Не так давно британская актриса Эмма Уотсон подверглась критике из-за фотосессии мартовского выпуска журнала Vanity Fair, для обложки которого она снялась полуобнажённой. Эмма Уотсон отметила, что подобные обвинения скорее демонстрируют то, насколько люди не понимают, что такое феминизм: «Феминизм – это право женщин на выбор, феминизм – это не палка для битья», – отметила актриса, известная также своей активной деятельностью в борьбе за права женщин по всему миру.
Так что же такое феминизм и каковы его истоки? В этом материале мы постараемся сфокусироваться на истории возникновения этого явления, а также обратим внимание на этапы его развития.
Феминизм представляет собой объединение идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав женщин и мужчин.
Условно историю женского феминистического движения можно подразделить на три основных этапа:
- Первый этап — движение суфражисток XIX и начала XX веков, в котором ключевыми вопросами были права собственности для замужних женщин и право голоса для женщин;
- Второй этап – женское освободительное движение, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за полное юридическое и социальное равенство женщин и мужчин;
- Третий этап — начался в 1990-е годы и продолжается на современном этапе развития общества.
Впервые требования равноправия были сформулированы и выдвинуты женщинами
в период Войны за независимость в США. Первой феминисткой на американском континенте считается Абигейл Смит Адамс, родившаяся в США в 1744 году. Ей принадлежит известнейшая фраза, которая долгое время вдохновляла и продолжает вдохновлять миллионы женщин по всему земному шару бороться за свои права: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».
В Европе феминизм начал развиваться в конце XVIII — начале XIX века, когда женщины пришли к осознанию своего угнетаемого положения в обществе, в центре которого стоит мужчина (в рамках системы патриархата). Среди активисток того времени можно особо выделить Софию де Кондорсе, которая родилась во Франции в 1764 году и была известна в качестве хозяйки светских салонов. Она прославилась в обществе благодаря своему доброму нраву и полнейшему безразличию к классовому и социальному положению людей. Ее салоны стали местом встреч участников объединения «Социальный кружок», ставившего своей целью достижение равных политических и юридических прав женщин. Одной из посетительниц салонов мадам Кондорсе была Олимпия де Гуж (1748), французская писательница и политический деятель, являвшаяся одной из ярчайших представительниц феминистического движения своего времени. Когда в 1791 году французская Конституция отказала женщинам в избирательном праве, Олимпия де Гуж подготовила и предоставила Национальному собранию «Декларацию прав женщины и гражданки» (далее – Декларация), в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин. Данный документ был составлен в ответ на Декларацию прав человека и гражданина 1789 года. Публикацией «Декларации прав женщины и гражданки» де Гуж надеялась привлечь внимание общества к тому факту, что Великая французская революция 1789-99 гг., провозглашающая свободу, равенство и братство, вовсе не признавала равенства мужчин и женщин. Однако Национальное собрание отклонило данную Декларацию, а де Гуж была обвинена в измене и казнена
в период эпохи террора. Она была единственной женщиной, казненной в тот момент за политические публикации. Как писала де Гуж: «Эта революция достигнет цели, только когда все женщины полностью осознают своё плачевное положение и свои права, которых их лишили в обществе». В первой статье Декларации отмечается, что «женщины рождаются свободными и равными с мужчинами в правах. Социальные различия допустимы только для общей пользы». Также стоит обратить внимание на статью X данного документа. В ней отмечается, что в соответствии с французскими законами женщины несут ответственность наравне с мужчинами, однако им отказано в правах. Именно в X статье приводится одно из самых знаменитых высказываний де Гуж: «Женщина имеет право взойти на эшафот, она имеет право взойти и на трибуну». В XI статье сказано, что женщина имеет право идентифицировать отца своего ребенка и требовать от него материальной поддержки. Декларация заканчивается призывом к женщинам «Проснуться и бороться за свои права».
В том же году была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», но она была запрещена Конвентом в 1793 году. В 1795 году во Франции женщинам было запрещено появляться в общественных местах, и тем более – на политических собраниях. В 1804 году был принят гражданский кодекс Наполеона, согласно которому французская женщина не могла без согласия мужа ни выступать в суде по гражданским делам, ни распоряжаться своей собственностью
за исключением составления завещания.
В Великобритании требование равных прав для женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт в книге «В защиту прав женщин». Мэри Уолстонкрафт родилась в Лондоне в 1759 году и была британской писательницей и философом. Ее известнейший труд «В защиту прав женщин» был написан в 1792 году. В этом произведении Уолстонкрафт ведет спор с теоретиками образования и политиками, считающими, что женщины не должны получать образование. Она утверждала, что женщины должны иметь образование, соизмеримое с их положением в обществе, ведь они имеют важное значение для нации, воспитывая детей и являясь для своих мужей не только женами, но и товарищами. Уолстонкрафт отмечает, что женщины не должны рассматриваться в качестве украшения общества или имущества, которым можно торговать в виде выдачи замуж. Женщины являются человеческими существами, заслуживающими те же основные права и свободы, что и мужчины.
Возникновение феминизма и дальнейшее развитие данного явления сопровождалось большим количеством трудностей: начиная от отрицания, заканчивая гонениями и насилием. В наши дни, когда женщины наравне с мужчинами в большинстве стран могут брать кредиты, получать образование, имеют аналогичные права и так далее в формальном отношении, всё чаще ставится вопрос о реальном применении и функционировании. Проблематизация идеи равенства полов подтверждает мысль о том, что развитие феминизма ещё не достигло завершающей стадии.
Автор: Дарья Барамзина