«От нуля к единице»[1]

С 18 по 20 ноября в Санкт-Петербурге на базе Политехнического университета пройдёт всероссийский хакатон «hackRussia 2016». Понять особенности хакатон-движения и его цели нам помогли организаторы этого масштабного мероприятия: Денис Самуйлов, руководитель проекта, Эля Лобанова, занимающаяся стратегическим развитием и представляющая помощь стартапам, и Антон Еловиков, отвечающий за брендинг.

Слева направо: Иван Новосёлов (работа с участниками), Денис Самуйлов (руководитель проекта), Антон Еловиков (брендинг)

Слева направо: Иван Новосёлов (работа с участниками), Денис Самуйлов (руководитель проекта), Антон Еловиков (брендинг)

В современном компьютеризированном мире, казалось бы, слово «хакатон» должно быть известно каждому, однако на практике мы замечаем обратное, поэтому для начала обратимся к свободной энциклопедии, традиционно отвечающей нам почти на все вопросы, Википедии:

Хакатон (англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon — марафон) — форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы.

Разобравшись в понятии, перейдём к краткой истории термина, которую расскажут наши эксперты: «Хакатоны существуют уже десятилетия. Сначала они рождались внутри компаний, чтобы работники смогли реализовать свои идеи проектов в интенсивной атмосфере. Можно создать прототип, посмотреть, как всё работает, и в идеале сделать проект, который может даже выйти на рынок. Такие хакатоны часто очень локальные и по месту, и по идее, но они дали направление всемирному развитию, поскольку такой формат заменяет традиционное интервью: у фирмы есть возможность посмотреть, как люди, которых они готовы взять себе на работу, ведут себя «в бою». Если мы говорим о России, то здесь хакатон-движение делает свои первые шаги, а мероприятия в формате хакатона проводятся в первую очередь на базе университетов и IT-компаний».

Организаторы напомнили, что на одном из таких форумов разработки продуктов, была придумана всем известная кнопка “Like” в Facebook’е, перевернувшая мир социальных сетей. Если говорить о ближайших к современности идеях, то сердца поклонников селфи покорил MSQRD, представленный в Белоруссии. В мае 2016 года участники из Санкт-Петербурга придумали приложение, борющееся с несанкционированной рекламой на асфальте, особо актуальной для северной столицы с его любовью к женским именам под ногами. Всё, что нужно, – это сфотографировать рекламу с номером телефона, а далее программа сама звонит владельцам бизнеса и юридически грамотно предупреждает о нарушении с последующим обращением в правоохранительные органы. К слову, авторов этой идеи мы увидим на мероприятии. Как видим, направление и масштабность каждого такого открытия абсолютно разные.

hackRussia проводится в первый раз, и никто не знает, какие изобретения нас ждут, но уже сейчас мы можем проследить путь, которым шли организаторы. Первым делом организаторы поставили цели, о которых рассказал Денис Самуйлов:

«Когда мы начали заниматься хакатоном, мы для себя выбрали три направления, по которым мы бы хотели изменить ситуацию:

1. Взаимодействие с российскими компаниями во избежание утечки мозгов:

Важно, чтобы проекты создавались направленными на российский рынок и уже во вторую очередь на мировой, ведь часто выходит, что пройдя стажировку за рубежом, молодые специалисты там и остаются.

2. Создание среды всероссийского уровня:

Мы слышали о региональных и онлайн хакатонах, которые проходили между несколькими городами. Если участники узнают о таких событиях, они с радостью приезжают и разрабатывают свои проекты, но всё-таки если они осознают всероссийский уровень значимости, то будут стараться лучше. Поскольку мы знаем, что наш хакатон первый, который позиционирует себя в масштабах всей страны, то наша задача – перейти от локального уровня к глобальному.

«Таким образом мы ещё решаем проблему несбалансированности, когда, допустим, Москва и Питер сильно обгоняют технологии других регионов»

Мы стремимся создать среду, где участники могли бы объединиться, обменяться мыслями и идеями, чтобы вернувшись на свою родину, продолжали их осуществлять, тем самым равномерно распространяя инновации по территории всей страны. Таким образом мы ещё решаем проблему несбалансированности, когда, допустим, Москва и Питер сильно обгоняют технологии других регионов.

3. Междисциплинарность:

Обычно в хакатонах участвуют программисты, дизайнеры и менеджеры проектов. Они собираются, кодят и в большинстве случаев понимают ситуацию, в которой они предлагают решение. Но редко на таких платформах мы встречаем врачей, которым, к примеру, необходимы решения по информационным технологиям. Они разбираются в сфере своей деятельности, предлагают алгоритмы работы, но сами не могут реализовать идеи, написав приложение, которое автоматизировало бы часть их работы. Такая же ситуация с фермерами: IT сейчас настолько развивается в этой сфере, что в Европе разрабатывают приложение, которое позволяло бы заказывать продукцию напрямую у фермеров, а затем доставлялась бы дронами потребителю. Здесь же хочется понять интересы аграрного сектора России, ведь любая программа нуждается в живой обратной связи от пользователя, в виде предложения идей и совместного объединения своих компетенций для создания проектов, действительно полезных для общества».

«Редко на таких платформах мы встречаем врачей, которым, к примеру, необходимы решения по информационным технологиям. Они разбираются в сфере своей деятельности, предлагают алгоритмы работы, но сами не могут реализовать идеи, написав приложение, которое автоматизировало бы часть их работы.»

Непопулярность таких движений среди тех, кто не связан напрямую с IT, лишает нас многих решений, которые могли бы быть осуществлены. Спросите знакомых: «Что такое хакатон?», и 90%, что они начнут гуглить. Именно поэтому, по словам Антона Еловикова, дополнительная цель организаторов – популяризировать мир технологий среди масс, как это делает, к примеру, Яндекс, открывая свои школы по всей стране, не ограничиваясь только Москвой и Питером.

«В Европе разрабатывают приложение, которое позволяло бы заказывать продукцию напрямую у фермеров, а затем доставлялась бы дронами потребителю»

Эля Лобанова отметила, что формат проведения хакатона уникален и некоторые сюрпризы выявятся непосредственно на мероприятии, однако уже сейчас мы можем построить примерное представление о том, как всё будет проходить.

На хакатоне будут трудиться 300 участников со всей страны: от школьников до 30-летних специалистов, следовательно, на площадке соберутся люди с разными уровнями подготовки. Кроме программистов, дизайнеров и менеджеров, приветствуются специалисты по пяти заявленным направлениям: социальные сервисы, образование и культура, финансы и блокчейн, биотехнологии и медицина, энергетика и сельское хозяйство. За 40 часов работы при поддержке опытных менторов в лице профессоров ведущих вузов идея превращается в рабочий прототип и затем презентуется перед аудиторий. Главный приз – 100 000 руб.

Денис Самуйлов отмечает, что на hackRussia не получится работать в одиночку, потому что платформа создана специально для работы в команде от 2-х до 4-х человек. Несмотря на состязательный характер хакатона, команды не должны тщательно охранять ото всех свои наработки и идеи. Специально для обмена информацией введена система чек-поинтов, когда лидеры команд встречаются и обсуждают друг с другом различные вопросы. Участники могут не только придумывать что-то с нуля, но и дорабатывать уже созданные проекты.

Сорока часов без лишних отвлечений слишком мало, чтобы осуществить нечто грандиозное, поэтому Денис предлагает участникам выспаться перед началом хакатона, чтобы они тратили на это «бесполезное времяпрепровождение» как можно меньше времени.

Для успешной реализации крупного проекта необходима помощь извне. У hackRussia 2016 существует некоторая иерархия партнёров, которая начинается с самого важного, генерального партнёра, Санкт-Петербургского Политехнического Университета Петра Великого, предоставившего свою площадку. Среди платиновых партнёров – Positive Technologies и QIWI. На следующих ступенях мы видим и российские, и зарубежные компании, среди которых, Велес-Капитал, ЦРТ, AutoDesk и другие.

Денис Самуйлов и Эля Лобанова рассказали о направлениях, по которым партнёры помогают проекту:

  • Финансирование

«На их средства все организовывается. Вдобавок, партнёры помогают создавать атмосферу всего мероприятия, устанавливают lounge зоны, где участники могут передохнуть, фанбрейки, чтобы сделать пребывание комфортным и чтобы у участников осталось больше сил и энергии для продуктивной работы»;

  • Вера

«Мы им благодарны за то, что они верят в нас, потому что самую большую часть времени, а проект существует с января этого года, у нас заняло именно получить к себе доверие. Вначале о нас никто не знал и когда мы писали в крупные компании нас либо игнорировали, либо говорили: «Ребят, извините, ничем не можем вам помочь», но мы продолжали работу. Мы показывали, что у нас реально есть компетенции, мы готовы работать и вкладывать своё время. Так мы привлекли первых партнёров и сейчас ситуация в корне изменилась. Нас поддержали различные фонды, нам начинают писать первыми с предложениями взаимодействовать и это, конечно, очень радостно»;

  • Кейсы и технологии

«У нас выделено 5 направлений. Есть такие технологии по визуализации данных, которые могут быть использованы по каждому из них. Есть также компании-партнёры, которые представляют кейсы по одному из направлений». Денис Самуйлов особо выделил требование, чтобы кейсы были творческими, и не содержали вопросы по реализации конкретного приложения, ответы на которые компания будет впоследствии использовать: «Мы просим их поставить какую-то проблематику в их области, чтобы она была сформулирована так, чтобы у участников была свобода действий»;

  • Эксперты и менторы

«Партнёры становятся экспертами, которые будут взаимодействовать с участниками, поделятся своими практическими знаниями и опытом, проведут мастер-классы. Ещё будут менторы, которые выступят в роли старших товарищей, к ним можно будет обратиться с вопросами по технологии. Мы специально так активно взаимодействуем с партнёрами, чтобы сделать мероприятие интересным и для тех, и для других».

Эля Лобанова, к примеру, сказала, что предоставит помощь стартапам в презентации своего продукта заинтересованным лицам, ведь проработав четыре года в Big4, она прекрасно понимает, что хочет видеть инвестор. В этой связи Эля посоветовала участникам уделить внимание описанию своей идеи, потому что есть сотни восхитительных идей, которые остаются непонятыми.

Построить мост в отношениях с партнёрами, привлечь участников, разработать программу, найти экспертов и успеть к 18 ноября представить свету хакатон невозможно без взаимопомощи. Информацией о том, сколько же человек нужно, чтобы такое осуществить, организаторы поделились, предоставив конкретные числа:

«Ядро команды состоит из 11 человек, которые двигают проект и, поскольку он на энтузиазме, каждый работает по мере своих возможностей. Большую помощь, особенно с рассылкой персонализированных писем, оказывают волонтёры из «Лиги Молодёжи», которая является официальным юридическим лицом, от которого проводится мероприятие. Более 50-ти волонтёров откликнулось решать вопросы, связанные с организацией хакатона».

Как и в любом масштабном проекте, команде организаторов пришлось столкнуться с трудностями: «Однажды у нас пытались увести проект, нужно было отстаивать идею и двигаться вперёд как можно быстрее, дав понять, что нас не догнать. Этот случай имел влияние особенно в самом начале, когда сделано немного и доверие минимально. В остальном, многие проблемы мы блокируем, например, связанные с распределением бюджета и юридическими вопросами». Если прибавить к перечисленному проблему веры партнёров, о которой было рассказано двумя пунктами выше, то выходит гремучая смесь, которую постоянно приходится охранять от взрыва. Антон Еловиков рассеивает эту мысль, говоря, что основная задача – организовать не просто одно мероприятие, а комплексно подойти к вопросу «Как масштабировать проект и как сделать так, чтобы он продолжал стабильно работать в любых условиях?». Такой настрой помогает взглянуть на механизм работы в целом, решая проблемы ещё до их появления.

Как же сохранить силы и не упасть духом в такой обстановке рассказал руководитель проекта: «Нас вдохновляет, что проект двигается вперёд и развивается. Если раньше мы бились за каждого подписчика в группе, то сейчас у нас одно из крупнейших сообществ по хакатон-тематике ВКонтакте. Это даёт энергию двигаться дальше».

Стоит ещё раз подчеркнуть, что проект функционирует на энтузиазме его основателей. Хочется верить в заразительность такого примера, ведь информационные технологии пронизывают каждую сферу нашей повседневной жизни, и любое полезное IT-решение устремляют человечество к новому этапу развития. Поэтому, организаторы хотят, чтобы у участников была возможность создать что-то принципиально новое, помимо улучшения уже существующих технологий.

Автор: Владислав Кутранов

Фото: Лена Дмитриева

[1] Отсылка к книге Питера Тиля «От нуля до единицы», смысл которой заключается в создании нового, а не плодении уже существующего.