«Графика – это дыхание художника»

Наталья Смолянская, куратор выставки

Ретроспектива шестидесятника Эдуарда Штейнберга проходит в ММОМА на Гоголевском бульваре. Его творчество связано с родным местом – Тарусой, где художник переосмыслял мир с помощью символов. Именно «дыхание художника» и графически работы делают выставку очень камерной, позволяя зрителю напрямую общаться со Штейнбергом.

Автопортрет

В шестидесятые годы социалистический реализм переживал не лучшее время, но формальная возможность для поисков негласно была. Штейнберга называют неофициальным художником, потому что он показывает свои размышления на листах, а не восхваляет утопический советский быт (что характерно для соцреализма). Пора экспериментов была характерна для Тарусы, но на этой выставке работы представляют, лирического героя, а не бунтаря. Положение неофициального художника держится до перестройки, пока парижский галерист Клод Бернар не вывел творчество Штейнберга в международный контекст. С 1990-х художник жил и работал в Париже и Тарусе.

Название выставки «Если в колодце живёт вода…» подчёркивается в архитектурном решении Сергея Ситара – колодец находится под всеми картинами. Выставка разделена на шесть тематических блоков: «Почвенничество», «Экзистенциализм», «Метафизический натюрморт», «Дневники», «Метагеометрия» и «Синтез». «Почвенничество» в понимании Штейнберга – это объединение людей одной культуры и взаимодействие культур. «Метафизический натюрморт», как переходный этап творчества, показывает трансформацию натюрмортных объектов в абстрактные символы. «Метагеометрия» показывает авторский метод геометрической абстракции, возникшей вследствие духовного импульса, это отражение мира чистых форм. «Синтез».

Стилевые особенности Эдуарда Штейнберга в его заботливом и внимательном отношении к натуре и смыслам передают невероятное умиротворение посетителям.

Автор: Наталья Белова