Сегодня, в 2019-м, авторскими путешествиями по необычным местам уже сложно удивить. Но в 2016-м, когда Ольга Панина и Екатерина Ксенофонтова только оставили турагентства и основали проект Heels on Wheels, рынок был почти пуст: не было ни конкурентов, ни примеров для подражания.
Как девушки выбирают направления для путешествий, о чем беспокоятся, как справляются с трудностями и куда хотят вернуться, читайте в нашем материале.
Расскажите о первом путешествии с проектом.
Екатерина и Ольга: Первый трип был в Каппадокию. В октябре 2016-го мы объявили набор в группу на апрель следующего года. Тогда у России были очень непростые отношения с Турцией, да и в самой Турции было неспокойно – в Стамбуле теракты, у России с Турцией были непонимания из-за сбитого военного самолета. Шла информационная война, российские туроператоры отменяли туры – и в этот же момент в соцсетях шла наша таргетированная реклама в Instagram с невероятными воздушными шарами Каппадокии.
Про саму Каппадокию тогда мало кто знал: для России это направление было достаточно новым. Вот этот когнитивный диссонанс сыграл нам на руку: с одной стороны в тебя вливают информацию, что Турция – это плохо, а параллельно с этим ты видишь невероятные пейзажи Каппадокии и яркие шары.
Шла информационная война, российские туроператоры отменяли туры – и в этот же момент в соцсетях шла наша таргетированная реклама в Instagram с невероятными воздушными шарами Каппадокии
Плюс мы сыграли на явном противопоставлении «пакетная Турция» и «другая Турция». Всё стереотипное представление о Турции, которое было у среднестатистического россиянина, разбивалось об одну фотографию с шарами. Так мы объявили о наборе одной группы, а в итоге набрали две группы подряд. Это был… успех.
Во что нужно вложиться, с кем договориться, что продумать, чтобы запустить трэвел-проект?
Екатерина и Ольга: Мы практически ничего не вкладывали в проект на начальном этапе. Чтобы запустить группы в Каппадокию, мы потратили на таргетированную рекламу примерно 30 тысяч рублей.
У нас была личная договоренность с владельцем отеля, с организаторами поездок на квадроциклах, полетов на воздушном шаре и кулинарных мастер-классов. Преимущество таких небольших мест, как Каппадокия, в том, что все друг друга знают. И если ты выстраиваешь доверительные отношения с владельцем одного какого-то бизнеса, то он сам тебе поможет потом скомпоновать всю программу.
Мы практически ничего не вкладывали в проект на начальном этапе
Так, в Каппадокии мы познакомились с владельцем отеля, затем он нас познакомил с хозяевами нескольких кафе и ресторанов, а затем мы уже лично со всеми договорились, что приедет группа. В принципе, в большинстве стран Востока работает этот принцип.
Как вы выбираете маршруты для путешествий? Это только ваши личные предпочтения или руководствуетесь спросом подписчиков, например?
Екатерина и Ольга: Мы руководствуемся личными предпочтениями и возим группы только в те места, которые произвели на нас сильное впечатление. Мы несколько раз пробовали идти на поводу у спроса, но из этого мало что получалось. Некоторые направления мы в итоге так и не реализовывали.
Например, у нас очень часто просили организовать трип в Португалию, мы туда ездили, но поняли, что у нас душа к ней не лежит. Heels on Wheels – авторский проект всё-таки и практически полностью построен на энергетике. И если мы не кайфуем, то вряд ли будут кайфовать наши клиенты.
Как проходит разработка нового маршрута?
Екатерина и Ольга: Все начинается с идеи, что какая-то страна может быть очень интересной. В первую очередь мы продумываем логистику – это самое главное в наших путешествиях. Мы стараемся избегать длинных и тяжелых переездов.
Также мы всегда четко продумываем тайминг, чтобы нашим клиентам не приходилось долго ждать чек-ина. Ну и, конечно, счастливый путешественник – это сытый путешественник, поэтому все программа должна подбиваться под вкусные завтрак, обед и ужин.
Три столпа – короткие переезды (либо очень комфортные), еда и насыщенная программа. В остальном все зависит от страны: восточные страны – это всегда работа через партнеров, Запад – работа с системами бронирования.
Видела в инстаграме Екатерины пост о девушках Бонда. Почему вы решили окончательно отойти от концепции “путешествий для принцесс”?
Екатерина и Ольга: Когда мы запускали проект, Instagram был на пике популярности. Все его пользователи были только рады быть обманутыми: трэвел-блогеры фотошопили свои фотографии до мелочей, и люди, которые мало путешествовали, думали, что блогеры живут в другой реальности.
На этом пике мы и стартовали: нам помогли шары Каппадокии, голубые айваны в Узбекистане (это было следующее наше направление), затем зеленая Грузия. На таких отфотошопленных фотографиях делалась реклама. Но время идет вперед, социальные платформы меняются, мышление людей меняется. И даже за эти 3-4 года ну очень сильно изменилось отношение людей к инстаграм-реальности.
На снимки а-ля девушка в платье на фоне воздушных шаров люди уже не ведутся. Люди хотят видеть реальность. Люди, которые ехали куда-то только за фотографиями, ушли. На стандартную рекламу трэвел-блогера сейчас клиента не поймать, все хотят чего-то живого, настоящего, в чем чувствуется драйв и реальная жизнь.
Поэтому мы теперь больше про девушек Бонда, чем про девушек в платьях на фоне расписных айванов. Жизнь двигается, и мы двигаемся вместе с ней.
Вы раньше работали туроператорами, какие знания из той жизни вы теперь используете при организации путешествий?
Екатерина и Ольга: Знания, как делать не надо. Мы настолько устали от пакетного формата, что решили сделать гораздо более творческий продукт. Мы очень старались создать индивидуальную историю и почему-то еще на старте были уверены, что наш продукт понравится людям, которые схожи с нами. В общем-то, так и получилось.
Мы настолько устали от пакетного формата, что решили сделать гораздо более творческий продукт
Когда запускался наш проект, у людей уже была усталость от обычного рынка туризма. Мы стали глотком свежего воздуха, поэтому эту идею с авторскими турами очень быстро подхватили, и сейчас она достаточно распространена уже в разных форматах.
Сколько обычно девушек путешествует с вами в группе? Вы обе всегда едете везде или разделяете труд? Есть ли у проекта команда, кто туда входит, чем они занимаются?
Екатерина и Ольга: В яхт-трипы – 8-10 девушек, на другие направление – 12-14. Конечно, мы разделяем труд, и да, у нас есть команда. Есть две девушки, которые ведут соцсети, есть контент-менеджер, который помогает работать с фото и видео, и еще PR-менеджер.
Расскажите о самом шокирующем форс-мажоре в путешествии и о том, как вы смогли с ним справиться.
Екатерина и Ольга: В прошлом апреле наша группа должна была лететь в Иорданию рейсом Royal Jordanian, и буквально за месяц-полтора авиакомпания объявила о снятии этого рейса. Мы обзвонили всю группу и переориентировали ее на рейс Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле.
Вся группа перебронировала рейс, хотя это было непросто, потому что нужно было делать возврат старых билетов и бронировать новые. Но все девушки мужественно прошли через это.
И когда мы всё перебронировали, Turkish Airlines объявили, что именно в тот день, когда у нас должна была ехать группа, будет массовый переезд из старого аэропорта Ататюрк в новый аэропорт, поэтому ни один рейс не летит. Второй раз переориентировать группу было еще сложнее.
Тут нам как раз пригодились навыки работы в туристической компании, когда тебе нужно обработать человека как угодно, поскольку многие девушки суеверно увидели в случившемся дурной знак, что мы не долетим. В итоге, все полетели кое-как: кто через Франкфурт, кто через Вену.
Расскажите о своем увлечении яхтингом — как началось и как помогает в организации путешествий.
Екатерина: Один мой друг — капитан, шкипер. Вместе с ним мы походили по Эгейскому морю, и мне так понравилось, что я уговорила Олю выучиться яхтингу. Импульсивное желание, которое мы достаточно быстро реализовали.
Несмотря на то что мы всегда берем с собой капитана в наши яхт-туры, мы никогда не берем на себя роль главных на яхте. Но наши навыки очень помогают, потому что один капитан не всегда может справиться с парусным катамараном. Когда на борту нет людей, которые понимают, что нужно делать, это очень тяжело. Мы же выступаем в роли помощников капитана.
В целом же, это дало понимание, что в яхтинге невозможно заранее сформировать подробную программу, потому что все зависит от направления ветра, от волн. Яхтинг – это всегда экспромт и чаще всего приятный, потому что всё самое интересное происходит, тогда как ты этого совсем не планируешь.
Часто ли вы путешествуете отдельно от проекта? Какой отдых предпочитаете лично для себя?
Ольга: Часто и всегда по-разному. В компании мы путешествуем по большим городам, которых мы в девичниках обычно избегаем, потому что в них очень сложно сконцентрировать внимание группы на чем-то. Одна хочет туда, другая сюда, третья увидела босоножки, четвертая захотела выпить кофе с булочкой. Большие города – это больше как раз про индивидуальный туризм.
Если бы вы не организовывали путешествия, чем бы вы занимались в жизни?
Екатерина: Мы обе трэвелголики, поэтому все равно связали бы жизнь с путешествиями. Туристический рынок постоянно трансформируется, меняется, мы стараемся ловить его колебании, вибрации, подстраиваться. Возможно, все это приведёт нас еще к чему-то, но это точно будут путешествия. В любом случае.
БЛИЦ
Топ-3 самых опасных стран мира
Екатерина и Ольга: Там, где идут военные действия. Сирия, Ирак, Афганистан… Все страны, которые сейчас вряд ли ассоциируются с туристическим рынком. Всё остальное, вроде Бразилии, на самом деле безопасно, если не сходить там с ума.
Город, в который вы готовы возвращаться бесконечно
Ольга: Это зависит от настроения. Например, когда в последний раз мы были в Гаване, думали, что это любовь на века. Но проходит время, мы приезжаем в новую страну и думаем, что нет, вот это навсегда. Но навсегда только то, что никогда не нужно останавливаться. Нужно открывать новые города и иногда по порыву души куда-то возвращаться, гулять по улицам.
Екатерина: Я где-то прочитала, что «приятно возвращаться в город, который ты уже знаешь, потому что для этих улиц ты уже бывшая». Вот можно иногда словить такое романтическое настроение и погулять по улицам, для которых ты уже бывшая.
Самая разочаровывающая достопримечательность
Екатерина и Ольга: Тут мы тоже единодушны. Когда в Мексике мы приехали на пирамиду Чичен-Ица, мы были разочарованы. Но тут было много против: жара, толпы туристов, шумные торговцы вокруг. Было ощущение, что мы оказались на каком-то рынке, причем не очень организованном. Это подпортило впечатление. Ты едешь в Мексику, к чему-то невероятному, а получаешь рынок. Но это больше не к самой пирамиде претензии, а к организации вокруг.
Нью-Йорк или Лос-Анджелес?
Екатерина и Ольга: Для нас обеих это Нью-Йорк. Лос-Анджелес – город за высокими заборами, город из сериала «Блудливая Калифорния», где ты должен быть в тусовке, чтобы знать, понимать и чувствовать этот город. Приезжему прочувствовать этот город практически невозможно. ЛА – это город внутренней энергии. В то время как Нью-Йорк – максимально открытый, дружелюбный, понятный город. Наверное, эти два города и конкурируют на этом контрасте.
Лос-Анджелес – город за высокими заборами, город из сериала «Блудливая Калифорния», где ты должен быть в тусовке, чтобы знать, понимать и чувствовать этот город
Яхтинг или джип-сафари?
Екатерина и Ольга: Конечно, яхтинг. Потому что это возможность посмотреть на мир с моря. Когда ты въезжаешь в город на яхте, а не на машине, ты по-другому видишь его. И вообще яхтинг – это другой, непривычный взгляд на путешествия.
Ваш любимый сувенир из путешествия
Екатерина: Раньше, до того как мы стали ездить слишком часто и сувениры стало привозить как-то странно, я собирала глянцевые журналы Vogue тех стран, где была. Мне казалось, это хороший сувенир, потому что ты можешь отслеживать моду, поностальгировать потом. Потом их стало так много, что я это дело забросила.
Наши эмоции – это наш сувенир
Ольга: Сейчас мы коллекционируем хорошие видео, которые передали бы настроение того места, где мы обе были. По сути, мы коллекционируем наши эмоции. Наши эмоции – это наш сувенир.
Автор: Анна Чеботарева
Фотографии предоставлены Heels on Wheels