С 8 по 15 ноября в центре дизайна и архитектуры «ARTPLAY» проходит уже восемнадцатая выставка-конкурс Российская неделя искусств, объединяющая художников из России, Европы и Азии. Неделя Искусств это художественная выставка и международный арт-проект, который проводится в 16 странах мира и даёт возможность молодым талантам наравне с уже известными в мире искусства мастерами представить свои работы в рамках одного арт-пространства. О границах и барьерах в современном искусстве корреспондент THE WALL побеседовал с Генеральным директором проекта «Российская неделя искусств/Russian ArtWeek»[1], президентом российского отделения Всемирного фонда искусств[2] Федором Фильковым.

Федор, добрый вечер. Современное искусство сейчас становится всё более популярным, особенно среди молодёжи, и это видно по числу посетителей Вашей выставки. Расскажите, пожалуйста, откуда появилась идея создания такого масштабного события в мире современного искусства? Кто был её автором?

Возможно вы знаете, что в мировом масштабе есть аналогичное событие Euro ArtWeek. Российская неделя искусств создавалась по его образу и подобию. Но оно созвучно большому числу русскоязычного народа. Изначально Euro ArtWeek была создана русскоязычными людьми в Латвии. Конечно, просто выставка, какой она задумывалась изначально, это хорошо, когда выставка ещё и конкурс – ещё лучше. А когда выставка-конкурс после сопровождается представлением работ в других странах это ещё более мощный толчок к развитию творческого потенциала.

Как в России развивалась европейская идея выставки?

Идея всегда была предельно проста. А развитие? Сначала было около трёхсот художников, затем больше четырёхсот, и вот сейчас уже почти восемьсот, а это около тысячи арт-объектов, то есть проект определённо развивается и смотрит только вперёд.

В этом сезоне была объявлена тема выставки – «Объединяя мир». Как Вам кажется, удалось ли воплотить эту идею в первоначальном виде?

Ну, отчасти, конечно же, удалось. Тема очень хорошая, но она немножко политизирована в современном контексте. Мы попытались пригласить художников из других стран, но, конечно, в этом году значительно меньше участников из западных стран – меньше, чем в прошлом году, даже меньше, чем, в прошлом сезоне. Потому что такое сейчас время. Но те, кто участвует, они работают созвучно этой теме и пытаются выразить современные мировые проблемы через своё искусство.

Как Вы думаете, политика оказывает большое влияние на искусство в современном мире?

Огромное, огромное влияние. Она всегда влияла, в общем-то, власть как платящий элемент всегда могла выбирать искусство, ведь тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Здесь примерно такая же ситуация с политическим заказом. Но сейчас политика влияет на искусство даже больше не политическими заказами – искусство определяет политическая обстановка в мире. Политический заказ сейчас больше выражается не в финансовом эквиваленте, а в окружающей художника атмосфере. Поэтому политическая ситуация в мире играет колоссальную роль в современном искусстве, ведь человек подстраивается под состояние нации, народа, оно его как бы опутывает, он погружается в это современное состояние психоза и, соответственно, работы получаются такого же плана, с элементами психоза. Это сейчас очень ярко проявляется особенно на Украине, в работах украинских художников. Там Украинскую неделю искусств мы проводим с 2006 года. До недавнего времени это были работы очень высокого уровня и по ряду достоинств даже превосходили работы российских художников. Сейчас совсем другая ситуация: работы стали более политического плана, и в то же время слишком простые, слишком безыдейные. Но это влияние скоро пройдет. Все болеют, поэтому и скоро точно так же и современное искусство переболеет и опять вернётся к истокам, к тому, что понимается как классическое, первозданное искусство.

«Политическая ситуация в мире играет колоссальную роль в современном искусстве, ведь человек подстраивается под состояние нации, народа, оно его как бы опутывает, он погружается в это современное состояние психоза и, соответственно, работы получаются такого же плана, с элементами психоза»

Множество мастер-классов, приуроченных к Российской неделе искусств, посвящены теме бизнеса в искусстве. По вашему мнению, не портит ли искусство излишняя коммерционализированность и стремление к получению денег, а не самовыражению?

Скажу вам более того, через какое-то время оно будет и ещё более коммерционализировано, и, что касается, например, работ, написанных маслом, они будут стоить всё меньше и меньше, а на земле будет всё меньше и меньше тех великих художников, которых бы знал весь мир. Такое время, и, к сожалению, это современное совмещение искусства с элементами политизированности и стремлениями к наживе даёт свои плоды. Это безусловно началось не сейчас, а лет пять-десять назад. В Европе уже успели разучиться рисовать, и потому теперь приглашают художников из России и Белоруссии, для того чтобы они могли преподавать уже нормальную настоящую живопись и графику. Это время вот этих вот инсталляций, достаточно пустых в смысловом плане и вообще бестолковых, проходит, и я думаю, что через какое-то время уйдёт совсем как страшный сон. Скоро мы увидим настоящие идейные полотна. Идейные не в смысле политически или популяристически полных работ. Идейные полотна имеют настоящие живые совершенно реальные идеи. В этом и состоит основная проблема: если в работе есть идея, то есть эффект притяжения для зрителя, нет идеи – и работа становится политиканской.

«Если в работе есть идея, то есть эффект притяжения для зрителя, нет идеи – и работа становится политиканской»

А как Вы оцениваете уровень работ на нынешней выставке?

Я не искусствовед, поэтому не могу никому навязать своё мнение. Но мне нравится, и лично для меня это самое главное.

Большое спасибо за интересный разговор!

Спасибо за интерес и творческих успехов!

Автор текста и фото: Анастасия Топонен

[1] Russian ArtWeek / World Fund of Arts // http://www.artweek.ru/index.php/ru/

[2] ArtWeek — Неделя Искусств. World Fund of Arts // http://www.artweek.eu/index.php/ru/