Группа «АнимациЯ» существует уже 15 лет. На их творческом счету не только записи песен, альбомов, множество живых выступлений, концертные программы, участие в фестивалях и организация собственных, но и незаурядные музыкальные клипы. Их музыка и проникновенные тексты давно полюбились публике. Лидер группы «АнимациЯ» Константин Кулясов рассказал THE WALL о том, каким должен быть патриотизм в России, как понравиться слушателям и о моментах переосмысления творчества.

Константин, в одном из ваших интервью, вы говорили, что свою первую рок-группу «Черный лёд» вы создали в 15 лет. Ваше увлечение музыкой было с детства?

Да, бабушка отдала меня учиться в музыкальный кружок ещё в четыре года, но я был плохим учеником, так и не научился играть профессионально ни на одном инструменте, хотя принимался за фортепиано и баян, да и на гитаре я играю на любительском уровне (хорошо, что мне попались на пути музыканты, умеющие это делать).

Многие молодые люди во времена «перестройки» становились настоящими бунтарями и нигилистами — активно выступали в дискуссиях против существующего коммунистического строя, носили непривычную для советского человека яркую эпатажную одежду, выходили из комсомола. А вы были «против системы»?

Почему только во времена «перестройки»? Разве за последние три десятка лет все были счастливы и довольны существующим положением дел? Мне не нравится позиция «я всегда против», вечно кислые лица, душные разговоры и постоянная потребность мочиться против ветра. Неиссякаемая кладезь социальных проблем была и будет на протяжении всей истории человечества, но это совершенно не значит, что нужно забывать о всём том прекрасном, что есть на этой земле. Заметьте, как только не стало страны советов у многих «бунтарей» не хватило таланта или эмоций продолжать своё творчество в созидательном ключе. Я за баланс. Если есть потребность выплеснуть из себя всю горечь, что накопилась, нужно это сделать, а если не так уж всё плохо, писать о чём-то прекрасном, не высасывая из пальца каждое протестное слово, но если пишется натужно или не пишется, бросить это дело и не заниматься бумагомаранием вовсе.


«Неиссякаемая кладезь социальных проблем была и будет на протяжении всей истории человечества, но это совершенно не значит, что нужно забывать о всём том прекрасном, что есть на этой земле»

Почему вы решили сочинять музыку именно в рок-направлении? Повлияли ли на вас дух свободы, снятие цензуры и желание перемен в стране, характерные для 1990-х годов?

Дух свободы…. А на кого в этой стране он не повлиял? И я искренне не понимаю, почему этот самый дух относят только к последнему десятилетию двадцатого века. Да, в рамках человеческой жизни, возможно, кажется, что именно этот период был ознаменован всеми прелестями и ужасами «свободы» и спорить с этим бессмысленно, трансформации в обществе случились колоссальные, но лекцию по новейшей истории нашей страны я читать не собираюсь, а вот вопрос у меня на языке вертится. Разве не Ломоносов был одним из первых «русскорокеров», сформировавших современный поэтический язык? Разве не было у нас свободолюбцев до и после него? Не желали люди перемен, снятия цензуры с науки и искусства? У нас было это всегда! И почему на авторов навешивают клише с приставками рок, поп? Разве это настолько важно? Я считаю, пишущий человек должен болеть прежде всего за свою отчизну, а уж какая она, дом, улица, город, страна это его дело, масштаб тут уже не так важен. 

«Пишущий человек должен болеть прежде всего за свою отчизну, а уж какая она: дом, улица, город, страна — это его дело, масштаб тут уже не так важен»

Большинству музыкантов было очень сложно набирать популярность на заре 2000-х. Многих из них радиостанции и телеканалы попросту игнорировали. В то же время появлялись отдельные СМИ, которые специализировались на рок-музыке. Средства массовой коммуникации оказали своё влияние на вашу популярность? Считаете ли вы, что группа приобрела большую известность благодаря выступлениям на фестивалях и концертах?

Это для отдельного разговора, вопрос слишком многогранный. Но от себя могу сказать абсолютно точно, что никакого игнорирования нет и, скорее всего, не было. Радиостанции и телеканалы — это коммерческие организации, чья деятельность направлена на извлечение максимальной прибыли, они находятся в постоянном поиске новых имён и лиц, чтобы не превратиться в затхлое ретро и, как это сейчас модно говорить, быть в тренде. Кстати, ставят в эфир достаточно много молодых групп и исполнителей, остаётся только один вопрос: цепляет или нет.  Можно долго рассуждать о самобытности того или иного артиста, но если его творчество настолько элитарное, что вызывает отторжение аудитории, то абсолютно естественно, что его к этой аудитории не подпускают. Опять же вы скажете, где критерии, кто их установил, художник не должен идти на поводу у масс. И вы будете абсолютно правы. Но не наличие огромного количества ротаций определяет художника, а его полотна. Насильно мил не будешь. Если автор напишет достойную книгу, он будет услышан, прочитан, понят. Каждый из нас имеет ту публику, которую заслуживает, ни человеком больше, ни человеком меньше. Как раз фестивали, сборные солянки и являются таким показателем. Следить за публикой очень интересно. Если около сцены почти никого нет, все разбрелись по полю или в клубе столпились у бара и в курилке, значит, на сцене, что-то не так. Но, к сожалению, большая часть коллективов и авторов за своим тщеславием этого не видит, ищет лазейки и механизмы как бы с чёрного входа пролезть в эфир, и мне иногда кажется, что у некоторых получается, но перед сценой у них как было пусто так и остаётся.  Глаза им затмевает желание славы, всеобщего обожания, красивые девушки и крутые гитары, так как они хотят что-то для себя, только для себя, и никак не для людей. Мы в своё время объехали огромное количество фестивалей нашей страны, и я бесконечно благодарен организаторам, которые нам давали возможность показать себя аудитории и понять, что мы из себя представляем. Мы ездим и сейчас и, надеюсь, будем ездить впредь, если нас будут приглашать. А радио и телевизор — это, конечно же, способ показать себя аудитории, но совершенно не причина быть услышанным. Сначала всё-таки должен сложиться артист, автор, исполнитель, а уж потом появятся все бонусы.

 

«Следить за публикой очень интересно. Если около сцены почти никого нет, все разбрелись по полю или в клубе столпились у бара и в курилке, значит, на сцене, что-то не так. Но, к сожалению, большая часть коллективов и авторов за своим тщеславием этого не видит.»

За плечами вашей группы целых 6 студийных альбомов. Наверняка, каждый из них связан с личными историями и этапами в истории группы. Считаете ли вы, что с момента записи первого альбома группа стала исполнять абсолютно другую музыку?

И, я очень надеюсь, будет исполнять другую музыку, расти вместе со своей аудиторией, двигаться вперёд, только вперёд. Альбомы я на этапы не делю и искренне считаю, что пока мы ещё не записали ни одной цельной программы, как-то у нас всё перетекает из одного альбома в другой. Мне же очень хотелось бы, чтобы разновекторность нашего творчества привела к созданию нескольких концептуально разных программ. Мы работаем над этим.

Наверное, в жизни каждой рок-группы бывают моменты переосмысления своего творчества. Часто ли такое происходит с вами?

Было, много раз было. Но это только из-за того, что у нас в стране нет, так называемой, школы, базиса по пониманию как работать с живым коллективом, куда двигаться, как записываться, как подать свой материал публике. Нас никто этому не учил, всё, что вы видите и слышите — это то, до чего мы дошли собственным умом. И потом, не забывайте, что формирование коллектива происходило в замкнутой системе города в 50 000 населения, откуда два месяца в году и вовсе кроме как на вертолёте или ледовой переправе выехать было невозможно. Так что переосмысление — это вот прямо наше всё.

А как вы относитесь к многочисленным каверам на песни группы? На одном только YouTube можно найти десятки видео людей, исполняющих песни «Родина» и «Ванька».

Каверы – это счастье для любого коллектива, это означает, что твоё творчество не прошло мимо, а творческая жизнь прожита не зря. Я, кстати, знаком с авторами, которые к этому относятся крайне негативно и даже грозятся судами каверщикам, а всё потому что они (авторы) всё это делают опять же не для людей, а для того, чтобы самим покрасоваться на сцене, а, возможно, и заработать себе определённую славу, я не знаю. Опять же, я сам негативно отношусь к кавер-группам в чистом виде, тем самым, что выполняют роль магнитофона в клубах и на вечеринках, потому что они отнимают хлеб у оригинальных исполнителей, которые подчас зарабатывают намного меньше этих каверщиков. Но низкий поклон всем тем, кто перепевает песни по велению души, и скажу честно, по наитию мы иногда и сами их делаем с разрешения или по просьбе авторов. Иногда каверы у людей получаются намного лучше оригиналов, как ни странно, но это, конечно же, не творчество в чистом виде, потому что переделать по готовому намного проще, нежели создать самому. Есть, кстати, знакомый мне кавер-коллектив, который исполняет песни совершенно в других аранжировках, с уклоном в кабацкое скоморошничество, и при этом у них и свои песни очень хорошие, но это скорее исключение из правил.

Среди ваших песен, много таких, которые посвящены проблемам и нелёгкой жизни людей в нашей стране. А одна из самых популярных песен «Родина» воспринимается многими как олицетворение жизни простого маленького человека, столкнувшегося с большим государством. Патриотизм для вас воспринимается с горечью и болью?

Горечь и боль скорее от того, что происходит в государстве, да, от невозможности маленькому человеку жить в зоне комфорта, от незащищённости простого гражданина, от неравенства перед законом всех, да мало ли от чего. Но патриотизм – это абсолютно естественная вещь, как мне кажется. К сожалению, в наше с Вами время это слово приравнивают в своих головах к нацизму, а особо одарённые товарищи-граждане к фашизму, но это совсем не так. Можно любить страну, ненавидеть государство, но отделить себя от них невозможно. Другой вопрос, что пропаганда сделала из патриотизма очень нездоровый плотный, но мыльный пузырь, который когда-нибудь бомбанёт так, что последствия будут самые плачевные. Я за здоровое отношение к своей стране, с пониманием, что всё, что мы сейчас имеем, чем пользуемся, было создано нашими предками, которых сейчас бы назвали колонизаторами, агрессорами, а нам это всё важно сохранить и преумножить трудом своим.

«Можно любить страну, ненавидеть государство, но отделить себя от них невозможно»

Бытует мнение, что сегодня современная рок-музыка переживает кризис. Уже нет талантливых и воодушевленных рок-групп с проникновенными текстами, а на рок-фестивалях появилось много посредственных исполнителей. Согласны ли вы с этим?

Да. Я с этим согласен и на это есть много причин. Но опять же, это тема для отдельного исследования и долгого разговора. Возможно, когда-нибудь я до него созрею.

Какой совет вы могли бы дать молодым и талантливым людям, которые хотят заниматься музыкой, но не знают с чего начать?

Начинать надо с написания песен.

Какие у вас планы на ближайшее будущее?

В планах у нас отыграть три больших сольных концерта в Москве, Челябинске и Екатеринбурге. Например, что очень важно, сет-лист концерта, который состоится 10 декабря в столичном клубе «Москва», составляли сами фанаты. Мы просто попросили их написать по одной песне, которую больше всего каждый из них хотел бы услышать.

Спасибо большое, Константин! Желаем вам и вашей группе успехов, удачно отыгранных эмоциональных концертов и создать с коллективом те программы, о которых вы говорили.

Автор: Екатерина Дубинина

Фото: Лёлька Кнуки