В павильоне № 59 на ВДНХ открылась выставка, посвящённая советской моде 1920–1960-х годов. На ней представлены по большей части образцы росписи ткани и эскизы, а платья, в свою очередь, экспонируются в небольшом количестве и не по всем временным периодам. В статье проведены параллели между советским и мировым искусством потому, что с набором ассоциаций и фантазией смотреть выставку будет интереснее.

1920–1930

Пока в ревущие двадцатые в Европе и Америке девушки с короткими стрижками примеряли на себя эмансипированный образ, – платья до колена, брюки, мужские костюмы – советские девушки могли надеть мешковатые комбинезоны Т-образного силуэта (между прочим, как в Италии) с замысловатами узорами, созданными художниками-авангардистами. Интересной особенностью этого периода в СССР являлось то, что по сути художники творили моду не только на бумаге, но и на ткани: активную деятельность вела Варвара Степанова (жена и муза А. Родченко, советского художника-авангардиста), Любовь Попова, Александра Экстер и другие. Степанова считала, что простота, унитарность и красочность прекрасно отражают дух времени. Некоторые художники (и дизайнеры в одном лице) вдохновлялись работами других и использовали их мотивы в одежде. Конечно, речь идёт главным образом о Казимире Малевиче, Николае Суетине, Илье Чашнике. В общем, были приложены все усилия, чтобы «порвать с миром прошлого, объединить искусство и жизнь»[1]. Супрематизм и конструктивизм (популярный и в Европе) пришли на помощь производственному искусству, которое заключалось не только в моделировании одежды и росписи тканей, но и в оформлении улиц, в плакатной графике.

1930–1940

В 1930-е сотрудничество художников с модельерами (зачастую соединённых в одном лице) сменилось пропагандой в пользу индустриализации, коллективизации, логоцентрического патриотизма. На первый взгляд, это может показаться странным, но вспомните появление патриотических футболок в нашей действительности. В 1930-е политическая, социальная, экономическая ситуации были напряжёнными, и нужно было мотивировать людей на великие свершения посредством полнейшего проникновения в сознание. Это достигалось при помощи принтов, демонстрирующих достижения народного хозяйства, спорта, авиастроения и прочих сфер общественной деятельности. Самыми интересными примерами служат шейные платки с портретами Ленина, Сталина, хотя и сложно представить, чтобы подобное носили на самом деле. В советской живописи этого периода также была пропаганда, причём настолько сильная, что необъятные полотна социалистического реализма поглощают зрителя. Таким примером являются картины И. И. Бродского с массовыми шествиями, сценами из партийной жизни, портретами высокопоставленных граждан. Путь развития советского искусства пошёл в другом направлении в отличие от мировой живописи. Такое всеобъемлющее проникновение государства даже в бытовую жизнь ослабило свою хватку в 1935 году, когда это признали немного неприличным ввиду каноничности образов.

1940–1950

Мода военного времени и послевоенного сосредоточена больше на цветных мотивах, а не на интересных фасонах и фактурах. Если модницы хотели внести разнообразие в повседневную жизнь, то они искали разноцветный ситец. Что касается силуэта, то модницы чтили силуэт диоровского нью-лук, поэтому добавляли подъюбники для платьев. Вера Склярова с фабрики «Красная роза» была самым популярным модельером в то время. В советской живописи бытовой жанр набирает обороты, пока Джексон Поллок, Барнетт Ньюмен и другие создают полотна в стиле абстрактного экспрессионизма.

1960-е

В 1960-е пока Лондон свингует под the Beatles, the Doors, the Rolling Stones, в СССР щеголяют в нарядах, отличающихся от европейских соседей. Если в Европе, девушки носят цветные монохромные вещи, популяризируя мини-юбки, то в СССР тема цветочных мотивов для платьев средней длины остаётся единственным вариантом для большинства, а геометрические мотивы – прерогативой партийных жён. Не то чтобы в СССР был популярен абстрактный экспрессионизм и поп-арт, но возвращается мода на доброе забытое старое – модельеры снова обращаются к истокам авангарда, не привнося программных изменений в роспись ткани. Впрочем, свободный дух шестидесятых с разной степенью свободы распространился повсеместно.

Автор текста и фото: Наталья Белова

[1] Иконы стиля: история моды XX века. Под ред. Г. Буксбаум. СПб: Амфора, 2009. С. 28.

Сайт выставки: http://vdnh.ru/events/vystavki/vystavka-istoriya-mody-ot-avangarda-k-gostu/