Станислав Сергеевич Говорухин – известный советский и российский режиссёр, председатель комитета Государственной Думы по вопросам культуры. Недавно состоялась премьера его фильма «Конец прекрасной эпохи» по мотивам «Компромисса» Сергея Довлатова, в связи с чем корреспондент THE WALL побеседовал с режиссёром о его творчестве и взглядах на кинематограф. Станислав Сергеевич возглавляет кинокомпанию «Вертикаль» (названную в честь его дебютного фильма), офис которой находится на Мосфильме. Мэтр сидит там за массивным письменным столом. В кабинете у него висят несколько картин, написанных самим режиссёром (живопись – одно из его увлечений), стена за его спиной закрыта картой мира. Поблагодарив его за то, что сумел при своем плотном графике выделить мне время, я приступил к вопросам.

Добрый день, Станислав Сергеевич. Меня зовут Даниил и я корреспондент журнала THE WALL. Позвольте начать: я знаю, что первое Ваше образование – геологическое. Так по каким же причинам Вы связали свою жизнь с кино?

Ну, я, конечно, геолог, но только по образованию. Уже учась в институте, я начал работать в газете, по окончании института – пошёл на телевидение. А телевидение и кино, как Вы понимаете, весьма близкие вещи. И когда меня стали выгонять с той телестудии, мне ничего не оставалось, кроме как пойти в кино. В конце концов, есть множество подобных примеров, в кино идут работать люди из совершенно других областей.

Интересно… А скажите мне, пожалуйста, как Вы познакомились с Высоцким? Ведь известно, что Вы долгое время сотрудничали и вообще были в хороших отношениях с Владимиром Семёновичем.

С Высоцким я был знаком ещё до того, как познакомился с ним. Ведь он был в то время уже популярен, по крайней мере, в столице, как «магнитофонный поэт». Мы слышали его песни, знали их. И когда я снимал свой дипломный фильм «Вертикаль», мы пригласили Высоцкого написать для фильма песни, а заодно и сняться. И вот на съёмках мы не то, что познакомились, а уже сошлись.

И с этого фильма, с «Вертикали», как раз и началась кинокарьера Высоцкого?

Ну, вообще, да. Потому что после фильма вышла пластинка с его песнями, и он стал известен всему Союзу.

Любопытно было бы узнать о Вашем последнем фильме: кто был автором сценария? Или фильм снимался прямо по оригинальному тексту Довлатова?

Ну, конечно, всё Довлатовское сохранилось, но сценарий писал я. Фильм получился во многом автобиографический, потому что многие ситуации, описанные у Довлатова в «Компромиссе», имели место и в моей молодости, когда я работал журналистом. Так что, если бы я решил написать о своей журналистской юности, получилось бы примерно также, разве что менее остроумно, менее талантливо. Поэтому, мне особо нечего было делать как сценаристу. Просто я не хотел снимать о Довлатове, решил сделать картину в целом – о журналисте. Обо мне, о Довлатове, да о любом.

А как Вы считаете: сняв этот фильм, Вы достигли поставленной задачи? Осуществили то, что хотели?

Мне кажется, да. Я не обо всех своих фильмах могу сказать то же самое, но в этом случае, я думаю, мне удалось сделать всё возможное.

А есть ли у Вас фильмы, которые Вы могли бы назвать лучшими?

Да, два последних: «Weekend» и вот «Конец прекрасной эпохи». С художественной точки зрения, у меня нет к ним претензий.

Что ж, расскажите о Ваших планах на будущее. Есть ли какие-либо задумки фильмов?

Пока нет. Ни задумок нет, ни денег (смеётся).

Хорошо. Напоследок хотел бы узнать, как Вы считаете: не становится ли сейчас кинематограф более простым, аттракционным, развлекательным, что ли?

Дело в том, что на большом экране мы видим лишь развлекательное кино. Помимо этих фильмов, ежегодно снимается десятка три картин, которые на экран практически не попадают. А если и попадают, то проходят незаметно, так как публика уже приучена ко всякого рода выкрутасам, американским массовым картинам и прочему. О «Конце прекрасной эпохи» ещё на удивление много говорят и всё равно, молодёжь идёт на «Марсианина» или «Воина» какого-нибудь. А есть картины, о которых вообще не говорят. Их показывают в одном каком-нибудь кинотеатре в два сеанса и всё.

В этом контексте скажите, как Вы считаете, есть ли будущее у кинематографа не в качестве элитарного искусства, а искусства, доступного всем?

У меня довольно пессимистический взгляд на будущее кинематографа, особенно нашего российского. Единственный выход – поменять публику. А где её возьмёшь? Сейчас публика совершенно другая, она не читает. В большинстве своём, конечно. Есть те, кто и читают, и самообразовываются, но девяносто процентов, к сожалению, на уровне дебилизма. Истории не знают, о географии не имеют представления, а если говорить об эстетических вкусах, ну, их вполне устраивает уровень среднестатистического американского кинематографа или нашей развлекаловки.

Ну что ж, пора закругляться. Станислав Сергеевич, может, у Вас есть что сказать нашим читателям? Какие-нибудь пожелания, напутствия?

Пожелание у меня только одно – самообразовывайтесь! Читайте книги, интересуйтесь живописью и театром. Если молодой человек поставит перед собой задачу самообразоваться – он её выполнит. Всего хорошего!

До свиданья, Станислав Сергеевич, спасибо огромное за то, что уделили мне немного времени!

Текст и фото: Даниил Назаров