Несмотря на то, что последние несколько лет весь мир зачитывается «Неаполитанскими романами» Элены Ферранте, в России первая книга тетралогии увидела свет только в ноябре, до этого же об этих книгах мало кто слышал. Между тем, сегодня Элена Ферранте — одна из самых ярких итальянских авторов. Первый роман Ферранте «Любовь с неприятностями» вышел ещё в 1991 году, однако всемирная слава пришла к писательнице только в 2011 году, когда о Елене Ферранте вышла статья в The New Yorker. В 2016 году журнал Time включил Ферранте в список 100 самых влиятельных людей мира.

Интерес к книгам подогревает также и тот факт, что до сих пор неизвестно, кто же скрывается под именем Элены Ферранте. О самой писательнице известно немного — родилась и выросла в Неаполе, по образованию филолог, любимый автор — Эльза Моранте. В 1991 году, перед самой первой своей публикацией, Ферранте отказалась от участия в публичных мероприятиях и интервью:

«Я согласна только на письменные интервью, и даже их предпочла бы свести к необходимому минимуму. Я верю, что написанные книги больше не нуждаются в своем авторе. Если им есть что сказать, они рано или поздно найдут своего читателя, а если нет — то нет…»[1]

Единственным утешением для поклонников стала книга «La Frantumaglia» («Фрагменты»), содержащая редкие интервью писательницы, ее письма к издателю.

Обложка издания романа. 2011 год. Источник: http://www.edizionieo.it/book/9788866320326/l-amica-geniale

 

Выдвигались разные мнения относительно того, кто же за всем этим стоит. Сначала авторство приписывали супругам Сандро Ферри и Сандре Оццоле, которые возглавляют издательство Edizioni E/O (где были опубликованы все книги Ферранте). А в сентябре 2016 года итальянский репортер Клаудио Гатти опубликовал результаты своего расследования, где сообщалось, что за псевдонимом Ферранте скрывается переводчица Анита Райя. Однако ни от издательства, ни от самого автора никаких комментариев не последовало.

О чём же книга? Пересказать сюжет, как ни странно, оказывается непросто, точнее, непросто сделать это правильно. 1950-е годы, Неаполь. В центре повествования — две девочки из бедного квартала, две подруги — Лила (Рафаэлла) и Лену (Элена). Действие разворачивается на фоне всего того, что читатель ожидает увидеть от неаполитанских трущоб — бедность,  безграмотность, насилие, смерть. Лила — дочь сапожника, очень способная, смелая и независимая девочка, Лену — тихая, скромная дочь швейцара в муниципалитете. Лену тянется к Лиле, и между ними завязывается дружба, дружба длиною в жизнь.

В начале романа, как в пьесе, читателя ждет подробный (и достаточно впечатляющий своим объемом) список всех действующих лиц, что вызывает сомнения — а можно ли вообще запомнить всех этих персонажей? Оказывается, можно, причем происходит это совершенно естественно и незаметно для читателя. Стоит отметить, что «Моя гениальная подруга» читается очень легко, а повествование захватывает уже с первых страниц.

Множество персонажей, сама атмосфера романа и кажущаяся незамысловатость повествования и сюжета превращают попытки рассказать о книге в рассказ о каком-то бесконечном сериале. Это, однако, обманчивое и в целом совершенно неправильное впечатление, которое, к счастью, проходит, когда начинаешь читать саму книгу. Это тот самый случай, когда о произведении бесполезно говорить — надо просто сесть и читать, и наслаждаться каждой страницей.

Кому-то сначала может показаться, что «Моя гениальная подруга» — беллетристика, но на самом деле это не так. Галина Юзефович пишет о прозе Ферранте следующее:

«Орхан Памук, Фазиль Искандер, Арундати Рой — обманчиво бесхитростная мыльнооперная Элена Ферранте на самом деле глубоко литературна, и, конечно, ее роман лежит в рамках той же парадигмы культурной апроприации, что и книги этих признанных классиков…Однако для того, чтобы прочитать эти культурные коды, чтобы различить скрытую внутри «Гениальной подруги» виртуозную машинерию, вам потребуется время и эмоциональное усилие — ведь для этого необходимо внутренне отлепиться от текста Ферранте и хотя бы на время покинуть душой грязное неаполитанское предместье. А это легче сказать, чем сделать»[2]

Произведения Элены Ферранте — настоящая, качественная литература, читать которую не стыдно. Более того, появление цикла «Неаполитанские романы» — одно из самых ярких событий современной мировой литературы, а потому «романы» обязательны к прочтению.

Издательство «Синбад» анонсировало выход следующей книги тетралогии — «Storia del nuovo cognome, L’amica geniale volume 2» — в марте 2017 года.

Автор: Нина Михайлова

[1] http://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/dosug/311553-samye-ozhidaemye-knigi-2016-goda/photo/13

[2] https://meduza.io/feature/2016/10/22/dva-samyh-ozhidaemyh-zhenskih-romana-goda