«То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости»
Эразм Роттердамский
Сюжет о грехах и странные персонажи – это то, чем известно творчество голландского художника Иеронима Босха (1453–1516). 500-летие со дня смерти художника отмечено экспозицией в родном городе Босха – Хертогенбосе, в музее Прадо, а также выставкой в Москве. В статье предлагается знакомство с несколькими картинами великого мастера.
В Центре дизайна Artplay выставка проходит в изменённом формате: помимо привычных проекций картин посетители узнают о событиях и времени, когда творил Иероним Босх, приобщаются к наследию этого художника с подробным описанием изображённого, наблюдают проект «О тех, кто молчит на борту корабля», посвящённый картине Босха «Корабль дураков[1]. Основное произведение, на которое сделан акцент в мультимедийном зале – это триптих «Сад земных наслаждений». Между прочим, недавно вышел онлайн-путеводитель по этой картине[2]. В одном из залов представлена мультимедийная версия «7 смертных грехов».
Босх – это не настоящая фамилия художника, а название родного города, в котором жил Хиеронимус ван Акен (которого все мы знаем как Иеронима Босха), единственный художник, который был известен и за пределами этого небольшого города. Возможно, он выделялся за счёт чувства юмора[3], привнесённого в картины: он рассказывал истории о грехах и об их искуплении при помощи красок и кисти с иронией. Босх жил в период, который предшествовал Реформации[4], когда человек был сильно зависим от мнения церкви и разных предрассудков. Готические принципы оставались главными в творчестве художников: человек ещё не являлся центром интереса и восхваления для мастеров, подражание природе и её изображение на картине не было распространено. Задача живописцев того времени сводилась к тому, чтобы показывать ужасы греховной жизни и расплаты за это в царствии небесном. Предполагалось, что человек, увидев картины, будет настолько впечатлён, что не опустится до греха. В связи с этим интересно посмотреть на «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Иеронима Босха, одну из ранних картин (1475–1480). Для него эта история, рассказанная на примере повседневных ситуаций, которые располагаются по кругу, символизирует цикличность жизни. Центральная часть напоминает глаз, в центре которого изображён Христос, «восставший из гроба и показывающий свои раны»[5] и надпись «Берегись, берегись, Бог видит всё».[6] Добавляют трагизма этой картине ещё две надписи сверху и снизу изображённых грехов. На верхней написано: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они подумали о сем, уразумели, что с ними будет!»[7]. На нижней, в свою очередь, сказано следующее: «Сокрою лицо Моё от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:28-29, 20) По краям расположены четыре окончательные сцены жизни, по мнению Босха и современников (с верхнего левого угла и по часовой стрелке): смерть, страшный суд, рай, ад.
Ещё одной ранней работой является картина «Извлечение камня глупости», или «Исцеление глупости» (1475–1480).
Художник высмеивает легковерие людей, которые верили в то, что можно излечиться от глупости. Для этого обращались к врачам-шарлатанам, которые будто извлекали камень глупости из головы. Внизу картины находится надпись – «Доктор, камень вынь сейчас, а зовусь я Любберт Дас»[8]. Конечно, имя «Любберт» стало впоследствии нарицательным, означающим «тупицу»[9].
Персонажи, знакомые каждому, появились позднее, в картины зрелого периода творчества. Интересно, что во времена свирепствующей инквизиции картины Босха не вызывали критики со стороны церкви, несмотря на противоречивых персонажей. Иероним Босх обладал репутацией набожного живописца, «которому нравились монстры и причудливые пейзажи»[10]. Образы – это результат навязчивой идеи о грехе или знание христианских проповедей и текстов – это вопрос, который волнует исследователей наследия Босха. Одной из таких загадочных картин является «Сад земных наслаждений». Подобно тому как известные художники иллюстрировали «Божественную комедию» Данте Алигьери, Босх создал своё видение мира. На внешних створках триптиха показано сотворение мира.
Левая часть триптиха представляет сотворение Адама и Евы, их жизнь в безмятежном раю с разными животными.
Центральная часть триптиха показывает тот самый сад наслаждений, где помимо веселящихся обнажённых людей есть несколько важных моментов.
Акробаты олицетворяли собой способности, доступные немногим, так как акробатические навыки были присущи не всем[11].
Любовная пара в пузыре, который сделан будто из стекла отсылает к инструментам алхимика, который «совершал трансформацию вещей»[12]. Этот пузырь является символом возможных метаморфоз.
Мёртвая рыба означала грех в целом.
Разбитое яйцо было символом пустоты и несовершенства мира.
Сад любви, плоды и ягоды символизировали похоть и распутство.
Правая часть триптиха представляет чудовищные фантазии художника на тему ада.
Видение ада Босхом представлено крушащей машиной, которая образована двумя ушами и ножом и человеком-деревом, внутри тела-яйца которого находится таверна.
Музыкальные инструменты служат орудиями пыток.
Пожары и огни показывают муки грешного человека, «напоминая библейское предостережение – разрушение Содома и Гоморры, на которые постоянно изливался дождь из огня и серы»[13].
Автор: Наталья Белова
Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
[1] Artplay. Мультимедийная выставка «Босх. Ожившие видения» // http://www.artplay.ru/events/multimediynaya-vystavka-bosh-ozhivshie-videniya.html.
[2] Jheronimus Bosch – the Garden of Earthly Delights // https://tuinderlusten-jheronimusbosch.ntr.nl/en#.
[3] Харрис Л. Тайная ересь Иеронима Босха. М.: Энигма, 2014. С. 31.
[4] Там же.
[5] Бозинг. В. Иероним Босх. Между адом и раем. Taschen/Арт-родник: Кёльн, 2001. С. 25.
[6] Указ. соч. С. 25.
[7] Указ. соч. С. 26.
[8] Бозинг. В. Иероним Босх. Между адом и раем. Taschen/Арт-родник: Кёльн, 2001. С. 28.
[9] Там же.
[10] Тайная ересь. С. 40.
[11] Дзери Ф. Сад земных наслаждений. Босх/Сто великих картин. М.: Белый город, 2001. С. 9.
[12] Указ. соч. С. 4.
[13] Дзери Ф. Сад земных наслаждений. Босх/Сто великих картин. М.: Белый город, 2001. С. 12.