Эти фильмы практически не рекламируются в кинотеатрах, билборды с изображением главных персонажей не встречают вас на улицах города, они не получают награды или даже номинации на крупных кинопремиях, обходясь лишь участием в конкурсе кинофестиваля независимого авторского кино. Однако это никак не преуменьшает их заслуги. Какие они, «эти» фильмы? Ниже вы увидите целый список обделенных заслуженным вниманием картин, нуждающихся в вашей оценке.
«Драка в блоке 99» / Brawl in Cell Block 99 (Крэйг С. Залер)
Если вы оставили боевики восьмидесятых в прошлом, то сделали это абсолютно зря. Крэйг С. Залер возродил их из забытья, хоть и сильно видоизменив. «Драка в блоке 99» – фильм о перевозчике наркотиков Брэдли Томасе (Винс Вон), который из-за подставы попадает в тюрьму в самый неподходящий момент – его жена беременна. В тюрьме же какой-то человек, угрожая жизням жены и еще не родившегося ребенка, приказывает убить ещё какого-то человека из «Блока-99» в той самой тюрьме.
От олдскульных боевиков здесь остался непобедимый главный герой, который крайне эффектно ломает черепа направо и налево, выдерживая удары любой мощности, и достаточно предсказуемый сюжет. Но так как качество съемки и натуралистичность драк составляют примерно 50% общего впечатления от фильма в жанре криминального экшна, «Драка в блоке 99» совсем не разочаровывает. И хотя события в фильме разворачиваются довольно медленно, его достаточно интересно смотреть. Возможно, отчасти и потому, что ждешь еще одного момента, где главный герой в наручниках вырубает сразу трех охранников, одному из которых ломает руку, а других двух отправляет в реанимацию. В моменты, когда драк нет, ситуацию спасает снова шикарный Винс Вон, открытие второго сезона «Настоящего детектива». Не Винсом единым – мы видим и Удо Кира, снимавшегося почти в каждом фильме Ларса фон Триера, и Дона Джонсона, известного по роли ковбоя Мальборо. Такой вот приятный подарок как киноману, так и обычному зрителю, нуждающемуся в эффектном кино и уже успевшему разочароваться в современных экшн-фильмах.
«Отыграйся» / Win It All (Джо Сванберг)
Джо Сванберг в России имеет не очень подходящую ему славу режиссера, снимающего глупые легкие комедии, и в том числе поэтому его новые творения зрители почти регулярно обходят стороной. Жанр «мамблкор» не особенно прижился в отечественном климате. И хотя с «легкостью» некоторых популярных фильмов Сванберга, включая и этот, можно согласиться, глупыми их точно называть не стоит. «Отыграйся» –типичная комедия про удачливого неудачника. Главному герою дают на хранение кучу денег, которую он впоследствии проигрывает в казино. И весь фильм строится на его попытках эти деньги отыграть.
Эта история так и осталась бы просто типичной, если бы не умелое режиссёрское препарирование жанра. Шаблонный сюжет оживляют персонажи, которых вполне можно отнести к white trash, нежели к среднему классу, что вносит в картину нотки социальной иронии и здорового цинизма. Сванберг удивил ещё и реалистичным изображением казино, без какой-либо романтизации. Зачастую режиссеры, обращаясь к теме азартных игр, используют в фильмах заезженные образы мафиози, которые эти казино держат. Сванберг же, к счастью, от мафии дистанцировался. Еще одно важное отличие фильма от типичных творений про аутсайдеров – Сванберг не делает из лузера приятного парня. Все недостатки и провалы остаются на виду: множество долгов, невозможность отказаться от игры, неспособность устоять перед деньгами. Но в конце концов, все равно сопереживаешь неудачнику по непонятным причинам, возможно, тому «виной» харизматичность исполнителя роли — Джейка Джонсона.
«Медвежонок Бригсби» / Brigsby Bear (Дэйв МакКери)
Ежегодно фестиваль американского независимого кинематографа «Сандэнс» представляет зрителю множество легких и очень милых драмеди. В этом году главным представителем жанра стала дебютная картина Дэйва МакКери «Медвежонок Бригсби», история о парне, который сидел в заточении в бункере на протяжении 25 лет, не подозревая о существовании нормального внешнего мира, но внезапно ему приходится выбраться в реальность.. Именно на этом и держится картина–Джеймс привыкает ко всему новому, привыкает, что в жизни может быть что-то, помимо единственного сериала про медвежонка Бригсби. Первая тусовка, первый контакт с девушкой, первые друзья. В 25 лет парень испытывает всё то, что ощущают обычные подростки. Ограничиваться жанром «инди-драмеди» не стоит, это, скорее, современная сказка, — для Джеймса все складывается уж слишком хорошо, даже неправдоподобно. но в хорошем смысле. Хочется верить, что все действительно так и бывает. Ко всему прочему, в фильме прослеживается мысль-мотивация о том, что творить что угодно может кто угодно: вот парень из 25-летнего заточения снимает продолжение сериала про медвежонка Бригсби и вообще становится довольно популярной личностью, которого обожают все, и даже, кажется, абсолютно искренне.
«Ночью у моря одна» / Bamui haebyunaeseo honja (Хон Сан-су)
Хон Сан-су относится к той категории режиссёров, посмотрев один фильм которых, можно сказать, что смотрел у него всё. Его творения можно вписывать в подобные подборки ежегодно. Во-первых, потому что он делает их каждый год (а в 2017 их аж три!), во-вторых – потому что картины всегда не слишком популярны и оцениваются только персональными ценителями творчества Сан-су. Хотя, учитывая то, что он перебрался из довольно непопулярного среди массового зрителя фестиваля в Локарно в Берлин и Канны, есть шанс узнавания большим количеством киноманов. Картина «Ночью у моря одна» интересна тем, что она, будто бы делалась специально под очень красивую и талантливую актрису Ким Мин-хи, которую можно было приметить в прошлогодней «Служанке» другого корейского мастера Пака Чхан-ука. При этом сюжет крайне незамысловат: молодая актриса приезжает в Сеул, чтобы разобраться в себе, встречается и выпивает с друзьями. Ну чем не идиллия?
«По ту сторону надежды» / Toivon tuolla puolen (Аки Каурисмяки)
Новый фильм Аки Каурисмяки. На этом можно было бы и закончить, но это новый фильм Каурисмяки, в котором финн уже второй раз подряд поднимает тему беженцев. Речь идёт о сплочении коммивояжера-финна Викстрёма и эмигранта Каледа, людей с такими, казалось бы, непохожими судьбами. Викстрём со своими работниками помогает Каледу адаптироваться в чужой для него стране и параллельно пытается раскрутить свой новый ресторанчик. Проблема эмиграции в Европе как никогда актуальна, и Аки решил побыть режиссером, снимающим на злобу дня, но при этом сохраняя свой прежний стиль. Получилось вполне удачно как минимум потому, что он говорит о проблеме не с серьезным выражением лица, а с очень добрым, и с присущей прямолинейной иронией. Фильм, кстати, совсем скоро выходит в российский прокат, в отличие от большинства картин в этом списке.
«Марджори Прайм» / Marjorie Prime (Майкл Алмерейда)
Действие фильма разворачивается в недалеком будущем, где у людей появилась возможность воссоздавать умерших людей при помощи голограммы. И этой функцией сначала пользуется Марджори, уже немолодая бывшая скрипачка, которая воссоздала образ молодого покойного мужа, в роли которого Джон Хэмм. И чем дальше развиваются события, тем большее значение приобретает для всех персонажей невозвратимое прошлое, которое они пытаются вернуть при помощи новых технологий. Снята история очень камерно – всего 5 постоянных действующих лиц. Оно и понятно, фильм – адаптация пьесы, и экранизация действительно напоминает некую телепостановку, нежели полнометражный фильм. Однако, не унылую, а очень интересную и эмоционально тяжелую, где каждый актер выжимает из своей роли максимум. Особенно хотелось бы отметить исполнительницу роли Марджори, Лоис Смит, которой в этом году стукнуло 87, но на ее игре возраст не сказался никак.
«Марджори Прайм» можно описать одним словом – болезненный. Ничего экстраординарного не происходит, просто люди постепенно умирают, и каждый член семьи все тяжелее переживает возрастающее количество смертей, пытаясь не отпускать близких. Постепенно все эмоциональные переживания героев собираются в один огромный ком, который бьет зрителя в лицо в самом финале. Настоящий катарсис.
«Колумбус» / Columbus (Когонада)
Для «Колумбуса» хочется придумать новое жанровое определение – архитектурная драма. Сюжет фильма разворачивается в небольшом, но абсолютно шикарно оформленном архитектурно, городке Колумбус. Центральный персонаж – девушка Кейси, которая не хочет уезжать учиться, потому что боится оставлять маму. Параллельно зритель следит за историей корейца Джина, приехавшего в город из-за того, что его отец внезапно впал в кому. Их пути пересекаются, и способствует этому архитектура. История Кейси полностью рассказывается через различные здания в городе, и, порой кажется, будто архитектуре тут уделено гораздо большее значение, нежели жизням главным героям. Такое пристрастие к демонстрации симметрии на экране, а также попытка (вполне удачная) изобрести новый киноязык, обосновывается тем, что автор картины – Когонада, известный видеоэссеист, чьи эссе вы наверняка видели. Ну уж эссе по Уэсу Андерсону точно видели?
А если архитектурное изложение истории и симметрия на экране не кажутся вам достаточно привлекательными, то можно повернуть этот фильм по-другому, и рассмотреть как попытку показать отношения родителей с детьми в необычном преломлении: дочь заботится о своей еще даже не пожилой матери так, как родители забоятся о своих детях-подростках: забирает с работы, волнуется, если мама не приходит вовремя домой, устает от бойфрендов, которые каждый раз меняются. В истории с Джином теме отношений между отцом и сыном также уделяется достаточно большое внимание. И это еще одна вещь, связывающая Кэйси с Джином, помимо архитектуры.
«Выходя» / Walking Out (Алекс и Эндрю Дж. Смит)
Уже второй очень неплохой снежный триллер в году (после «Ветреной реки»», не после «Снеговика») начинается с демонстрации шикарной природы, ей же и заканчивается – снежные поля, горы и леса делают сюжет уже не столь значимым. «Выходя» – это история о том, как типичный городской подросток приехал к своему старомодному отцу-егерю, они отправились на охоту, а там их ждали медведи. Крайне незамысловатый сюжет, который компенсируется просто замечательной актерской игрой. И речь не о достаточно популярном Мэтте Бомере, а о никому не известном Джоше Уиггинсе. Девятнадцатилетний парень показал выдающийся перфоманс, который, к сожалению, вряд ли будет отмечен хотя бы номинацией.
«Выходя» удалось выступить в роли достаточно сентиментального фильма, чему не помешали и загнивающие трупы убитых животных, и обилие вытекающей крови. Все из-за отношений между сыном и отцом — редкая история о становлении мальчика мужчиной может обойтись без полного погружения во взаимоотношения между двумя поколениями.
«Истории семьи Майровиц» / The Meyerowitz Stories (New and Selected) (Ноа Баумбак)
Соскучились по Уэсу Андерсону? Его новый мультфильм выйдет в 2018 году, а пока можно посмотреть новое творение другого эксцентричного режиссера, Ноа Баумбака, чей стиль в «Майровиц» очень напоминает «Семейку Тененбаум» Уэса, разница лишь в степени серьезности выражений лиц. Хотя невротичность и эксцентричность персонажей уж очень схожи.
В центре сюжета – история сплочения семьи Майровиц. Вся картина держится на безостановочных диалогах. Для такого объема реплик нужны актеры, которые смогут их потянуть, и вот тут мы видим Адама Сэндлера. И он замечательный. Прямо, как 15 лет назад у Пола Томаса Андерсона. Он отыграл на полную мощность и даже удостоился за это номинации за лучшую роль в кинопремии Готэм. Приз унёс Джеймс Франко за роль в «Горе-творце», но остаться в номинантах тоже. Еще одно радующее лицо в фильме – Дастин Хоффман, играющий вредного и странного главу семейства. Порой даже кажется, будто это документальная съёмка будней пожилого Хоффмана, уж очень он убедителен.
«Ингрид едет на Запад» / Ingrid Goes West (Мэттью Спайсер)
Кажется, общество в последние лет пять ждало именно этот фильм. Не буквально, конечно, но злободневнее не придумаешь. «Ингрид едет на Запад» рассказывает про психически неустойчивую девушку Ингрид, которая помешана на Инстаграме. Она находит себе нового кумира и принимается за ней следить, в итоге путая виртуальную жизни с реальностью и очень привязываясь к интернет-кумиру. Весь фильм напоминает одну большую неоновую надпись «ОСТОРОЖНО, ПСИХОПАТЫ!», которую режиссер вывешивает для всех людей, активно пользующихся социальными сетями. И эта надпись заставляет задуматься: многие очень неосторожны в своих действиях в соцсетях. Публикуя абсолютно все, что происходит у них в жизни, они рискуют натолкнуться на людей, которые могут воспользоваться этим в своих целях. К тому же, некоторые популярные в инстаграме блогеры теряют огромную часть своей индивидуальности и превращают себя и свою жизнь в бренд. Вряд ли этот фильм запомнится надолго, но в актуальности прямо сейчас ему нет равных. К тому же, это чуть ли не единственная смотрибельная история про блогеров с шикарной Обри Плаза, очаровательной Элизабет Олсен и забавным О’Ши Джексоном младшим, не так давно сыгравшим Айс Кьюба.
«История призрака» / A Ghost Story (Дэвид Лоури)
Каким-то необъяснимым образом Кейси Аффлеку удается подбирать для себя одни из самых грустных картин года уже второй раз подряд. Только если к грусти от «Манчестера у моря» он причастен непосредственно своей великолепной игрой, то большую часть «Истории призрака» он проходил под белой простыней, потому что его персонаж умирает и становится привидением, навсегда привязанным к одному месту – к его дому. В конце, конечно же, объясняется привязанность привидения к этому месту, но само повествование не столь важно. Это один из тех немногих фильмов, где важнее вслушиваться в каждый звук, каждую ноту играющей мелодии и наблюдать за статичными квадратными кадрами. Примерно таким же был и прошлый киноопыт Дэвида Лоури, «В бегах» (к слову, там тоже Аффлек и Руни Мара), но все же более жанрово ориентированным. «Историю призрака» же сложно поместить в жанровые рамки, стоит просто смотреть, как Руни Мара ест до тошноты и плачет, как Кейси Аффлек поет и играет до мурашек трогающую песню Dark Rooms «I Get Overwhelmed», как два призрака молча общаются, смотря друг на друга в окна, как лысоватый мужчина на кухне рассуждает о том, что все умрут. Нужно просто пронести себя через этот киноэкспириенс и попытаться не разрыдаться. Это сложно.
Автор: Арсений Аксенов