8 декабря открылась крупнейшая выставка грузинского авангарда в отделе личных коллекций ГМИИ им А. С. Пушкина. Экспозиция располагается на трёх этажах и в общей сложности включает 200 работ. На выставке представлены работы из частных коллекций и музеев России. Из-за сложных дипломатических отношений между двумя странами невозможно было сделать выставку совместно с музеями Грузии, но данный проект призван подчеркнуть важность диалога между двумя странами, чья история и культура неразрывно связаны на протяжении столетий.
Тифлис начала XX века называют «маленьким Парижем». Культурная жизнь города была насыщена событиями: артистические кафе устраивали поэтические турниры, режиссёр МХТ и создатель свободного театра в Москве К. Марджанишвили в Грузии успешно сотрудничал с молодыми художниками – П. Оцхели и И. Гамрекели. Здесь выступали Маяковский и Мандельштам. Тифлис был культурным «плавильным котлом». В 1910-е годы Д. Какабадзе, братья Зданевич и др. отправились из Грузии на учёбу в Санкт-Петербург и Москву. Они активно включились в столичную художественную жизнь.
В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич открыли Пиросмани как художника российской, а затем и европейской публике. Нико Пиросманишвили (Пиросмани) рисовал на клеёнках. Это был художник, который за кусок хлеба и стакан вина писал работы для увеселительных заведений. Ему не нужно было ничего больше. Изредка он выполнял портреты под заказ. Пиросмани никогда не учился живописи. При этом его работы сравнивают с французским художником Анри Руссо, кстати, тоже, самоучкой, творчество которого оказало влияние на работы П. Пикассо, А. Матисса и многих других. Искусствоведы относят творчество Нико Пиросмани к примитивизму. Для грузинских же художников «нового поколения» работы Пиросмани стали «глотком свежего воздуха», примером свободного, чистого искусства. Творчеству этого художника посвящен третий этаж экспозиции – кульминация грузинского искусства. Среди шедевров представлены «Пастух в бурке», «Девочка и гусыня с гусятами» (1917), «Брат и сестра», «Портрет Ильи Зданевича» (1913).
Работы подлинных авангардистов Грузии занимают первый и второй этажи. Второй этаж отведён творчеству Л. Гудиашвили, здесь же большой раздел посвящен «театру»: представлены костюмы, эскизы декораций, работы И. Гамрекели, П. Оцхели, К. Зданевича к постановкам Котэ Марджанишвили и Александра Ахметели.
Первый этаж кураторы экспозиции Ивета Манашерова и Елена Каменская посвятили творчеству Давида Какабадзе, а также демонстрации фрагментов из фильмов «Моя бабушка» — художник-постановщик И. Гамрекели, «Соль Сванетии» — художник-постановщик Д. Какабадзе и др. Здесь же в проходах между залами висит сотня длинных тросов, на которые проецируется видео уютных двориков, грузин в национальных костюмах и зарисовки яркой грузинской жизни и «маленького Парижа» начала XX века. Проходя через эти экраны, всё больше и больше погружаешься в мир грузинского авангарда.
Выставка работает до 12 марта 2017 года.
автор: Ксения Оленина
фото: Иван Евсеев