Конец 2019: российский стартап Greenwise анонсирует производство котлет из растительных продуктов, похожих на мясо, аналог Beyond Meat и Impossible Foods. → Первый квартал 2020: сооснователи бренда Георгий Железный, Артем Пономарев и Юлия Марсель продали растительных альтернатив мясу на 6,5 млн рублей. → Июнь 2020: вы можете найти искусственное мясо Greenwise на полках крупных магазинов — «ВкусВилл», «Азбука Вкуса», «Джаганнат», X5 Retail Group, Globus, а в ближайшее время появится в сети Ашан.

Хотите узнать, как ребята добились успеха? Артем и Юлия рассказали нам немного о философии, ценностях, рутине, мечтах и распорядке дня. 

Искусственное мясо: t_itanium — LiveJournal
Артем Пономарев, Юлия Марсель и Георгий Железный, сооснователи Greenwise

Как вы строите свой день? Коронавирус как-то повлиял на вашу рутину, на бизнес?

Юлия. В Greenwise всем «офисным» сотрудникам меньше 30 лет, а как известно, миллениалы умело справляются с работой удаленно. Поэтому полный переход на работу из дома почти не поменял мой стандартный, внекарантинный, режим: подъем в 8 утра, начало рабочего дня в 9, общение с командой через мессенджеры и по видеосвязи до 18 часов, а после 18 и до глубокой ночи я на связи для решения экстренных вопросов или обсуждения внезапно озаривших идей. 

В целом, главное изменение — выросло только время screentime: телефон сообщает, что ежедневно я провожу около 12 часов перед экраном смартфона. А сколько времени составляет экранное время «смартфон+ноутбук» страшно подумать.

Артем. Из-за самоизоляции все как-то сдвинулось. Я ночной человек, мне приятнее работать до 2-3 ночи, потому что мне в этот момент никто не пишет. Ведь обычно, если отвечаешь на письма днем, то всё: ты включаешься в долгую переписку, которая может застопорить процесс. 

А вообще сейчас 24/7 работа, приходится всё удаленно контролировать, поэтому рабочий день, он постоянно: и на выходных и всегда. Но когда ты работаешь на себя, делаешь что-то для себя — это даже прикольно.

GreenWise – растительные альтернативы мясу | Ohmybrand ...

Что вас мотивирует делать Greenwise?

Артем. Больше всего меня мотивирует то, что всем нам команде до тридцати, нет специалистов из этой области, а всё получается и даже круче, чем у тех, кто в этой сфере работает долгое время. Только после нашего появления на рынке начали появляться похожие проекты и у крупных производителей. А еще у нас, оказывается, изначально не было никакого опыта, мы его нарабатываем сами. Мы лично работали на линиях, то есть на производстве, от начала до конца. Даже на упаковках нашей продукции до сих пор написано «hand made», потому что мы пачки еще заказывали в том году, когда контролировали весь процесс до погрузки в машину. 

Это было самым сложным, но самым классным, потому что весь процесс был построен на том, что мы реально знаем, как проходит каждый этап производства. Нас теперь никто не сможет разубедить, сказать, что что-то работает не так, или мы чего-то не знаем. Мы всё знаем, честно понимаем, потому что всё делали собственными руками.

Мотивирует еще и то, что мы с ребятами регулярно видим позитивные отзывы потребителей, общаемся с ними лично на фестивалях, онлайн-площадках и понимаем — всё делается не зря. И главное — делается в России, где внимание к такому направлению бизнеса не самое пристальное. То есть мы, к сожалению, занимаемся не IT, не нефтью, не газом. Мы делаем пищевые продукты для очень узкой категории людей, которые уже существуют или хотят примкнуть, попробовать. По сути, мы делаем это первыми, что мотивирует само по себе. В прошлом году мы, например, оказались единственной российской компанией за всё время существования стартап-инкубатора в Берлине, которая вышла на европейский уровень. 

Юлия. Моя мотивация в любви, ведь я занимаюсь тем, что люблю больше всего. Работа в Greenwise сочетает в себе три главные для меня вещи: она транслирует мои ценности, позволяет мне творить и реализовывать свои амбиции. Я отвечаю за маркетинг и коммуникации в стартапе, который производит инновационные продукты питания — растительные альтернативы мясу. Greenwise создает этичные, экологичные и полезные для здоровья продукты, которые позволяют людям наслаждаться любимыми вкусами и блюдами без ущерба животным и окружающей среде. Это новая для России отрасль, время которой только-только наступает, а стоять у истоков зарождения новой парадигмы питания захватывает и интригует.

GreenWise – растительная альтернатива мясу

Хотите ли вы, чтобы стартап приносил большую прибыль?

Артем. Не то, чтобы я был альтруистом, я хочу зарабатывать, как и вся наша команда. Но мы делаем это честным путем через классные продукты, которые людям реально нужны. Мы не пытаемся впарить какую-то непонятную ненужную вещь и просто за счет маркетинга, рекламы или привлечения лидера мнений навязать наш продукт. Люди сами его пробуют и говорят: «Да, это классно, нам это нравится, делайте больше, супер, отлично». 

С какими проблемами вы столкнулись при развитии стартапа?

Артем. Это не конкретные проблемы, а, скорее, подход. Самое главное у нас в России, что непонятно мне, — это берущееся ниоткуда чувство агрессии по отношению к чему-то новому, которое, по сути, тебя никак не касается. Казалось бы, не хочешь — не ешь, мы своим маленьким веганским рынком вряд ли в ближайшие лет пять задавим мясную индустрию. 

Причем люди, которые постятся и тоже какой-то промежуток времени в году следуют канонам веганства, почему не вызывают ни у кого отторжения. Получается, не есть продукты животного происхождения в период поста — нормально, а не есть их в принципе — сразу же вызывает какие-то вопросы, странный подход и злобу. 

В Европе это уже прошло, наверное, когда отрасль только формировалась, люди тоже так реагировали, просто сейчас они на другом уровне. А мы догоняем, лет на семь отстаем примерно. Надеюсь, когда-нибудь догоним.

Какие цели стоят перед вами и Greenwise в 2020?

Артем. Думаю, что мы в ближайший год сильно изменимся, опыта ведь набрались уже. Например, мы смогли вывести на рынок и продавать два сложных для российских потребителей продукта — джерки и растительное мясо в сухом виде. Джерки даже в мясном секторе не слишком популярны в России, мы, само собой, сужаем ЦА до уровня вегетарианцев и веганов. А «Российское мясо» текстурат соевый, у людей с советских времен ассоциируется с дешевым продуктом, который покупали, потому что не могли купить мясо, был дефицит. И мы за год, имея команду изначально из трёх человек, (сейчас мы доросли до семи), смогли соевое мясо вывести даже в веганской сфере и показать, что оно прикольное, интересное, а джерки — это не просто сухие палочки. 

Рынок уже меняется. Если раньше, чтобы купить растительные альтернативы, надо было кататься в какие-нибудь специализированные магазины на окраине, то теперь можно большую долю продуктов купить и во ВкусВилле, и в Азбуке Вкуса, и в ГиперГлобусе, и этот список будет только расти.

Мы поверили в себя, потому что поняли простую вещь — если люди интересуются такими сложными продуктами (джерками, например), то с продуктами, которые максимально соответствуют их запросу — котлеты, фарши, сосиски, сыры — будет гораздо проще. Одновременно я удивляюсь тому, как крупные компании себя ведут. Если бы у меня был завод по производству фарша или котлет, который я мог просто перепрофилировать и работать на растительном сырье, я бы, наверное, покрыл с ребятами весь российский рынок, СНГ и уже выходил бы вовсю на Европу… Артём

Юлия. Главная цель в 2020-м — запустить 5 новых продуктов (растительное «говяжье» и «куриное» филе, растительный «бекон», растительные котлеты и фарш). А самая большая мечта — это сформировать в России plant-based комьюнити, создать ассоциацию, специализирующуюся на лоббировании и продвижении интересов предпринимателей нашей отрасли: производителей растительных альтернатив, вег-заведений, схожих дружественных организаций. 

Затем основать стартап-инкубатор, помогающим молодым российским производителям растительных альтернативных продуктов выходить на рынок (предоставляющий экспертизу, оказывающий технологическую поддержку, снабжающий производственными и лабораторными мощностями, юридическими консультациями). А после комьюнити создать Институт пищевых инноваций, в котором главные специалисты сферы питания, футдеха, биотехнологий и сельского хозяйства обучают студентов созданию новых, этичных и экологичных продуктов питания.

Артем. Да, наша большая идея заключается в том, чтобы сделать наш собственный стартап-инкубатор для российских компаний и компаний из СНГ, которые хотели бы совершенствоваться и что-то интересное получать на рынке пищевых ингредиентов, пищевых продуктов. Со своей стороны мы готовы предложить экспертизу, опыт, маркетинговые исследования и, возможно, даже работу на нашем оборудовании, общение с нашими технологами.

Энтузиастов в отрасли полно, но возможность реализоваться есть не у всех есть. Нас тоже журят за то, что «не у всех есть папа с заводом» (Greenwise расположил производство на базе завода отца Артема, Василия Пономарева, по глубокой переработке растительных белков «Партнер-М» — прим. ред.). 

Мы хотели бы возможностями поделиться — делать совместные проекты, например, на определённых условиях люди участвовали бы, пользовались услугами, оборудованием, лабораториями, складами, которые мы предоставляем, а заканчивали уже полноценным выкупом доли и совместной работой, например. Я общался с некоторыми иностранными компаниями в сфере пищевых ингредиентов, вкусоароматики, и им тоже интересен такой подход в России. 

Закончите фразу: «Дело, которым я занимаюсь, сейчас…»

Артем. В зачаточном состоянии. 

Даже в Европе рынок растительных альтернатив, вообще веганских, вегетарианских продуктов, находится чуть ли не ниже одной четверти своего развития, которое планируют маркетологи. А в России рынок, по моим ощущениям, сам по себе отстает лет на пять-семь. Почему? Потому что когда рынок уже сформирован, появляется конкуренция. Я никакой конкуренции не вижу, для нас любой новый игрок — это игрок, который будет хоть что-то этому рынку давать. Поэтому если завтра появятся еще десять GreenWise и будут работать в сфере растительных альтернатив мясу, это будет просто развивать рынок.

Мы даем людям возможность наслаждаться любимыми блюдами, но в соответствии с какими-то этическими нормами. И пусть будет идти время, а мы как-то постараемся ему соответствовать. 

Надеюсь, однажды на каком-нибудь мероприятии встретить Пэта Брауна из Impossible Foods и услышать от него: «Читал, вы в Greenwise делаете растительное мясо в России? Ничего себе, расскажи подробнее!» Юлия

Юлия. В состоянии эмбриона. 

Российский рынок альтернатив мясным и молочным продуктам очень молодой, его развитие стало заметным только в 2018-2019 году. Наша сфера в самом начале своего пути, но момент, когда о растительных альтернативах услышат все, уже совсем близок.