Мнения о закрытии заочных программ по специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент

17 марта 2016 года на заседании ассоциации образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования «Глобальные университеты», в которую входят самые престижные вузы России (НИУ ВШЭ, МИСиС, МФТИ, НИЯУ МИФИ, ТГУ, СПбПУ и другие)[1], была высказана идея об ограничении возможности получать заочно высшее образование по следующим специальностям: юриспруденция, экономика и менеджмент. Единодушие Министерства образования РФ и ассоциации относительно прекращения набора на заочные программы по указанным направлениям обусловлено несовершенством системы заочной подготовки, а также переполнением рынка экономистами и юристами, в чьём профессионализме можно усомниться[2].

Окончательного решения по данному вопросу Министерством не принято, однако специалисты в области права к подобной инициативе отнеслись неблагосклонно. Так, вице-президент Федеральной палаты адвокатов России Светлана Володина отмечает, что юристы-заочники,  которым приходится большей частью самим осваивать курсы, лучше проявляют себя в практике, чем юристы-очники, получающие фундаментальные теоретические знания в ходе ежедневных университетских занятий[3].

Студенчество также не разделяет позиций министерства, считая, что отказ в предоставлении желающим получать заочно высшее образование по отдельным направлениям может, в целом, ограничить право абитуриентов (в особенности иногородних и работающих лиц) на получение высшего образования[4]. Так ли это? Попробуем рассмотреть данный вопрос, обращаясь к международному опыту и нормативным правовым актам.

О стратегиях развития высшего образования в мире и России

В 2014 году Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее – ЮНЕСКО) была опубликована программа действий на период 2014-2021 года[5]. В предисловии к данному документу Ирина Бокова, генеральный директор организации, подчеркнула, что образование есть фундаментальное право человека и основа для устойчивого и верного развития всего общества[6]. Одним из направлений действий международного сообщества, указанных в программе, является обеспечение равного доступа к получению высшего образования (не указывается: очного или заочного). Под равенством, как зафиксировано в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, следует понимать невозможность лишения ни одного человека в мире права пользоваться благами развития[7]. Нарушит ли российский законодатель базовый принцип равенства, если ограничит доступ к заочному образованию по некоторым направлениям?

Растущая потребность мирового сообщества в высококвалифицированных кадрах и пропорционально растущая вместе с ней значимость непрерывного профессионального образования («lifelong learning opportunities») порождают  необходимость равного, всеобщего доступа к разным формам высшего образования. Статистика, собранная ЮНЕСКО, показывает, что на рубеже XX-XXI веков высшим образованием могли гордиться 97 миллионов людей во всем мире, в 2010 году это число удвоилось – высшее образование получило 178 млн. К 2025 году число высокообразованных людей достигнет 263 млн[8]. Сегодня важными целями мирового сообщества является развитие высшего образования, способов его получения и интернационализация образовательной системы в целом. Особого внимания заслуживает и технологизация обучения: большую популярность сегодня приобретает получение дистанционного образования, к примеру, на платформах Coursera, EdX и других.

«Статистика, собранная ЮНЕСКО, показывает, что на рубеже XX-XXI веков высшим образованием могли гордиться 97 миллионов людей во всем мире, в 2010 году это число удвоилось – высшее образование получило 178 млн»

Однако данные цели, как отмечается в программе ЮНЕСКО, должны реализовываться с учётом региональных социально-экономических факторов. Развитие образовательных направлений напрямую зависит от инфраструктуры, требований, представляемых локальным рынком труда[9]. Очевидно, что российский рынок труда перенасыщен представителями экономических и юридических профессий: во время заседания ассоциации «Глобальные университеты» ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что «из 5 млн российских студентов 2,5 млн — заочники. Из них как минимум 40%, а то и 60% – это экономика и юриспруденция»[10]. К слову, такие показатели характерны для многих стран Большой двадцатки (G-20): Китая, Индии, Германии, Франции, США, Бразилии, что вызывает беспокойство у правительств данных государств и международных организаций[11]. Стремясь изменить неутешительные показатели, США провозгласили одной из своих первоочередных задач повышение занятости в сфере STEM (представлена естественными и математическими науками, технологической и инженерной деятельностью) до 1 млн к 2022 году. Европейский Союз запустил программу «Science with and for Society», нацеленную на развитие интереса к науке у общества[12].

ЮНЕСКО подчеркивает, что стандарты качества образования должны расти, учреждениям необходимо проходить аккредитацию – проверку соответствия этим стандартам. Российские институты, специализирующиеся на предоставлении исключительно заочного образования, чаще всего не проходят аккредитацию, что, в первую очередь, является подтверждением их плохого технического обеспечения и невысокого уровня профессионализма их сотрудников и, как следствие, выпускников вузов. Второй, но не менее важной причиной отзыва лицензий у институтов является «переизбыток» высших учебных заведений, а также педагогов-преподавателей в стране. Только в 2013 году в список «неэффективных вузов», по мнению Министерства образования, вошло 262 учреждения, предоставляющих возможность получения высшего образования[13]. Проверки институтов продолжились, но, к сожалению, официальной статистики относительно их закрытия на данный момент Министерством не предоставлено. Ознакомиться с вузами, которые удовлетворяют образовательным стандартам можно на сайте «Реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам»[14].

«Статистика, собранная ЮНЕСКО, показывает, что на рубеже XX-XXI веков высшим образованием могли гордиться 97 миллионов людей во всем мире, в 2010 году это число удвоилось – высшее образование получило 178 млн»

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Правительством РФ 23 мая 2015 года, главной целью  провозглашается «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации»[15]. Задачи программы, реализация которых распределена на два этапа: 2016–2017 и 2018–2020, соотносятся с позицией Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры относительно оценки качества образования и ориентации последнего на решение важных социально-экономических проблем, что является подтверждением вовлеченности России в глобальные процессы и её заинтересованностью в поиске новых образовательных форматов.

Вывод

Таким образом, можно думать, что закрытие заочных программ по направлениям юриспруденция, экономика и менеджмент не будет нарушать прав абитуриентов на получение высшего образования, поскольку в краткосрочной перспективе абитуриентам (иногородним или работающим) будут предоставлены более достойные альтернативы получения диплома (дистанционное образование, обучение посредством MOOC’s, и другие). Более того, закрытие правовых и экономических заочных отделений привнесёт баланс на рынок труда и повысит уровень профессионализма в указанных сферах. Несмотря на все положительные моменты, открытыми остаются следующие вопросы: даёт ли дистанционное образование достаточные знания своим студентам и насколько приемлемым находит работодатель диплом об окончании интернет-курсов?

Автор: Алёна Геращенко

Источник фото: http://dist.karazin.ua/

[1] Ассоциация образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» // http://www.globaluni.ru/.

[2] Члены ассоциации «Глобальные университеты» обсудили вопросы реформы высшего образования // https://www.hse.ru/news/community/178631315.html.

[3] Юристами не стать заочно // В Минобрнауки предлагают получать первое высшее образование только в стенах вуза // https://zakon.ru/discussion/2016/3/18/yuristami_ne_stat_zaochno__v_minobrnauki_predlagayut_poluchat_pervoe_vysshee_obrazovanie_tolko_v_ste.

[4]   Там же.

[5]   UNESCO Education Strategy 2014-2021 //   http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002312/231288e.pdf.

[6]   Там же.

[7]   Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml.

[8]   UNESCO Education Strategy 2014-2021 //  http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002312/231288e.pdf.

[9]   Там же.

[10] Юристами не стать заочно // В Минобрнауки предлагают получать первое высшее образование только в стенах вуза // https://zakon.ru/discussion/2016/3/18/yuristami_ne_stat_zaochno__v_minobrnauki_predlagayut_poluchat_pervoe_vysshee_obrazovanie_tolko_v_ste

[11]  ­The distribution of graduates in tertiary education, by fi‑eld of education (2012) // https://www.oecd.org/education/EDIF%2031%20(2015)—ENG—Final.pdf.

[12]  How is the global talent pool changing? // https://www.oecd.org/education/EDIF%2031%20(2015)—ENG—Final.pdf.

[13]  Перечень образовательных учреждений, отнесенных к группе 1 – «образовательное учреждение имеет признаки неэффективности, связанные со спецификой его деятельности» // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/2874/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1374/12.11.22-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8_%D0%9E%D0%A3.pdf.

[14] Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам// http://accredreestr.obrnadzor.gov.ru/.

[15]  Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг» // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5930/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf