В феврале Диана Костырина, школьница из Томска, ворвалась в СМИ федерального уровня с новостью о том, что Стивенг Кинг за символический 1 доллар продал ей права на экранизацию рассказа «Женщина в Палате». В преддверии арт-конференции «АРТTalk» мы поговорили с Дианой о ходе съёмок и том, каким она видит результат своей короткометражки.


Как ты попала на конференцию «АРТTalk» и чего ожидаешь от неё?

Всё вышло случайно, мне написала Ольга — эксперт по театру и кино Арт-кластера «Таврида», и предложила принять участие, я согласилась, ведь мне это интересно. Мне хочется высказать свои мысли и послушать других людей, что они думают на тему искусства. Для меня это, в первую очередь, новый интересный опыт, новые впечатления.

Самоизоляция помогла процессу или только затормозила его?

Самоизоляция помогла мне проработать сценарий — времени автоматически появилось в два, а то и в три раза больше.Я полностью переписывала сценарий 11 раз, и сейчас он на 99% выглядит так, как будет выглядеть в окончательном варианте. Также я постоянно обдумываю детали съёмок: где снимать, с каким реквизитом, что нужно купить, с кем договориться…

Одна девушка из Нидерландов изъявила желание поучаствовать в проекте и материально поддержать его, поэтому благодаря ей у нас есть стартовая сумма, с которой мы начнём снимать и закупать реквизит

Ограничения начинают снимать. Каковы дальнейшие планы?

Сейчас у нас план такой: в начале-середине июля начать съёмки. С этим, я думаю, мы справимся. Жёсткие ограничения в Томске, насколько я знаю, уже сняты, и снимать можно. Я уже сняла несколько роликов, и проблем с этим не возникало, никто нас не закрывал. Сейчас нам нужно ещё раз все продумать, причём на несколько шагов вперёд, чтобы на съемочной площадке не было никаких «сюрпризов».

Диана Костырина, школьница, купившая за 1$ права на экранизацию произведения Стивена Кинга

Ваша съёмочная группа запустила краудфаундинговый, чтобы собрать деньги на съёмку. Успешно?

Краундфандинг мы не собрали, поэтому считать его успешным я не могу. Однако одна девушка из Нидерландов изъявила желание поучаствовать в проекте и материально поддержать его, поэтому благодаря ей у нас есть стартовая сумма, с которой мы начнём снимать и закупать реквизит!

Как ты оцениваешь реакцию общественности на новость о продаже прав?

Начнём с того, что я вообще не ожидала, что люди будут так активно говорить о моем фильме! Мне было очень приятно, когда люди писали мне в личку слова поддержки и говорили, что верят в меня и надеются на меня. В такие моменты я ощущала невероятную ответственность и поняла, что просто не могу снять плохо, не могу подвести всех тех, кто в меня так верил.

Конечно, были и те, кто отнёсся к этому скептически, без этого никуда. Но я к этому отнеслась абсолютно спокойно, ведь у каждого есть право выбора, как ему думать.

Почему выбор пал на «Женщину в палате»?

Когда я читала произведения Стивена Кинга, которые были представлены для экранизации, я сразу думала о том, КАК это можно снять. Я сразу мыслила картинками. Поэтому когда я прочитала «Женщину в палате», в голове сразу появился визуальный ряд. Само произведение очень тяжелое, глубокое, а я люблю такие темы, над которыми можно поразмышлять. Любой киношник вам скажет, что передать внутренний конфликт через картинки — довольно сложно. Так что, в каком-то смысле, я и себе бросила вызов: а смогу ли я?

Более всего я тружусь над правильной расстановкой акцентов

Ты говорила, что хочешь немного изменить концовку.

Сначала я говорила, что хочу сделать её более оптимистичной, да. Но потом, когда уже села за написание сценария, перечитав рассказ более 10 раз, поняла, что в этом нет необходимости. Все мы меняемся, меняются и наши взгляды на какие-то вещи. Так произошло и со мной. Сейчас мне кажется, что менять концовку не имеет смысла. Финал не так важен; важны психологизм и внутренние переживания главного героя. Эта концовка добавляет драматизма и я как режиссёр просто не могу отобрать это у зрителя. Более всего я тружусь над правильной расстановкой акцентов.

Разве это не искажает изначальный автор замысел?

Главное — чувствовать грань и не перебарщивать. У Фрэнка Дарабонта в его экранизации тоже были дополнительные сцены, которых не было в рассказе, однако сама суть фильма от этого не изменилась.

На что ты ориентируешься в процессе съёмки? На готовые экранизации, или предпочитаешь искать собственный путь?

Во всех киношколах, на всех кинокурсах, которые я посещала, нас всех учили снимать так, как уже принято. Идти по шаблонам, анализировать фильмы и брать оттуда операторские и режиссерские приемы. Мне никогда это не нравилось. Да, во время обучения мне приходилось снимать по шаблонам, но потом я поняла, что не хочу снимать как все. Тогда в чём заключается искусство? В чем его смысл, если свои мысли и самовыражение нужно умещать в установленный формат?

Вот поэтому во время съёмок своей экранизации я не хочу равняться на кого-то. Хочу внести что-то своё: свою изюминку, свою душу. Как минимум, я хочу снять фильм, который будет отличаться от экранизации Фрэнка Дарабонта (он тоже снимал фильм по этому рассказу). 

Чем?

Самое первое отличие — это страна, в которой разворачивается действие — Россия. Поэтому атмосфера двух этих фильмов будет сильно отличаться… дело тут даже не в атмосфере, в фильме будет русская душа, а это всегда чувствуется.

Также весь реквизит будет из Сибири: начиная от ручки и заканчивая больницей. Русские надписи, русские манеры, речь… Все это и будет отражать Сибирь.

Хочу внести что-то своё: свою изюминку, свою душу

Поддерживаешь ли ты связь с Кингом, или для него экранизация будет сюрпризом?

Мы можем поддерживать связь только через его агентство, но, думаю, что экранизация для него все же будет сюрпризом. Я считаю, что угодить автору во время экранизации вполне возможно, только нужно приложить больше усилий. Через текст произведения нужно понять и уловить переживания самого писателя, а потом в самом фильме, слегка затронуть и оголить их. Характер любого писателя раскрывается через его произведения, но для этого нужно чувствовать людей и уметь разбираться в них.

Может ли твоя история послужить примером для других режиссёров?

Я бы хотела, чтобы так и было! Я всегда говорила людям, у которых опускаются руки, что возможно всё! Главное — искренне верить в это и каждый день делать шаг к своей мечте. Многие пишут мне, что моя история помогла вернуть им внутреннюю мотивацию и понять, что всё в их руках. Я безумно счастлива, когда помогаю людям. И этот случай — не исключение!

Автор: Настя Гастин
Фото предоставлено интервьюируемой