20 октября состоится одна из главных премьер осени. В продолжительный кинорейс выходит российский фильм-катастрофа «Ледокол» Николая Хомерики. И нет, катастрофа – не дурное предзнаменование фильма, а всего лишь жанр. Чего  ждать (или не ждать) от «Ледокола», чему удивляться (или воспринимать как должное), на что обращать внимание (или пропустить мимо) – в материале THE WALL.

Представьте на минуту, что вы вдруг оказались на судне в самом сердце Антарктиды. На вас теплый советский свитер, щёки покалывает отросшая за месяцы плавания борода, температура за бортом около –30, на странице календаря зависла дата – 15 марта 1985 года. И самое главное, приготовьтесь к тому,  что в ближайшие недели вы не покинете стен этого корабля. Что чувствуете?

Если вдруг вам не удалось мысленно создать подобный образ, а ощутить атмосферу плавания по антарктическим льдам всё-таки хочется, то пропускать премьеру отечественного фильма-катастрофы «Ледокол» уж точно не стоит. Только осторожнее – будьте готовы ко встрече с крайне опасными айсбергами, толщами непроходимых льдов и неисчерпаемой силой человеческого духа.

Фильм, снятый режиссёром Николаем Хомерики, основан на реальных событиях. Весной 1985 года дизель-теплоход «Михаил Сомов», выполнявший обеспечение станции «Русская» близ Берега Хоббса, оказался зажат тяжёлой ледовой толщей. Судно провело в дрейфе 133 дня, прежде чем его вызволили из антарктического плена. Киноверсия исторического «Михаила Сомова» носит имя «Михаил Громов», чьё спасение из ледяной ловушки происходит более драматично, красиво и, разумеется, героически.

«Ледокол» – не скачки через айсберги под напряженные оркестровые саундтреки. И вовсе не мелькание брутальных мужских бород на капитанском мостике.  Это история спасения 77 человек и одного судна из ледяной блокады.

Особую роль для любого фильма-катастрофы играют спецэффекты и компьютерная графика, без которых теперь практически невозможно представить массовое кинопроизводство. Вот в «Ледоколе» все льдины и айсберги оживают и движутся посредством качественных спецэффектов, но только в крупных и долгоиграющих сценах. «Живые» льды по-настоящему устрашающе смотрятся на большом экране, а постоянно падающий снег так и норовит вот-вот осыпать зрителей. Но в некоторых моментах и менее важных сценах опытный глаз все же сможет различить наивные эффекы и некоторую «мультяшность».

«Ледокол» относится к тем лентам, для восприятия которых мало 2D формата. Чтобы прочувствовать всю напряженность ситуации и красоту северных широт, фильм можно смело смотреть в 3D.

Главный герой фильма – «Михаил Громов» – отличается внушительными габаритами и вполне соотносящейся с историческим прототипом внешностью. Фильм снимался на настоящем атомном ледоколе «Ленин», поэтому антураж картины пропитан духом реальных северных плаваний и любители копаться в деталях не смогут отыскать неточностей в техническом оснащении корабля. Все по-настоящему, да-да.

Большая часть съёмок проходила в Санкт-Петербурге, Мурманске, Севастополе и Хибинах. А что это значит? Сведение к минимуму использования зелёных экранов, что редкое явление в современном кинематографе.

Без «зеленых экранов» и фальши справляются и актёры. Состав звёздный, местами, можно сказать, позолоченный. Поклонники недавно вышедшего «Дуэлянта» непременно захотят вновь увидеть Петра Фёдорова в главной роли на большом экране. Его амплуа скромного работяги, искренне занимающегося любимым делом, но при этом вечно готового спасти мир или как минимум собственную команду, идеально воплотилось в роли капитана Петрова.

Сурового во всех отношения капитана Севченко сыграл Сергей Пускепалис, уже принимавший участие в фильмах-катастрофах отечественного производства («Метро»), где ему приходилось сражаться с водной стихией, но без капитанской фуражки и почетных нашивок на погонах. Он известен также по фильму Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом», где сыграл вместе с Григорием Добрыгиным метеоролога-полярника. Сам же актер прошел службу в военно-морском флоте и, возможно, поэтому смог точно передать капитанский характер.

Напряжённую атмосферу на дрейфующем корабле разбавляет герой Александра Паля, пилот Кукушкин. Молодой парень поёт песни Цоя, собирает собственную музыкальную группу и гуляет по обледеневшей палубе в поисках вдохновения.

77 мужчин и 133 дня дрейфа, куда уж тут без бунта и постепенно усложняющихся отношений внутри команды? В условиях ледяной блокады на прочность проверяется не только человеческая смелость, но и сила духа. Как не озвереть, будучи запертым в «жестяной банке» посреди Антарктиды? Каждый из членов команды сталкивается с внутренними дилеммами, от которых в той или иной степени зависит дальнейшая судьба целого судна. Всем ли удастся справиться с лавированием между жизнью и смертью? Герои, пережившие 133 дня ледяной блокады, расскажут об этом с экранов кинотеатров.

Конечно, не стоит забывать о жизни на суше, где героев «Михаила Громова» ждут семьи и любящие жены.

Роль супруги капитана Севченко исполнила Анна Михалкова. Запутавшуюся в своих чувствах жену Петрова сыграла Ольга Смирнова. Обе женщины не уступают по силе характера своим мужьями, ведь на суше им приходится сталкиваться с не менее опасными жизненными «айсбергами».

За последний год российские режиссёры решили расширить список фильмов-катастроф, и зритель, соскучившийся по подобному жанру в отечественном исполнении, кажется, этим фактом доволен.

Если сражение с самой судьбой зритель успел увидеть в «Экипаже», схватку с силами земли встретит в предстоящем «Землятрясении», то битву с водной стихией стоит наблюдать в «Ледоколе».

20 октября «Ледокол» отправляется бороздить просторы российских киноэкранов, и нет ни единой причины пропускать это плавание. Хотя бы из любопытства «что же там наснимали» или желания приобщиться к подвигу советских полярников. А на маленькие недочёты можно и закрыть глаза, ведь большому кораблю – большое плавание, не так ли?

Автор: Елизавета Фёдорова

Источник фото: kinopoisk.ru