В прошедшие выходные завершился Берлинский кинофестиваль. «Золотого медведя» получила картина «Огонь в море» (Fuocoammare) итальянского режиссёра Джанфранко Рози. На фестивале традиционно показывают острополитические фильмы. Победителю прошлого Берлинале Джафару Панахи суд родной страны запретил заниматься кинематографией и выезжать зарубеж. В этом году победивший фильм был посвящён проблеме беженцев. Мог ли выбор победителя быть мотивированным только правильно угаданной темой?

Кадр из фильма «Огонь в море» / Источник: gazeta.ru

Мысль возникает неспроста. Беженцы — постоянная тема большинства СМИ в Берлине как минимум последние полгода. В начале фестивальной недели Джорж Клуни встречался с Ангелой Меркель для того, чтобы привлечь внимание к проблеме[1]. Учитывая, что канцлер — первая мишень для критиков мультикультурализма, их встреча была скорее жестом политической поддержки.

Но фестиваль изначально посвящён немассовому кино. Вопрос с беженцами — конфликт гуманистических идей и явно сильного натиска на экономику. Жильё дорожает (из-за беженцев ли только?), вдобавок накаляют обстановку и несколько резонансных эпизодов криминального характера. С одной стороны, криминальные элементы — в той же процентной составляющей, что и в среднем по местному населению, с другой — попытки вообще замять эти конфликты создают ощущение, что только с масштабными проблемами эти попытки замалчивания провалились, а с остальной частью могли быть вполне успешными.

Основная идея фильма состоит не просто в проблеме функционирования правительства. Она затрагивает каждого без исключения — тех, кто платит налоги, тех, кто просто выходит на улицу, тех кто переживает за конкуренцию на рынке труда, тех, кто просто боится чужих, и тех, кто боится резкого увеличения числа и активности неонацистов.

Факт прохода депутатов от Национальной партии Германии в парламент Баварии говорит, что большому количеству людей не просто страшно, но они готовы действовать. На вопрос, может ли испуганный человек поступать рационально, однозначного ответа нет.

СМИ практически всегда выражают чью-то позицию. В картине «Fuocoammare» также показано изображение от первого лица. Что действеннее — прочитать, услышать или увидеть своими глазами и крупным планом, без навязывающего интерпретацию голоса за кадром?

Автор текста и фото: Андрей Ханов

[1] Джордж Клуни обсудил с Меркель тему сирийских беженцев // http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2662474.

[:en]

В прошедшие выходные завершился Берлинский кинофестиваль. «Золотого медведя» получила картина «Огонь в море» (Fuocoammare) итальянского режиссёра Джанфранко Рози. На фестивале традиционно показывают острополитические фильмы. Победителю прошлого Берлинале Джафару Панахи суд родной страны запретил заниматься кинематографией и выезжать зарубеж. В этом году победивший фильм был посвящён проблеме беженцев. Мог ли выбор победителя быть мотивированным только правильно угаданной темой?

Кадр из фильма «Огонь в море» / Источник: gazeta.ru

Мысль возникает неспроста. Беженцы — постоянная тема большинства СМИ в Берлине как минимум последние полгода. В начале фестивальной недели Джорж Клуни встречался с Ангелой Меркель для того, чтобы привлечь внимание к проблеме[1]. Учитывая, что канцлер — первая мишень для критиков мультикультурализма, их встреча была скорее жестом политической поддержки.

Но фестиваль изначально посвящён немассовому кино. Вопрос с беженцами — конфликт гуманистических идей и явно сильного натиска на экономику. Жильё дорожает (из-за беженцев ли только?), накаляет обстановку и создаёт несколько резонансных эпизодов криминального характера. С одной стороны, криминальные элементы — в той же процентной составляющей, что и в среднем по местному населению, с другой — попытки вообще замять эти конфликты создают ощущение, что только с масштабными проблемами эти попытки замалчивания провалились, а с остальной частью могли быть вполне успешными.

Основная идея фильма состоит не просто в проблеме функционирования правительства. Она затрагивает каждого без исключения — тех, кто платит налоги, тех, кто просто выходит на улицу, тех кто переживает за конкуренцию на рынке труда, тех, кто просто боится чужих, и тех, кто боится резкого увеличения числа и активности неонацистов.

Факт прохода депутатов от Национальной партии Германии в парламент Баварии говорит, что большому количеству людей не просто страшно, но они готовы действовать. На вопрос, может ли испуганный человек поступать рационально, однозначного ответа нет.

СМИ практически всегда выражают чью-то позицию. В картине «Fuocoammare» также показано изображение от первого лица. Что действеннее — прочитать, услышать или увидеть своими глазами и крупным планом, без навязывающего интерпретацию голоса за кадром?

Автор текста и фото: Андрей Ханов

[1] Джордж Клуни обсудил с Меркель тему сирийских беженцев // http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2662474.