Выставка феминистского искусства «И – искусство. Ф – феминизм. Актуальный словарь» прошла с 28 октября по 7 ноября в здании Научно-исследовательского института дальней радиосвязи. Для создания этой экспозиции объединились несколько десятков художников и художниц. Одна из них – Микаэла, художница и организатор, немного рассказала о том, как проходила подготовка к этому мероприятию.

«Мы хотели сделать проект, который был бы одновременно и художественной выставкой, и образовательным экскурсом. Каждая работа этой экспозиции прикреплена к определённому термину и с этим термином раскрывается как словарная статья. К участию в выставке приглашали всех желающих, заявок пришло удивительно много – никто не ожидал, что на такую, казалось бы, непопулярную тему, как феминизм, откликнется столько художников. Из ста пятидесяти заявок было отобрано только около сорока. Отбор производился таким образом, чтобы представленные на выставки работы отражали проявление разных феминистских стратегий в искусстве».

Самая старая феминистская стратегия – привнесение в искусство так называемых «запретных» тем: тем, которые раньше считались недостойными отражения в работах художников (беременность, бытовые аспекты материнства и прочие). Другая стратегия – поиск женщин-художниц в истории. Это не просто поиск забытых художниц, это – частичный или даже полный пересмотр иерархии искусства. Например, согласно такому подходу, «истинно женские ремёсла» – вышивка, вязание, плетение – должны быть признаны произведениями искусства наравне с картинами или скульптурами. Такая стратегия также подразумевает привнесение «ремесленных» техник в современное искусство, их некую реабилитацию.

Экспозиция представляет собой многогранный и многослойный словарь терминов искусства и феминизма. Первое, что видит посетитель выставки – список и расшифровку понятий, с которыми ему предстоит столкнуться при знакомстве с представленными работами. Илмира Болотян, составительница вступительного слова, поясняет в своём тексте, что словарь не является академическим, а представляет собой срез мнений и подходов. Это наглядно подтверждается тем, что каждая представленная работа сопровождается одним из терминов глоссария и авторским комментарием, своеобразно раскрывающим это понятие – феминистское, культурное или просто абстрактно жизненное. Таким образом, выставка представляет собой не просто собранные в одном месте работы разных художниц, объединённых одной темой, но и некое социальное исследование, социальный смысл, социальный посыл.

В глаза только что пришедшему посетителю бросается гигантский художественный коллаж Анны Ивановой.

Художественный коллаж Анны Ивановой. Фото автора

Для того чтобы понять всё заложенное в этой работе, надо вспомнить определение и содержание такого термина как «женское искусство», закрепленного за гигантским коллажем. Это легко сделать, если заглянуть, например, в соответствующие трактаты девятнадцатого или даже двадцатого века. Согласно им, женское искусство, во-первых, декоративное, во-вторых, прикладное, и, в-третьих, должно быть «про цветочки», но может быть связано с работой по ткани, едой или детьми. Аня в своей работе гиперболизировала и высмеяла все возможные штампы – здесь и цветы, и кухонная утварь, и прорисованные лоскутки ткани, и ребёнок во главе всего. Все элементы картины огромны и непропорциональны, выполнены нарочито небрежно, подчёркнуто грубо, неэстетично, но при этом работа сохраняет художественную ценность и красоту.

«Работа над ошибками» Алисы Таежной – несколько белых листов бумаги, испещрённых мелкими буквами.

«Работа над ошибками» Алисы Таежной. Фото автора

Приглядевшись, можно увидеть короткую статью-введение и только два слова в работе – «осознаю» и «стыдно». Изначально, рассказывает Микаэла, художница заявляла другую работу – она, журналистка, планировала распечатать свои старые статьи, наводненные сексистскими штампами, и красной ручкой исправить в них всё, что она теперь считает недопустимым. Вместо этого – новая работа. Какая работа подошла бы проекту больше? Сложно сказать. Да, выведенный на бумагу текст с выделенными грубыми и унижающими словами являлся бы работой не только яркой и показательной, но и носил бы образовательный характер. С другой стороны, работа, дошедшая до выставки, оказывает на зрителя потрясающие воздействие. И необязательно видеть красные штрихи, чтобы понять, что осознавать и за что стыдно. Привязка к термину «Осознанность». Просто, лаконично, понятно. «И для исправления ошибок не хватит никакой красной ручки».

Скульптура Марины Андросович, расположенная в центре одного из выставочных холлов, называется «Голос», а словарная статья, относящаяся к этой работе – репрезентация.

Скульптура «Голос» Марины Андросович. Фото автора

Цветы на вершинах столбов вызывают ассоциации с женскими прическами; листья одного из растений даже сплетены в косичку. Художница создает работу прежде всего о том, как репрезентирована женщина в скульптуре.

Вспомните классическую, например, греческую, скульптуру, изображающую женщину – плавность линий, мрамор, стереотипная идеальность. Марина Андросович предлагает вместо этого антропоморфные столбы земли. Растения в этом случае – волосы, которые по достижению ими некой длины подрезаются, заплетаются и подгоняются под определенный стандарт, лишаются естественности. Это напоминает заключение женщины в установленные обществом рамки нормы, морали, поведения и внешнего вида.

Безголосость столбов резко контрастирует с названием работы, земля, из который они сделаны, отсылает к установленной роли «женщины, работающей в саду». Скульптура напоминает колоссальный бунт комнатных растений, их побег из глиняных горшков и с подоконников, их освобождение и торжество.

Когда мы только пришли на выставку, столб был разрушен – композиция состояла из нескольких ровных столбов и одного упавшего. Пришедшая позже художница пояснила, что это абсолютная случайность, и все скульптуры должны стоять ровно. Любопытный факт – наверху рухнувшего столба стояло то самое заплетенное в идеальную косичку растение. Совпадение? Может быть. Интересно, что в таком полуразрушенном виде композиция и работа приобретают новое значение – слом, разрушение женщины обществом, её крах под давлением норм и окружающих границ. Конечно, в изначальном варианте работы точно такая же идея заложена не была; но, безусловно, интересно наблюдать за теми метаморфозами, которые может повлечь за собой малейшее изменение художественной работы.

Как уже говорилось ранее, демонстрация проектов и перформансов не являлась единственной целью организаторов выставки. Многие из художниц – активистки феминистского движения, поэтому их работы социально ориентированы и политизированы. самарско-тольяттинская феминистская группа подготовила информационно-художественную работу о репродуктивном насилии.

РСФСР в своё время стала одной из первых стран, узаконивших аборты в 1920 году. С 1936 по 1955 годы в Союзе действовал официальный запрет на прерывание беременность при отсутствии медицинских показаний – тем не менее, число проводимых в год процедур в эти годы только росло[1].

Феминистская группа подготовила информационно-художественную работу о репродуктивном насилии. Фото автора

Работа самарско-тольяттинского объединения представляет собой обыкновенный медицинский шкаф советских времен, внутри которого помещены предметы, используемые для проведения процедуры аборта в бытовых (небольничных) условиях. Коротко, просто, мрачно. Лук, выбивающийся на первый взгляд из общей картины, это тоже «найденный предмет», используемый. Догадаться как и почему нетрудно. Сложнее поверить и представить, что государство может позволять своим гражданам идти на такие меры. Говорить об этом не принято, а думать не хочется. Получается почти всеобщее молчаливое согласие на репродуктивное насилие, словарная статья о котором прикреплена к работе. Надо говорить, надо думать. Надо понимать.

Тому, о чём не принято говорить, на выставке отведена отдельная темная комната. Дверь туда замаскирована под белую стену – если она закрыта, то, не приглядевшись, можно пройти мимо.

Дверь, ведущая к тому, «о чем нельзя говорить». Фото автора

В комнате разместили проекты об адаптации, сопротивлении, исключении и власти. Первой посвящен проект Екатерины Ненашевой «Не бойся» – эксперимент, по условиям которого сама Екатерина носила форму заключённой в публичных местах. Проект состоит из нескольких частей. Первая – серии фотографий, сделанных Верой Новиковой – на эскалаторе, в торговом центре, на Красной площади. Вторая – швейная машинка, обклеенной письмами заключенных. Третья – условно говоря, «документация» – записи фраз и фотографии случайных встречных – невольных участников эксперимента.

Термин «исключение» иллюстрируется цветной газетой «Здравствуй, сестра» Ксении Сонной. В газете собраны материалы (фотографии, статьи, статистика), посвящённые условиям выживания и труда женщин-мигранток в России.

Фото автора

Рядом с тёмной комнатой размещается прекрасная и крайне позитивная серия листовок Полины Дробиной «Поддержи или пройди мимо». Работа сопровождается термином «материнство» и демонстрирует матерей и их точку зрения на своё положение. О материнстве можно было бы говорить пессимистично и мрачно, а Полина Дробина решает показать независимость, моральную и физическую силу женщин, родивших и воспитывающих детей. И забавно («Я умею делать людей»), и по-настоящему серьёзно («Материнство – это работа»). В феминистском словаре существует даже термин «репродуктивный труд», который обозначает неоплачиваемый женский труд по воспитанию ребёнка и уходу за ним.

Серия листовок Полины Дробиной «Поддержи или пройди мимо». Фото автора

Экскурсия завершается забавной игрой в лекционном холле этажом ниже. На деревянной доске, разделенной на «мужскую» и «женскую» половины, посетителям предлагают разложить пары карточек, относя их к какому-либо полу.

Фото автора

Недоумение вызывают уже сами карточки: например, пара «жёлтое» – «зелёное» или пара «Android» – «IOS», но сделать выбор и объяснить его (прежде всего самому себе) – гораздо сложнее. Удивительно, что решить и обосновать собственное решение всё-таки получается, несмотря на то, что вне пары и вне игры большинство карточек ни к одному из гендеров не привязаны. Получается весело и смешно – смеёмся над тем, что мы, прогрессивные девушки двадцать первого века, занимаемся разрушением гендерных стереотипов в рамках одной деревянной доски.

Но, как говорится, «от смешного до серьёзного». Такие проекты все-таки меняют людей: это уникальная возможность посмотреть на привычный мир совершенно по-другому, вспомнить, выучить, задуматься.

Взять наконец красную ручку и приступить к работе над ошибками, потому что начать никогда не поздно.

Автор: Юлия Мейхер

Главное фото: фото автора

[1] Информация из справочного материала, сопровождающего работу.