Вторая мировая война тяжким бременем легла на плечи модной индустрии. Во многих странах были введены всеобщие нормы потребления, которые касались и одежды, которую зачастую можно было получить только по карточкам. Данные меры приводили к упрощению костюма и росту изобретательности модниц тех лет.

Острая нехватка материалов заставляла использовать всё, что попадалось под руку: пара мужских фланелевых брюк превращалась в прямую юбку, вязаный джемпер распускался и перевязывался в детскую одежду, из хорошо сохранившихся частей старых платьев создавалось новое, а одеяло можно было покрасить и переделать в зимнее пальто.

В дизайн одежды начала 1940-х годов прочно вошли военные мотивы. Даже знаменитая Эльза Скиапарелли создавала костюмы, в которых можно было находиться в бомбоубежищах[1].

Костюм для бомбоубежища. Источник: creativehead.blog.ru

Одежда становилась более практичной и постепенно теряла всё, что забирало на лишнюю ткань: манжеты с отворотами, брюки с манжетами, карманные отвороты и плиссировка.

Вопреки условиям военного времени женщины стремились к красоте и искали вдохновение у новых кумиров. Центр модного мира из оккупированного Парижа переместился в американский Голливуд. Несмотря на постоянные боевые действия, кино было одним из самых популярных мест для отдыха. Кинодивы 1940-х – Лорен Бэколл, Марлен Дитрих, Ава Гарднер, Рита Хейворт – были воплощением идеалов своего времени, к которым стремились многие женщины по другую сторону океана.

Марлен Дитрих. Источник: maskball.ru

Рита Хейворт. Источник: vigrali.narod.ru

Тем временем, силуэт женской одежды всё больше заимствует военную строгость. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. В моду входят широченные плечи, будто бы примеривающие на себя тяжесть погон; по-военному стянутая талия, чётко обозначенная под солдатский ремень, и короткая длина юбок[2].

Источник: www.moda-history.ru

Юбки не теряли своей популярности, несмотря на общую милитаризованность общества. Они могли кроиться со вставками из другого материала или цвета, чаще всего юбки имели одну или две встречные складки. Особым шиком считалось носить дефицитные плиссированные, гофрированные или юбки солнце-клёш.

Одной из основных тенденций в моде начала 1940-х является геометричность форм. Основной силуэт военного времени у платьев и костюмов был в виде буквы X. Также в одежде присутствовали формы прямоугольника, чаще она относилась к пальто; двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); и квадрата (жакет квадратной формы с узкой короткой юбкой-карандаш).

Источник: see2me.ru

Яркой особенностью 1940-х является возвращение талии на своё естественное место. Её стали четко обозначать, стягивая широким поясом или подчеркивая облегающей одеждой: благодаря этому не терялось впечатление хрупкости на фоне военных деталей костюма. Также для создания эффекта ярко выраженной талии женщины зрительно увеличивали верхнюю часть платья. К летним платьям пришивали крылышки из марли или органзы, которые укладывались в фалды и закреплялись, придавая им с помощью «плечиков» форму, подобную эполетам. Даже рукав кимоно, называемый в то время «летучая мышь», для сохранения объёма выполняли на подкладке. Из-за нехватки материалов, а также с целью разнообразить простой фасон, зачастую в одном платье могли использоваться несколько цветов и фактур, что также стало отличительной чертой военной эпохи.

Что касается костюмов, то их особенностью был довольно длинный жакет, часто похожий на мужской пиджак, конраститирующий с короткой юбкой. Примечательно, что впервые жакеты начинают надевать не только с юбками, но и с платьями, и с брюками.

Источник: mylitta.ru

Главной проблемой при изготовлении одежды было отсутствие качественных тканей. Шёлк, нейлон и шерсть были стратегическими материалами, так как из них шили военную форму и делали парашюты, поэтому в гражданских целях их использование было запрещено или ограничено.

Шёлк во время войны заменил его искусственный аналог и вискоза, а шерстяные ткани — связанные вручную трикотажные вещи. Использование парашютов привело к тому, что шёлковая ткань появилась в обиходе. Особым шиком считалось бельё, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика[3]

Острый дефицит особенно ярко наблюдался в производстве чулок и носков, в результате чего пришла мода на обнаженные ноги, удаление волос, тонирование кожи и рисование чулочного шва прямо на ногах.

Источник: www.oldtimer.ru

По тем же причинам обувь стали носить на «босу ногу», прикрывая наготу длинными брюками, которые постепенно начали входить в женский гардероб. Ещё одним новшеством стали женские сумки на ремне через плечо, которые отличались своей практичностью. Их прототипами были военная планшетка и сумка для противогаза[4].

Вечерние туалеты, которые не покидали гардеробы вопреки военному положению, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Особую популярность приобрели платья из тюли, поскольку многие женщины жертвовали занавесками ради нового наряда.

Украшения для своей одежды женщины, как правило, мастерили своими руками. В ход шли бахрома из ниток, вышивка ангорской шерстью, искусственные цветы и сеточки для волос.

Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные: из-за отсутствия возможности достать одинаковые экземпляры женщины обтягивали тканью более-менее похожие по форме пуговицы. Ещё одной находкой для выходного наряда были накладные воротнички и манжеты. Как правило, белые воротнички и манжеты сочетались с тёмными платьями и блузами, что делало их более торжественными [5].

Каждая женщина старалась преобразить свою одежду в силу своих возможностей, благодаря чему мы можем наблюдать такое разнообразие фасонов. Но одно оставалось неизменным – цветовая гамма. Война оставила свой отпечаток на моде 1940-х тёмной палитрой красок в женских гардеробах.

Не избежала влияния военного времени и обувь. Из-за нехватки кожи, которая тоже относилась к стратегическим материалам, росла популярность самодельной обуви на платформе из дерева и пробки, верх которой шили из ткани или вязали из ниток.

Источник: www.wmj.ru

Особую нишу в моде военных лет занимают головные уборы. В Западной Европе и Северной Америке одним из символов военной моды стал тюрбан, который делали из самых разнообразных материалов ткани, платков и шарфов, повязывая разными способами.

Источник: wiki.wildberries.ru

Источник: https://wiki.wildberries.ru/things/hats/история-шляпы-в-россии

Тюрбан был крайне прост в изготовлении и очень элегантен. Но основной его целью было скрыть отсутствие прически, так как из-за дефицита мыла и тяжёлых бытовых условий женщины не имели возможности должным образом ухаживать за волосами. Этой же цели служили также получившие популярность широкополые шляпы, а вуаль скрывала ещё и отсутствие макияжа[6].

Источник: club.osinka.ru

Какие бы тяжёлые времена не переживало общество, мода не умирает. Женщины остаются женщинами, их наряды впитывают в себя дух времени и продолжают развиваться. Как говорил французский писател А. Франс: «Покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю»[7].

 Автор: Екатерина Дадыкина

Фото: see2me.ru

[1] 40-ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html

[2]Новая женщина: как Вторая мировая повлияла на моду. Леди Mail.Ru // https://9may.mail.ru/article/kak_vtoraja_mirovaja_povlijala_na_modu/

[3] Мода во время Второй Мировой войны. История Костюма // http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=255

[4] 40 — ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html

[5]Мода 40-х годов XX века. Вторая мировая война и мода в её период. Maxa Fashion Blog // http://maxafashionblog.ru/moda-40-h-godov-xx-veka-vtoraya-mirovaya-vojna-i-moda-v-eyo-period/

[6] Мода во время Второй Мировой войны. История Костюма // http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=255

[7] Мода и стиль времен Второй мировой войны. Журнал Милитта

 // http://mylitta.ru/1839-fashion-1940-1946.html