В феврале Диана Костырина, школьница из Томска, ворвалась в СМИ федерального уровня с новостью о том, что Стивенг Кинг за символический 1 доллар продал ей права на экранизацию рассказа «Женщина в Палате». В преддверии арт-конференции «АРТTalk» мы поговорили с Дианой о ходе съёмок и том, каким она видит результат своей короткометражки.
Как ты попала на конференцию «АРТTalk» и чего ожидаешь от неё?
Всё вышло случайно, мне написала Ольга — эксперт по театру и кино Арт-кластера «Таврида», и предложила принять участие, я согласилась, ведь мне это интересно. Мне хочется высказать свои мысли и послушать других людей, что они думают на тему искусства. Для меня это, в первую очередь, новый интересный опыт, новые впечатления.
Самоизоляция помогла процессу или только затормозила его?
Самоизоляция помогла мне проработать сценарий — времени автоматически появилось в два, а то и в три раза больше.Я полностью переписывала сценарий 11 раз, и сейчас он на 99% выглядит так, как будет выглядеть в окончательном варианте. Также я постоянно обдумываю детали съёмок: где снимать, с каким реквизитом, что нужно купить, с кем договориться…
Одна девушка из Нидерландов изъявила желание поучаствовать в проекте и материально поддержать его, поэтому благодаря ей у нас есть стартовая сумма, с которой мы начнём снимать и закупать реквизит
Ограничения начинают снимать. Каковы дальнейшие планы?
Сейчас у нас план такой: в начале-середине июля начать съёмки. С этим, я думаю, мы справимся. Жёсткие ограничения в Томске, насколько я знаю, уже сняты, и снимать можно. Я уже сняла несколько роликов, и проблем с этим не возникало, никто нас не закрывал. Сейчас нам нужно ещё раз все продумать, причём на несколько шагов вперёд, чтобы на съемочной площадке не было никаких «сюрпризов».
![](https://thewallmagazine.ru/wp-content/uploads/2020/06/диана-костырина-для-вк.jpg)
Ваша съёмочная группа запустила краудфаундинговый, чтобы собрать деньги на съёмку. Успешно?
Краундфандинг мы не собрали, поэтому считать его успешным я не могу. Однако одна девушка из Нидерландов изъявила желание поучаствовать в проекте и материально поддержать его, поэтому благодаря ей у нас есть стартовая сумма, с которой мы начнём снимать и закупать реквизит!
Как ты оцениваешь реакцию общественности на новость о продаже прав?
Начнём с того, что я вообще не ожидала, что люди будут так активно говорить о моем фильме! Мне было очень приятно, когда люди писали мне в личку слова поддержки и говорили, что верят в меня и надеются на меня. В такие моменты я ощущала невероятную ответственность и поняла, что просто не могу снять плохо, не могу подвести всех тех, кто в меня так верил.
Конечно, были и те, кто отнёсся к этому скептически, без этого никуда. Но я к этому отнеслась абсолютно спокойно, ведь у каждого есть право выбора, как ему думать.
Почему выбор пал на «Женщину в палате»?
Когда я читала произведения Стивена Кинга, которые были представлены для экранизации, я сразу думала о том, КАК это можно снять. Я сразу мыслила картинками. Поэтому когда я прочитала «Женщину в палате», в голове сразу появился визуальный ряд. Само произведение очень тяжелое, глубокое, а я люблю такие темы, над которыми можно поразмышлять. Любой киношник вам скажет, что передать внутренний конфликт через картинки — довольно сложно. Так что, в каком-то смысле, я и себе бросила вызов: а смогу ли я?
Более всего я тружусь над правильной расстановкой акцентов
Ты говорила, что хочешь немного изменить концовку.
Сначала я говорила, что хочу сделать её более оптимистичной, да. Но потом, когда уже села за написание сценария, перечитав рассказ более 10 раз, поняла, что в этом нет необходимости. Все мы меняемся, меняются и наши взгляды на какие-то вещи. Так произошло и со мной. Сейчас мне кажется, что менять концовку не имеет смысла. Финал не так важен; важны психологизм и внутренние переживания главного героя. Эта концовка добавляет драматизма и я как режиссёр просто не могу отобрать это у зрителя. Более всего я тружусь над правильной расстановкой акцентов.
Разве это не искажает изначальный автор замысел?
Главное — чувствовать грань и не перебарщивать. У Фрэнка Дарабонта в его экранизации тоже были дополнительные сцены, которых не было в рассказе, однако сама суть фильма от этого не изменилась.
На что ты ориентируешься в процессе съёмки? На готовые экранизации, или предпочитаешь искать собственный путь?
Во всех киношколах, на всех кинокурсах, которые я посещала, нас всех учили снимать так, как уже принято. Идти по шаблонам, анализировать фильмы и брать оттуда операторские и режиссерские приемы. Мне никогда это не нравилось. Да, во время обучения мне приходилось снимать по шаблонам, но потом я поняла, что не хочу снимать как все. Тогда в чём заключается искусство? В чем его смысл, если свои мысли и самовыражение нужно умещать в установленный формат?
Вот поэтому во время съёмок своей экранизации я не хочу равняться на кого-то. Хочу внести что-то своё: свою изюминку, свою душу. Как минимум, я хочу снять фильм, который будет отличаться от экранизации Фрэнка Дарабонта (он тоже снимал фильм по этому рассказу).
Чем?
Самое первое отличие — это страна, в которой разворачивается действие — Россия. Поэтому атмосфера двух этих фильмов будет сильно отличаться… дело тут даже не в атмосфере, в фильме будет русская душа, а это всегда чувствуется.
Также весь реквизит будет из Сибири: начиная от ручки и заканчивая больницей. Русские надписи, русские манеры, речь… Все это и будет отражать Сибирь.
Хочу внести что-то своё: свою изюминку, свою душу
Поддерживаешь ли ты связь с Кингом, или для него экранизация будет сюрпризом?
Мы можем поддерживать связь только через его агентство, но, думаю, что экранизация для него все же будет сюрпризом. Я считаю, что угодить автору во время экранизации вполне возможно, только нужно приложить больше усилий. Через текст произведения нужно понять и уловить переживания самого писателя, а потом в самом фильме, слегка затронуть и оголить их. Характер любого писателя раскрывается через его произведения, но для этого нужно чувствовать людей и уметь разбираться в них.
Может ли твоя история послужить примером для других режиссёров?
Я бы хотела, чтобы так и было! Я всегда говорила людям, у которых опускаются руки, что возможно всё! Главное — искренне верить в это и каждый день делать шаг к своей мечте. Многие пишут мне, что моя история помогла вернуть им внутреннюю мотивацию и понять, что всё в их руках. Я безумно счастлива, когда помогаю людям. И этот случай — не исключение!
Автор: Настя Гастин
Фото предоставлено интервьюируемой