Премия актуальной музыки Jagermeister Indie Awards существует с недавнего времени: впервые она была проведена в 2014 году. Для России подобного рода событие, пожалуй, ещё не совсем привычно. Современные музыкальные течения начинают активно развиваться в нашей стране: постепенно формируются площадки, которые дают возможность молодым исполнителям развиваться, а посредством социальных сетей идёт активное распространение новой музыкальной культуры. Поэтому совсем неудивительно, что, помимо экспертного совета, в выборе номинантов участвовали и интернет-пользователи.

Ведущий вечера: Олег Гаркуша — поэт, актёр, участник группы «Аукцыон»

Организаторы постарались сформировать такой состав жюри, который бы позволил приблизиться к максимально объективной оценке исполнителей. Среди них были журналист, первый рок-критик СССР Артемий Троицкий и лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, которые поздравили победителей в номинациях с помощью телемоста; главный редактор журнала «Афиша» Даниил Трабун; создатель лейбла «Среда» и серии одноимённых мероприятий в поддержку российской независимой музыки Александр Горбачев; основатель музыкальной формации Roots United Дмитрий Агалаков; шеф-редактор раздела «Современная музыка» сайта Colta.ru Денис Бояринов; руководитель краснодарских The Rock Bar и Wilson Pub, специализирующихся на проведении живых концертов Сергей Седых; музыкальный редактор онлайн-издания «Афиша-Воздух», один из создателей сайта о хип-хоп культуре The Flow Андрей Никитин; главный редактор онлайн-издания Furfur Саша Сколков и многие другие авторитетные личности.

В этом году в качестве эксперта был приглашён и Алексей Николаев, основатель консультационного бюро в сфере музыкального бизнеса InSimple, с которым удалось поговорить как о новом музыкальном поколении, так и о его профессиональной деятельности.

Алексей, Вы являетесь экспертом премии в этом году. Были ли Вы им в прошлом году?

На этой премии я впервые. Но как оказалось, я уже был знаком с организаторами – они ходили ко мне на курсы InSimple.

Что Вы можете сказать о данной премии?

Я рад, что такое событие есть, потому что оно способствует интеграции музыкального рынка. Большинство ребят, которые сюда приходят, либо музыканты, либо участники каких-либо проектов, либо музыкальные менеджеры. Они видят, что они не одни, их много, что есть некая среда, где можно работать. Иногда кажется, что они где-то одни сидят на задворках, что их музыка никому не нужна. А здесь они понимают, что их коллеги участвуют в музыкальной деятельности и что в общем-то нет никакой предвзятости. Может быть, она и есть в определённой степени, так как у экспертов могут быть ограничены источники информации, чтобы оценивать всех на равных условиях, но никаких «подводных течений» нет, по крайней мере, я их не вижу.

Алексей Николаев, основатель консультационного бюро в сфере музыкального бизнеса InSimple

Могли бы Вы обозначить перспективы развития современной российской музыкальной индустрии и есть ли они вообще?

Мне бы хотелось, чтобы это действительно стало индустрией. У индустрии должна быть крепкая база, то есть рынок, у которого должна быть конкретная структура, чтобы не было спонтанных движений. Перспективы, я думаю, есть однозначно, потому что молодое поколение, которое мы видим, в том числе здесь, рождено в 90-е годы, и поэтому они не знают тех догм, которые мешают часто людям постарше двигаться свободно. У них нет границ, они вовсе не стремятся пролезть на телевидение. Они не думают уже так, что надо делать музыку, за которую платят деньги. Вот это поколение, которое мы видим здесь, оно в общем-то создаёт ту среду, где рынок начинает рождаться. Даже на своих лекциях, встречах, которые мы проводим, мы видим, что ребята начинают действовать более осознанно, они видят, что не надо «вести натуральное хозяйство», что есть специализации: есть лейблы, паблишеры, есть менеджмент, который занимается не продажами, а организацией, есть маркетинг, и они понимают, что пиар – это не маркетинг и т.д. То есть перспективы есть, а насколько индустрия вырастит? До нынешних политического и экономического кризисов ощущался очень бурный рост. Он был основан на хобби-буме: кто-то увлекался музыкой, соответственно, покупал всяческое оборудование, которое для увлечения было необходимо. Сейчас, в кризис, стало немного тяжелее. Но кризис «смёл» рынок корпоративов – музыканты перестали вечно хотеть попасть на корпоратив, они захотели играть для живой аудитории, и это, как ни парадоксально, даёт в результате более качественную музыку.

«Перспективы, я думаю, есть однозначно, потому что молодое поколение, которое мы видим, в том числе здесь, рождено в 90-е годы, и поэтому они не знают тех догм, которые мешают часто людям постарше двигаться свободно»

Вы можете назвать какие-то препятствия, которые не дают полноценно развиваться молодым исполнителям?

Отсутствие медиа-среды. Эта среда стала стихийной благодаря Интернету. Радио в этом плане стало вымирающим – его всё-таки уже слушают только в машине, по дороге. Телевидение – я думаю, что подростки уже больше смотрят клипы, размещённые в сети. Но нет кураторов вкусов, кураторов мнений, музыкальная журналистика крайне плохо развита. Есть, например, классный музыкальный инди-артист, выиграл премию Jagermeister Indie Awards – кому нужно дать информационный повод?

То есть Вы даже не видите конкретного представителя из медиа-сферы, который мог бы рассказать о молодом поколении исполнителей?

Возможно, «Афиша-Волна»…

А если говорить об авторитетном «Rolling Stone»?

Они уже всё-таки не тейст-мейкеры… Я бы рассчитывал, пожалуй, на «Colta» – у них есть определённая специфика, но а ещё? Есть отдельные люди, такие как Борис Барабанов (член жюри Jagermeister Indie Awards 2015, корреспондент газеты «КомменраснтЪ» – прим. автора), которые создают интересные материалы. Но а ещё кого можно назвать? Возможно я кого-то не знаю, но по сути пальцев одной руки хватило, чтобы всех перечислить. Да, есть разные блоги, журналы, где есть раздел культуры, но там нет таких лидеров мнений, нормальной среды музыкальной журналистики, в которой бы интересно и занимательно рассказали, как музыка сейчас развивается, что это такое.

«Есть разные блоги, журналы, где есть раздел культуры, но там нет таких лидеров мнений, нормальной среды музыкальной журналистики, в которой бы интересно и занимательно рассказали, как музыка сейчас развивается, что это такое»

На самом деле сейчас идёт некое, если можно так выразиться, «подпольное» развитие в социальных сетях…

Да, именно, это очень хорошо развито у хардкорщиков, у панков – это вот действительно настоящее «подполье», и оно очень большое. Почему, например, рэперы собирают большие залы? Это происходит за счёт соц сетей. Нет прессы, хотя, впрочем, есть RAP.RU, который достаточно популярен.

А есть ли шанс, что в ближайшее время, что это «подполье» выйдет на другой уровень?

Да, конечно. Это инди, которое, нельзя назвать «подпольем», но мы видим, что оно уже на другом уровне, потому что ребята, которые находятся здесь, они будут и сегодня, и завтра, они играют на летних фестивалях, они собирают залы. А вот тем, которые работают в шоу-бизнесе, стоит немного задуматься, потому что они потеряли чувство реальности: они держатся на том, что они работают на привычных старых медиа-каналах, которые больше неэффективны. И процентов 80 музыкальных слушателей составляет всё-таки именно молодёжь, которая пользуется новыми формами социальных медиа.

Вот сейчас мне прислали интересный запрос на консультацию от manizha. У неё очень много подписчиков в Инстаграме, 140 тысяч с лишним. Я не знаю, как это получилось, но предполагаю, что само собой. Она создала форму коротких видеоклипов, которые идеально встали в формат Инстаграма: несколько образов, музыка, соединённые в одном коротком клипе – это супер находка. И вот в данном случае я могу поверить, что 140 с лишним фолловеров, наверное, появились не просто так, они реальны, потому что интересный контент.

А если говорить о номинантах данной премии: когда был отборочный тур, и Вы прослушивали композиции, Вы можете сказать, что в ближайшие несколько лет появятся прорывные артисты, которые изменят взгляд на нашу музыкальную индустрию?

Обязательно прорывы будут, но, как я уже говорил, проблема состоит в отсутствии медиа-каналов, то есть даже выбор тех же экспертов достаточно предсказуем, потому что это всё, что на основных медиа-каналах муссируется. У них нет возможностей, времени смотреть, разбираться, глубоко копать. В то же время всё равно, премия актуальной музыки, на мой взгляд, удалась. И среди молодых ребят, о которых сегодня в основном идёт речь, можно выделить интересных представителей, например, вокалиста питерской группы Brightt – у них классные красивые композиции и их не хочется выключать. Он понимает, что всё возможно, что нет барьеров. Он может быть пока и не в топе, но за него голосуют, он видит эту динамику, пусть за него проголосовало не самое большое количество, но это живая аудитория, и это уже прорыв. Ну а какой стиль станет ведущим? Бог его знает, сегодня один, завтра другой…

Относительно стиля, мне кажется, что «все острова давно открыты», и сейчас изобретать что-то новое достаточно трудно.

Ну, постмодернизм всегда придумывает какую-то коллаборацию. Опять же если говорить о manizha касательно музыки там принципиально ничего нового нет, но она очень высокого качества и сам формат подачи крайне актуальный. То есть социальные медиа диктуют новые форматы самого контента. Так и Youtube – например, чтобы он монетизировался лучше, нужно, чтобы пользователь посмотрел ролик от начала и до конца. Когда твою музыку исполняет какой-то другой исполнитель, парадирует тебя, зачёт просмотров всё равно идёт тебе. Нужно, чтобы тебя парадировали, но не в том смысле, чтобы над тобой смеялись – надо иногда, чтобы просто копировали твой стиль. Даже те же «Gangnam style», «Harlem shake» – 80%  и 90% поступлений средств правообладателям с чужих видео, соответственно, в свои видео надо включать какие-то элементы, которые позволят людям тебя копировать, либо это должен быть мем. Да даже «Лада Седан Баклажан» – понятное дело, кто-то любит, кто-то нет, но это супер мем, потому что все сразу повыкладывали свои «лады седаны баклажаны». Вот Youtube диктует такой формат.

Что бы Вы хотели донести людям посредством Вашей деятельности, есть ли какая-то идея?

Наверное, это не совсем правильно сказать, что я хочу донести какую-то идею. Мне хочется, чтобы мне было куда пойти и было что послушать. И чтобы это произошло, нужно, чтобы люди поверили в себя, поняли, что все преграды лишь в их головах и нигде больше. Цель моей деятельности в том, чтобы они смогли реализовать себя. А какая идея, я, честно говоря, не знаю. Нужно, чтобы люди увидели друг друга, убрали из головы стереотипы, перестали конкурировать между собой: ведь если вы слушаете одну группу, это не значит, что вы не будете слушать другую группу, вы будете слушать всё, что вам нравится. А какая-то идея необязательно должна быть. Мне нравится, когда люди приходят, говорят, что всё сложно, а выходят – у них огонь в глазах, и они понимают что всё возможно. И самое крутое, когда я вижу, что прошло год-полтора, и они пишут: «Смотри, у нас получилось», – и вот это результат.

 

 

За награду Jagermeister Indie Awards боролись и дебютанты современной независимой сцены. Один из таких исполнителей – Антон Старостин, упомянутый в интервью Алексеем Николаевым. Антон – лидер питерской группы Brightt, вошедшей в TOP-50 номинации Young Blood. Группа существует с 2014 года и исполняет мелодичный пиано-рок.

Как Вы узнали о премии и почему решили поучаствовать?

О премии узнал через знакомого из New Tone Academy. Как раз этой осенью у нас вышел первый альбом и приурочить к этому событию ещё и престижную премию – это то, что нужно. Поэтому мы и решили подать заявку. Группа хорошо поработала на первом этапе голосования, чтобы пройти в TOP-50, и мы прошли. Собственно, поэтому я здесь.

Антон Старостин – лидер питерской группы Brightt

В каких-то подобных событиях уже участвовали?

Нет, в подобных принимаем участие в первый раз. Участвуем в фестивалях. Из последнего – мы прошли в полуфинал известного петербургского фестиваля Revolution 2016.

А преимущественно Вы развиваетесь за счёт чего?

Сейчас большую роль играют социальные сети. Плюс – знакомства, например, с Алексеем Николаевым я познакомился, прочитав интервью с ним, после чего решил пройти курс по Музыкальному бизнесу в InSimple, что и сделал весной этого года.

Как Вы видите российский музыкальный рынок?

Сейчас в России возрождается музыкальная культура. Причём я думаю, что мода на английский язык пройдёт. Мы сейчас поём на английском, но я предчувствую, что всё-таки скоро группы перейдут на русский язык. Уверен, с русским языком можно будет успешно выйти на международный рынок. Всё дело в качестве музыки.

«Уверен, с русским языком можно будет успешно выйти на международный рынок. Всё дело в качестве музыки»

Конкретно сейчас по пальцам пересчитать российских исполнителей, которых знают на международном уровне…первое, что приходит в голову, Tesla Boy

Tesla Boy, да, Therr Maitz сейчас узнали на международном рынке. Кстати, Иван Дорн тоже хороший пример, у него недавно было турне по США, хотя он поёт на русском языке. Но здесь качество музыки играет свою роль. Хочется, чтобы таких исполнителей было больше.

Ариэль Розенберг — фронтмен команды Ariel Pink, выступление которой стало завершением вечера

С какими трудностями вы как молодые исполнители чаще всего сталкиваетесь? Это всё-таки больше финансовая сторона?

Разумеется, всем музыкантам сейчас приходится подрабатывать. Чтобы прокормить себя на первых порах чисто музыкой, нужно либо играть каверы, которые тебе совершенно не нравятся, либо совмещать два рода деятельности. По крайней мере, у нас так выходит. Лично я вижу прекрасные примеры, как ребята один за другим выбираются и начинают заниматься любимым делом. Говоря о собственных амбициях, хотелось бы полностью реализовать себя в музыкальной сфере, понять как работает эта индустрия и найти в ней своё место. Сейчас мы активно работаем в этом направлении, стараемся вкладывать максимум.

Если говорить о публике: некоторые люди привыкли к стандартным радио и тв-каналам, транслирующим всем известную, привычную музыку. Иногда, например, в отдалённых регионах, люди вряд ли назовут молодых исполнителей…. В перспективе как можно донести и до них, что музыкальный мир в России гораздо шире?

ВКонтакте сейчас присутствует практически всё население страны. Многое можно сделать с помощью таргетинга, рекламы по регионам, после чего организовать тур. В турах тебя узнают люди из других городов и твоя аудитория существенно увеличивается. Донести свою музыку вполне реально, просто это долгая, упорная работа.

Мы с вами сейчас находимся в самом начале — присутствуем при зарождении новой российской музыкальной культуры. Думаю, что лет через 10-15 это получит резонанс. Сейчас рождаются те имена, которые впоследствии будут править балом.

Автор: Анастасия Белякова

Фото: Анастасия Топонен

Автор видеообзора: Елена Дмитриева