Как много мы знаем о современном российском искусстве? О людях, благодаря которым мы можем с ним соприкоснуться? Несколько недель тому назад редакция THE WALL взяла интервью у Феликса Комарова – российского коллекционера и мецената, в начале этого года представившего две выставки в Центральном Манеже. После знакомства с экспозицией, доступной для каждого зрителя, мы захотели узнать, как же устроено это музейно-выставочное объединение. Елена Карнеева, PR-директор Манежа, согласилась побеседовать с нами и поделилась историей своего пути в сфере искусства, рассказала о сегодняшних особенностях проведения выставок и упомянула несколько московских культурных пространств, которые точно стоит посетить!

Елена, здравствуйте! Хочу поблагодарить Вас за возможность «изнутри» познакомиться с особенностями работы музейного объединения! Расскажите, как Вы пришли в Манеж?

Несколько лет я работала PR-директором центра современного искусства «Винзавод». Елена Пантелеева, мой бывший руководитель, посоветовала отправить резюме в Манеж, где тогда требовался специалист на эту же должность. Я прошла несколько собеседований, мою кандидатуру одобрили.

Вам не было страшно менять место работы? Все же «Винзавод» и Манеж сильно отличаются друг от друга.

И Манеж, и «Винзавод» занимаются  искусством и культурно-выставочными мероприятиями, и для меня эта перемена была ростом. Во-первых, потому что  масштабы этих организаций разные:  объединение Манеж — это шесть музейно-выставочных площадок в разных частях города.  Во-вторых, одна организация – частная, другая —  государственная, специфика работы все же отличается. До «Винзавода» я также работала PR-директором, но в финансовой компании. Поработав в Центре современного искусства поняла, что культура, искусство – это моё и мне нравится заниматься продвижением проектов в этой сфере.

До «Винзавода» Вам доводилось участвовать в проведении выставочных проектов?

Нет, «Винзавод» стал отправной точкой в мир искусства. Работая PR-директором в оценочной компании, я с удовольствием слушала рассказы и байки коллег из отдела оценки произведений искусства. Они часто шутили на тему стоимости работ современных авторов: «мой сын нарисует так же, но ему за это столько не заплатят», «это не деревяшка на ножках, это арт-объект со смыслом» и в том же духе. Потом я стала периодически посещать выставки современного искусства, и что-то из увиденного мне очень нравилось. А когда на «Винзаводе» открылась вакансия, я была в первых рядах желающих получить заветную должность. Столько лет прошло с тех пор.

Какое нужно образование, чтобы заниматься продвижением искусства?

В моем случае опыт, навыки и понимание внутренних особенностей этой сферы  пришли во время работы. Я закончила экономический факультет МГУ, а в магистратуре училась по программе «Общий и стратегический менеджмент». Моя магистерская диссертация, определившая будущую сферу интересов, была посвящена эволюции управления брендом, его популяризации и продвижению.

В каком коллективе Вы работаете в Манеже?

Для начала я хочу пояснить, что же такое Манеж, потому что для многих людей это историческое здание рядом с Красной площадью. Объединение Манеж включает в себя Центральный Манеж, Новый Манеж, выставочный центр «Рабочий и колхозница», музей скульптур Вадима Сидура, музей-мастерскую Налбандяна и домик Чехова. Команда, что мне очень нравится, молодая и амбициозная, а главное – опытная. Кто-то приходит уже будучи «звездочкой», а кого-то Манеж делает таковой. Поэтому быть частью такой команды – уже успех.  Творческий коллектив состоит из нескольких отделов: отдел развития  и спецпроектов, где работают архитекторы и дизайнеры, которые занимаются, в том числе, архитектурой и дизайном наших выставок; научно-методический отдел, на плечах которого, в первую очередь,  образовательная программа; выставочный отдел и отдел пресс-службы и PR. Это я только про творческую команду упомянула.

В чем заключается работа по подготовке образовательных проектов?

Это, конечно, вопрос к руководителю научно-методического отдела. Но если в двух словах, то образовательная программа Манежа состоит из двух частей. Во-первых, мероприятия в рамках выставок: встречи с художниками, знакомство с их деятельностью, лекции, экскурсии и кинопоказы. Вторая часть программы – вневыставочная. Она состоит из циклов лекций с известными теоретиками искусства и культурологами. Недавно был запущен курс лекций с Михаилом Ямпольским (прим. ред. — Михаил Ямпольский — искусствовед, философ, автор научных работ по вопросам киноискусства и литературы, семиотики и культурологии).

Научно-методический отдел делает большую и сложную работу, ведь им нужно составить график на полгода-год вперед: сначала необходимо сформировать программу курса, определиться со спикерами, учитывая, в том числе, и географический фактор, так как часть лекторов живет за рубежом.

Входит ли в Ваши обязанности чтение «Книги отзывов и предложений»? Как «Манеж» реагирует на её содержание?

Да, мы её всегда читаем. Во-первых, потому что это часть работы, надо знать, что нравится или не нравится посетителям. Делать работу над ошибками. Во-вторых, иногда бывают смешные отзывы – настроение поднимают. Чаще мне приходится знакомиться с положительными комментариями (смеётся). Мы периодически делаем так: внимательно читаем все отзывы, если видим какой-то необычный или очень приятный, обязательно его фотографируем и выкладываем на Facebook, чтобы люди знали о возможности написать свой положительный или отрицательный комментарий. Иногда записи оставляют культурологи или искусствоведы. Недавно мне было приятно прочитать отзыв о выставке «Рабочий и колхозница. Личное дело», который написала девушка из Крыма. Ей понравилось, что на выставке представлены не только артефакты и архивы времен Веры Мухиной, но и произведения современного искусства, которые показывают, как отношение к главному символу эпохи менялось со временем.

«Рабочий и колхозница. Личное дело»

Интересно! Расскажите о выставке подробнее.

«Рабочий и колхозница. Личное дело» — это большой проект, представленный на всех четырех этажах одноименного выставочного центра. Это масштабная экспозиция об истории монумента от момента создания и до наших дней. У выставки есть своя приятная для посетителей особенность: каждый получает специальный скоросшиватель, на который по мере осмотра можно собирать красивые листочки с информацией о любом экспонате, создавая свое «личное дело» о проекте. Таким образом, человек сохраняет частичку выставки не только в своей памяти, но и в форме такого осязаемого предмета.

«Рабочий и колхозница. Личное дело»

Какие выставки сейчас наиболее популярны?

Разные. Принимая во внимание ажиотаж, происходивший на выставке Серова и цикле «Ожившие полотна» в Artplay, трудно сделать однозначный вывод. Люди толпами идут как на классику, так и на что-то новаторское. Сейчас у посетителей очень большой выбор досуговых мест, и, естественно, непросто перетянуть внимание на себя. Конечно, важен контент, «крутизна» автора. Еще ведь важно, как сделана  выставка. Что мне понравилось в нашей экспозиции «Скульптуры, которых мы не видим», так это её удивительная трехчастная архитектура. Зона под названием «Смерть» была похожа на мемориальное кладбище с надгробиями; в зоне «Любовь»  было использовано цветное освещение и фактурные материалы – сетки, фольга. Мне запомнилась скульптура «Беременные» (прим. ред. – Николай Силис, 1970 г.), освещенная таким образом, что фигуры образовывали на стене силуэт трех куполов. Многие посетители впоследствии обсуждали этот приём. Зона «Рефлексия» представляла собой коридор с внезапно загорающимся светом, пройдя который можно было попасть в пространство, где многие произведения можно изучать спокойно и вдумчиво.

«Скульптуры, которых мы не видим». Зона Смерти

Несколько месяцев тому назад в «Манеже» на этой выставке произошел погром. Как Вы относитесь к таким актам?

К подобным поступкам мое отношение всегда отрицательное. Я работаю в сфере искусства, люблю его, научилась понимать и современные произведения, хотя, признаюсь, в начале работы на «Винзаводе» это давалось мне не так просто. Но уже тогда было ясно, что современное искусство – это не всегда та эстетика, которую можно увидеть в классическом художественном музее. Здесь нужно анализировать, фантазировать, читать надписи к работам, знакомиться с аннотациями, разговаривать с художниками. Да, порой искусство может выглядеть неэстетично и быть непонятным, но я думаю, что это не повод его громить.

Эта история имеет печальную окраску. Мы делали выставку о Любви, о Добре, о Войне, о Мире. Хотели затронуть важные вопросы и никоим образом не думали кого-то обидеть. Несмотря на то что эта акция была частично «черным пиаром» и поток посетителей немного увеличился, аудитория все же разделилась на две части: на тех, кто посетил выставку, узнав о погроме, и тех, кто любит творчество Сидура и пришел посмотреть на большое собрание его работ из коллекции нашего Объединения.

Вадим Сидур. Мать и дитя

Что Вам большего всего нравится в работе PR-директора выставочного объединения?

Во-первых, я вижу много самых разных выставок, знакомлюсь с художниками и их миром, общаюсь с кураторами, искусствоведами и журналистами. Мне нравятся люди, которые к нам приходят, большинство из них (смеётся). Я периодически общаюсь с посетителями, интересуюсь их мнением.  В дальнейшем это очень помогает работать с аудиторией. Работа должна приносить удовольствие – это мой случай. Я не жду пятницы как манны небесной, не выключаю телефон и проверяю почту во время отпуска или больничного, не бросаю трубку в выходные дни, когда мне звонят посетители со словами: «Мы нашли ваш телефон на сайте Манежа, а до которого часа открыт музей Сидура сегодня?». В общем, работа – это часть жизни, без нее скучно и пресно.

С какими выставками Вам наиболее сложно работать?

Ммм, на данный момент с «Личным делом». Монумент «Рабочий и колхозница» расположен не в центре столицы. Если люди и приезжают на ВДНХ, то обычно зимой стремятся на каток, а летом идут к фонтанам и прочим развлечениям под открытым небом. Многие и не подозревают, что рядом,  практически внутри легендарной скульптуры, расположен современный четырехэтажный музейно-выставочный центр. Но мы над этим активно работаем.

Параллельно с выставочной деятельностью на крыше центра «Рабочий и колхозница» каждую неделю проходят концерты. Проект «В небе над Москвой» мы запустили прошлым летом. Каждую среду по вечерам играют джаз (прим. ред. – вход обойдется всего в 300 рублей и включает посещение выставки в день концерта). Летом – крыша, зимой – теплый четвертый этаж, но выход на крышу при этом все равно открыт. Вид на Москву отсюда замечательный!

Выставки, лекции, кинопоказы, спектакли для детей на английском языке, школа изобразительной грамотности – здесь есть чем заняться и детям, и взрослым.

Какую аудиторию труднее всего заинтересовать?

Как ни странно, молодую, например, студентов. Молодежь много путешествует, знакомится  с зарубежными музеями, галереями, проектами — им есть, с чем сравнить. Особенно непросто привлечь молодых людей в музей-мастерскую Налбандяна, одного из немногих любимых Сталиным художников. Мастерская расположена в большой квартире на Тверской улице. Помимо множества его работ там представлены личные вещи художника, советский телевизор, кресла, столик, подаренный Индирой Ганди, есть балкон с видом на город. Недавно в музее прошел вечер, посвященный супруге Александра Пушкина, Наталье Гончаровой. Был полный аншлаг, причем немалую часть посетителей составляла именно молодежь, что меня особенно порадовало. Сейчас готовим вечер, посвященный Маяковскому.

Что нужно делать для популяризации современного искусства? И стоит ли что-либо для этого предпринимать?

Думаю, что-то специальное нет. Общество должно постепенно созреть для этого искусства, иначе получается эффект «шоковой терапии», который приводит к неприятию новых форм творчества. Должно пройти время. Но все равно надо много и на разных площадках показывать это искусство. В России, например, пока что не очень популярен и не совсем понятен видеоарт, в то время как в Европе его очень любят.

В чем заключается смысл произведений этого жанра?

Для меня видеоарт – двух-трехминутные сюжеты, где художник отражает свой взгляд на какие-то вещи, которые в статике неинтересны. Бывает так, что художник шел по улице, увидел необычную сцену и снял ее на мобильный телефон, фотокамеру. И это не то же самое, сними это я. Я так не смогу, я много не замечаю. У творческой личности другой, особый внутренний мир, и глаз его из обычной картины жизни может вырвать нечто и показать в чистом виде или доработать. А благодарный посетитель потом может часами смотреть на эту двухминутку и восхищаться, думая, ну почему же он этого сам не снял, это же так просто.  Скоро на «Фабрике» (прим. ред. – Центр Творческих Индустрий «Фабрика») будет проходить проект «Экоскоп». Художники со всего мира, в том числе и из России, задумались о том, как мы будем жить в условиях надвигающейся экологической катастрофы. Там есть несколько тематических блоков: пыль в городе, нецелесообразное использование воды, гибель животных. Марина (прим. ред. – Марина Фоменко, куратор выставки и автор видео «Источник»), например, заметила, как на стройке бесконтрольно текла вода из крана, остановилась и сняла это… Видеоарт – это в том числе и динамичная картинка, смотря на которую задумываешься о чем-то своем, радуешься или грустишь.

Какие планы у «Манежа» на ближайший год?

«Манеж» уже давно держит курс исключительно на культурно-выставочную деятельность в разных ее аспектах. Мы планируем как масштабные проекты, так и небольшие выставки, стараемся знакомить посетителей и с новыми именами. Много чего интересного готовим. В Новом Манеже четвертого февраля откроется выставка творческой династии Владимира и Александра Мартиросовых.  Один из них создает «объекты в движении», другой, наоборот, работает со статичными образами. Мы планируем сделать постоянную экспозицию в «Рабочем и колхознице», а вместе со стрит-арт биеннале «Артмоссфера» мечтаем преобразовать фасад музея Сидура в Перово так, чтобы его было видно за версту; продолжаем там же литературные вечера с современными поэтами. В Центральном «Манеже» осенью откроется  большой персональный проект Бориса Орлова. Следите за новостями на нашем сайте.

Спасибо за познавательный и многосторонний рассказ! Желаем Вам больших успехов!

Спасибо!

Автор: Екатерина Мазур