинок пешеходов растоптали до плоского состояния, и расписывает их красками. Первые работы в этом стиле Уилсон выполнил еще в 1998 году — почти четверть века назад. С тех пор он набил руку и выработал идеальную технику. Сначала нужно подготовить поверхность: размягчить застывшую лепешку жвачки газовой горелкой, нанести политуру (отделочное покрытие) и акриловую эмаль в три слоя. Затем можно приступать к рисунку, правда для этого потребуется предельная аккуратность, ведь работать приходится на поверхности диаметром в 1-4 см.  Уилсон рисует тонкими кистями и сразу подсушивает краски при помощи зажигалки. Сюжеты его «картин» никогда не повторяются: он пишет пейзажи, портреты, бытовые сценки, изображения животных, фантастических персонажей. Всего художник нарисовал около 10 000 миниатюр на жевательной резинке, главным образом, в Лондоне — но иногда у него случаются и сессии «на пленэре» в других городах и странах Европы.

Дорожные знаки с человеческим лицом

Французский стрит-арт художник Клет Абраам живет и работает в итальянской Флоренции — знаковом для представителей искусства городе, где в своё время творили Микеланджело и Рембрандт. Правда его работы, в отличие от картин великих художников эпохи Возрождения, не висят в галереях. Увидеть их можно прямо на улицах, а точнее — на уличных знаках дорожного движения, которые он иронично обыгрывает с помощью стикеров. Абраам наклеивает на обычные знаки вроде «проезд запрещен», то есть белого «кирпича» на красном фоне, дополнительные элементы: глаза, руки, фигуры человечков, благодаря которым они «оживают». Знак пересечения с главной дорогой его стараниями превратился в символ молитвы: художник поместил в центре знака сложенные в смиренном жесте ладони. К знаку «движение направо», белой стрелке на синем фоне, он дорисовал стадо овец, как бы предупреждая, что автомобилисту стоит ждать встречи с этими животными. Абраама неоднократно ловила полиция и штрафовали за вандализм, но это его не останавливает, как не останавливает и арт-критиков, многие из которых считают его деятельность настоящим искусством.

Мультяшные персонажи в Нью-Йорке

Иногда посмотришь на почтовый ящик, припаркованный автомобиль или стену дома — и кажется, что видишь не обычный предмет, а забавную мордашку. Такая зрительная иллюзия, когда в очертаниях обычных предметов мы видим что-то совсем другое (фигуры людей и животных в облаках, обоях или орнаменте ковра) даже имеет научное название — парейдолия. Анонимный художник из Нью-Йорка, который скрывается за псевдонимом Том Боб, — настоящий парейдолический профи. Он находит на улицах города какие-либо несовершенства — унылые люки, мусорные баки, решетки, водостоки — и дорисовывает к ним веселых мультяшных персонажей, делая их частью картины. Например, торчащая труба превращается в хобот слоненка, а дорожный конус — в нарядную шляпу для эльфа. Чем-то похожим занимается известен британец Бэнкси, правда, его работы имеют острый социальный и политический контекст. В инстаграме Тома Боба уже более 270 тысяч подписчиков.

Игра с крупной формой

Испанский художник SpY — настоящая легенда в мире стрит-арта. Он изобретательно обыгрывает городскую среду еще с середины 1980-х годов, а его проекты отличаются масштабностью — и тем, что свои инсталляции он согласовывает с властями. Например, в 2019 году в Мадриде он повесил огромный «месяц» на подъемный кран, установленный между возводящимися многоэтажками в честь 50-летия высадки человека на Луну. А за пару лет до этого в муниципалитете Орденес установил лабиринт, собранный из заградительных решеток, которые использует полиция для регулирования движения пешеходов. Своими работами он пытается не только вдохнуть новые смыслы в привычные объекты, но и привлечь внимание к общественно-социальным проблемам.

Приключения лилипутов

Уроженец Великобритании Стюарт Пэнтолл, который работает под псевдонимом Слинкачу, пытается с помощью своего искусства мотивировать людей быть более внимательными к окружающему их миру. В своей студии он моделирует и раскрашивает крошечные, не больше пары сантиметров в высоту, фигурки людей — а затем помещает их на различные уличные предметы так, чтобы получилась какая-либо оригинальная сценка. Например, однажды Слинкачу увидел на пляже разбитую бутылку и обыграл ее с помощью фигурок так, будто на ее осколках уборщица ругается на компанию праздно шатающейся молодежи. А кожуру от банана он превратил в «шатер для беженцев». Есть у художника и зарубежные работы: свои миниатюрные инсталляции он собирал, например, в Нью-Йорке, Пекине и даже Москве. По словам художника, его цель — сделать так, чтобы люди активнее смотрели по сторонам и чаще подмечали детали. Действительно, только самые внимательные горожане могут обнаружить его работы.

На обложке работа Стюарта Пэнтолла