Галерея Классической Фотографии — самое крупное частное музейно-выставочное пространство, ориентированное на ценителей фотографического искусства, 21 апреля отпраздновало свой пятилетний юбилей. Эта дата ознаменовалась открытием выставки «Великие имена. Выходя за рамки предложенного», где представлены работы именитых мастеров: одного из самых впечатляющих фотографов ХХ века Роберта Франка, мастера метафоры Ральфа Гибсона, Илзе Бинг и Жермены Круль – виднейших представительниц женской фотографии начала века, испанского пикториалиста Хосе Ортиза Эшаге и других. Об истории создания Галереи, преимуществах выставки «Великие имена» и о фотографии в России рассказал Марк Коберт, директор выставочного пространства.

Марк, скажите, пожалуйста, как образовалась галерея?

В какой-то момент у группы единомышленников появилась идея создать пространство, где проводились бы выставки, отражающие некий взгляд на фотографию, родилась идея представлять профессиональных фотографов со всего мира, значимые имена, так называемые «голубые фишки», говоря языком биржи. В процессе подготовки родилась концепция – через проекты, не подлежащие сомнению, через шедевры и громкие имена приобщить зрителей разного возраста и художественного вкуса к миру фотоискусства. Плюс к этому – у нас в стране нет фотографического среднего класса, либо супер концептуальные, либо свадьбы. А это, собственно, основа: во-первых, рынка фотографии, а во-вторых, фотографического социума.

Откуда возникла идея сделать такую выставку, приуроченную к юбилею?

Пройти мимо было нельзя, 5 лет как-никак. Концепции никакой нет. Просто были выставки – по ряду причин, что-то уже получилось показать сейчас, а что-то, как, например, Хосе Ортиз Эшаге – ещё будет.

Хосе Ортиз Эшаге. Два друга (слева). Ветер и солнце 1903 (справа).

Что объединяет все картины? Это громкие хорошие имена. Мы попытались осмыслить пикториальную фотографию, от первых образцов до более классических. И Саудека, например, при всей его провокативности, он тоже пикториальный. Потому что это фотографическая живописная история. Есть работа Стеттнера, который правда больше репортажный. Эти фотографии есть сочетания светотональных масс, их ещё называют «куски объектов», которые дают не абстракцию, но некое её подобие.

Поскольку это имена первого ряда за каждым из них стоит такая история и за каждым большая концепция и появление и развитие который автор оставил и вот так вот это рассказать не получится, потому что нужно будет раскладывать по полочкам всю историю XX века.

«У нас в стране нет фотографического среднего класса, либо супер концептуальные, либо свадьбы. А это, собственно, основа: во-первых, рынка фотографии, а во-вторых, фотографического социума»

Есть ли работа, которая вам нравится больше всего и почему?

Занятие фотографией, неважно, снимаешь ты, коллекционируешь или выставляешь, это занятие, подразумевающее глубокую эмоциональную привлеченность. Это не как продавать телефоны, например. Лично меня очень цепляет Мейровиц, мне очень нравится ощущение этих 70-х годов в Америке, хотя я его и так люблю, вне зависимости от атмосферы Америки того времени.

Здесь представлены такие шедевры, что невозможно остановиться только на одном. Выставку Гардуньо вообще нельзя воспринимать отдельными кадрами, хотя там есть классные работы. Понимаете, она в чистом виде повествовательная – вы заходите, просматриваете всё с первой фотографии и заканчиваете последней. Концепция Роберта Франка, созданная в конце 50-х годов, переломившая тенденцию Брессона «решающего мгновения» – картины, где все понятно, вы смотрите и вам ясно, что происходит. Это «табло» – повествование в рамках фотографической серии, когда смотреть на каждую из работ Франка можно, но такого впечатления не производит, как если бы с начала и до конца.

«Лично меня очень цепляет Мейровиц, мне очень нравится ощущение этих 70-х годов в Америке»

У нас ещё есть Юджин Смит, и его знаменитая серия «Сельский доктор». Там нет выдающихся кадров, но они все вместе выстраиваются в историю, ты читаешь и понимаешь. Сегодня уже нельзя так: только родился, встал с утра, пошёл и всё сразу понял.

Есть очень серьёзные люди, которые снимали в «нулевых», вы их просто не воспринимаете – это проблема современной молодежи, вы этим не интересуетесь. Сейчас требуется квалификация во всём – придя в кафе нужно знать, что есть разные виды кофе, например, и так далее. На сайте Метрополитенского музея есть замечательные данные, где рассказано о том, что было, что сейчас и что будет. Сегодня мы говорим с нашим «средним» зрителем как люди с разных планет.

Джон Уимберли. Дюны и горизонтальная рябь. 1979.

Почему нужно посетить эту выставку?

Во-первых, в России очень мало хороших фотографий. Они приезжают и уезжают. Кое-какие оседают в собраниях здесь. Вы можете увидеть фото, которое, может быть, потом нигде и не появится. Во-вторых, эта выставка – возможность увидеть по-настоящему редкие вещи в оригиналах. Несмотря на то что фотография технически воспроизводимый вид искусства, принципиально смотреть эти вещи в оригиналах. Здесь не так много фото, но они достаточно представительны для того, чтобы потратить час своего времени. Наконец, стоит посмотреть на шедевры, хорошую историю, громкие имена и знаковые вещи.

Успеть, безусловно, стоит – выставка продлится до 8 мая! Галерея открыта со среды по воскресенье, с 12:00 до21:00 без перерыва, а понедельник и вторник – входные дни.

Автор: Маргарита Архипова

Фото предоставлены инетрвьюируемым