Фестиваль МедиаУдар открылся вчера в Москве и стал юбилейным – пятым. МедиаУдар – международное сообщество, направленное на изучение, артикуляцию, документацию, поддержку и развитие активистского искусства. Это открытая платформа, позиция которой заключается не в приверженности одной из идеологий, а в стремлении к открытости, равенству участников и прямой демократии как принципу принятия решений. Фестиваль формируется по принципу самоорганизации рабочей группы художников, активистов, искусствоведов и философов в формате «баркэмп» – неофициальной конференции, создаваемой самими участниками. Это включает в себя ассамблеи, экспедиции, издательскую деятельность, выставки, презентации, лекции, воркшопы, дискуссии, литературные читки, концерты, видеопоказы, резиденции, совместные акции, теоретическую лабораторию. МедиаУдар проходит на площадке ЦТИ Фабрика с 7 сентября по 21 сентября 2016 года. Мы поговорили с членом рабочей группы фестиваля Татьяной Волковой о синтезе искусства и активизма, проекте «Наркофобия» и социальных проблемах.

Здравствуйте, Татьяна! Хотелось бы с вами поговорить о сути МедиаУдара. Главная цель фестиваля – это проявление гражданской позиции. Как от года к году меняется тематика фестиваля?

Важным для фестиваля является включение художественных практик в социальные проекты, и на его платформе собираются художники и активисты, которые своими действиями решают реальные проблемы. Поэтому тематики у фестивалей нет, это открытая горизонтальная платформа, куда может прийти каждый и предложить обсудить и развить свою инициативу, используя для этого ресурсы фестиваля – человеческий, медийный и прочие.

Фестиваль – это больше платформа для обсуждения, чем выставка? Что из себя представляет МедиаУдар?

Именно платформа для обсуждения и реализации проектов, от формата традиционной выставочной репрезентации мы отказались уже давно, исходя из того, что активистское искусство делается не в и не для выставочных залов, а в них попадает, как правило, уже в виде документации или артефактов (например, лозунгов), оставшихся после акций. Есть ещё жанр социальной графики, в котором авторы обращаются к интересующим их проблемам. Мы не делаем выставок как таковых, у нас могут быть экспозиции к каким-то фестивальным событиям – презентациям, дискуссиям. Или, например, в этом году оформлением пространства зала служат работы, которые вошли в раздел «Проект художника» нашей новой книги «МедиаУдар: активистское искусство сегодня», которую мы презентуем на фестивале 14 сентября. Это уже второй выпуск такого сборника, и был ещё издан каталог первого фестиваля.

Фестиваль можно сравнить с живым организмом, так как от года к году меняется площадка и события, которые находят отражение в работах участников. В связи с этим интересно узнать, есть «постоянные величины» у организаторов?

Постоянной величиной плюс-минус является ядро людей, которые занимаются непосредственно организацией самих фестивальных мероприятий, тогда как в разное время и в разных форматах в событиях МедиаУдара могут принимать совершенно различные люди. И постоянной величиной остаётся задача фестиваля – служить платформой для людей, чьи практики находятся между искусством и активизмом.

«Это платформа для обсуждения и реализации проектов, от формата традиционной выставочной репрезентации мы отказались уже давно, исходя из того, что активистское искусство делается не в и не для выставочных залов, а в них попадает, как правило, уже в виде документации или артефактов (например, лозунгов), оставшихся после акций»

Какую форму принимает активистское искусство?

Оно может принимать любую форму, часто это публичные акции,  но это может быть и живопись или графика, фотография, видео, интернет-кампания.

Как определяется синтез искусства и активизма? Есть ли критерии для отбора или это выбор, больше основанный на интуитивном подходе?

Никакой интуиции и никакого отбора, есть строгие ограничения: для нас неприемлем фашизм, ксенофобия, сексизм, всё остальное может существовать на нашей платформе.

Какие работы/события запомнились больше всего за годы проведения фестиваля?

Столько всего было за эти годы, что невозможно выделить что-то конкретное. Я думаю, что важны не отдельные яркие проекты, а сама плотность множества событий, перетекание одних процессов в другие, свободный поток.

Влияют ли активистские высказывания участников на социальную активность жителей города? Что удалось изменить?

Многие проекты, которые реализуются или представляются на платформе МедиаУдара, направлены на привлечение общественного внимания к тем или иным проблемам. От просто социальной работы их отличают средства, которые они для этого используют – технологии так называемого активистского искусства, то есть искусства, направленного на общественные изменения. Эти общественные изменения очень сложно измерить в конкретных величинах, речь идёт о сдвигах в общественном сознании, которые происходят, как правило, очень медленно, однако имеют большое значение в долгосрочной перспективе.

«Никакой интуиции и никакого отбора, есть строгие ограничения: для нас неприемлем фашизм, ксенофобия, сексизм, всё остальное может существовать на нашей платформе»

Какие проекты удалось реализовать или популяризировать?

С самого начала в рамках  МедиаУдара возник проект «Наркофобия», который мы делаем совместно с фондом защиты прав наркопотребителей имени Андрея Рылькова. Фонд занимается социальной работой в области снижения вреда от наркотиков, а «Наркофобия» стала рупором дискурса гуманной наркополитики в общественном пространстве – то есть идеи, что наркозависимым людям нужна помощь, а не наказание.

И было замечено, что за эти годы репрессивных высказываний по отношению к наркопотребителям в публичной сфере стало гораздо меньше, как и случаев подброса наркотиков в качестве инструмента политического давления на активистов.

Похожие цели преследует, например, проект «Союз выздоравливающих», который, в том числе, занимается темой карательной психиатрии, или Фем-клуб, участницы которого работают с проблемами дискриминации и насилия.

Каким вы видите идеальный фестиваль?

Идеальной я вижу ситуацию, когда в таком фестивале не будет необходимости, так как все

социальные проблемы, с которыми работают его участники, будут решены.

Спасибо за содержательный рассказ!

Автор: Наталья Белова

Фото: Марьяна Карышева