«Хорошо, если вы не можете объяснить изображение – значит оно визуально. Объяснять изображение – всё равно что объяснять шутку. Как только ты её объяснил, она тут же умирает».

 

В Москве проходят сразу две выставки Эллиотта Эрвитта. Он известен как фотограф Magnum и мастер репортажа, считается одним из основателей стритстайл-фотографии[1].

Большая ретроспектива этого фотографа-современника проходит в ЦДХ до 10 декабря, где представлены чёрно-белые снимки, а в центре фотографии им. братьев Люмьер до 6 декабря представлена небольшая коллекция цветных фотографий. Чёрно-белые кадры характерны для репортажной съёмки и личного архива фотографа. Цветные снимки, в свою очередь, характерны для коммерческих съёмок (часто для журналов о моде). Фотографы не очень любили цветную плёнку потому, что журналы проявляли негативы только для своего пользования. В таком случае фотографы были вынуждены снимать копии с изображений в журналах.

Эллиотт Эрвитт

Э. Эрвитт родился в семье эмигрантов из России, жил в Италии, откуда семья переехала в Америку в связи с установлением фашистского режима. В связи с этим он говорил: «Благодаря Муссолини я американец»[2]. В Америке Э. Эрвитт открывает для себя искусство фотографии в Los Angeles City College, параллельно занимаясь съёмкой свадеб. Несмотря на русские корни, фотограф мало был связан с Россией, разве что проводил несколько съёмок в СССР. Первый раз его пребывание было полулегальное: в 1957 г. по заданию журнала Time life, являвшимся в то время persona non grata. Кстати говоря, тогда он и сделал знаменитый снимок Никсона и Хрущёва[3].

RUSSIA. 1959. Moscow. Soviet Premier Nikita Khrushchev (left) and U.S President Richard Nixon.

Поворотным моментом в его судьбе стало знакомство и работа с такими мэтрами как Роберт Капа (один из основателей Magnum photos), Эдвард Штайхен (куратор нью-йорского музея современного искусства – MoMA, фотограф Magnum), Рой Страйкер (американский экономист и фотограф, «провёл документальный фотографический проект»[4] по защите фермерских хозяйств). Э. Эрвитт сказал в беседе для журнала Interview: «Рой Страйкер дал мне первое в жизни задание — снять нефтеперерабатывающие заводы в Нью-Джерси. Вторым был куратор МоМА Эдвард Штайхен. Чуть позже — Роберт Капа. В 1953 году Роберт взял меня к себе в Magnum, чтобы я мог отмазаться от армии[5]».

Деятельность в Magnum является важной вехой в творчестве фотографа, так как членство в этом фотоагентстве позволило ему путешествовать по миру и работать с известными политиками, знаменитостями, снимать свои волшебные кадры не только в рабочее время, но и в свободное.

RUSSIA. 1966. Moscow. Visite officielle de Charles DE GAULLE (FRA).

Фотоагенство Magnum не обычно потому, что фотографы в своих кадрах представляли не только репортаж с места событий, но и свою художественную точку зрения. Более того, копирайт фотографа и сотрудничество, позволявшее путешествовать по миру, также являются отличительными чертами этого легендарного агентства. Идея принадлежала Роберту Капе, который развил фотоагентство вместе с Д. Сеймуром и А. Картье-Брессоном. В. Левашов в своей книге отмечает, что именно в 1940-50-х Magnum представлял собой кооператив фотографов, которые могли по своему желанию отправиться в любую страну и снимать там. Эта свобода выбора отличала Magnum от других фотоагентств. Само название отсылает не только к элементу магнию, но и к бутылке шампанского, открытой в честь его создания в 1947 году[6].

HUNGARY. 1964. Budapest.

Однако, помимо Magnum, фотограф также работает как фрилансер на Collier’s, Look, Life, Holiday и других известных глянцевых изданий того времени[7]. Интересно, что наиболее известные чёрно-белые снимки были сделаны им не по заказам, а в свободное от работы время, поэтому он любит говорить, что является фотографом-любителем, а не профессионалом.

USA. 1955. Colorado.

Эрвитт запечатлевал военные действия, забавные моменты повседневной жизни, делал рекламные фотографии, снимал в музеях известную серию «Museum watching», фотографировал знаменитостей[8]. «Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания», – так отозвался о творчестве Эллиотта английский новеллист Уилфрид Шид. И, должно быть, это самая лучшая характеристика мэтра фотографии Эллиота Эрвитта[9].

USA. 1955. California.

«Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания» – Уилфрид Шид

Эллиотт не давал названия снимкам, руководствуясь тем, что достаточно обозначить только год и место съемки (что осложняет поиск понравишихся фотографий в интернете). «Объяснять изображение – всё равно, что объяснять шутку. Как только ты её объяснил, тут же она и умирает» – так комментировал эту особенность своей работы сам фотограф. И он считал признаком хорошей фотографии, если её не могли пояснить ни зрители, ни профессионалы: «Хорошо если вы не можете объяснить изображение – значит оно визуально[10]». Что касается восприятия, то можно выделить следующие характеристики: на снимках запечатлены уникальные, зачастую ироничные моменты жизни, с которыми каждый сталкивается в повседневной жизни. Если это жизнь пары, то это фотографии таких моментов как танец, объятия, поцелуй. 

FRANCE. 1975. Yvelines. Chateau de Versailles.

Для съёмки сцен повседневности лучшей иллюстрацией является его фраза: «…Фотограф обладает большой властью и может заставить кого угодно делать всякие глупости. Вот только зачем? Обычно люди делают их и так, даже просить не надо…».[11] Эрвитт редко инсценировал кадры, скорее, он ждал подходящего момента, чтобы сделать один ироничный и меткий кадр. Такой подход близок и другому фотографу, основателю Magnum – Анри Картье-Брессону, который поддерживал идею о «решающем моменте». В репортажных съемках, всё равно присутствует ирония. В этом можно убедиться, посмотрев на его фотографии военных подготовок.

«Объяснять изображение – всё равно, что объяснять шутку. Как только ты её объяснил, тут же она и умирает» – Эллиотт Эрвитт

FRANCE. 1989. Paris.

Отдельно можно выделить фотографии с собаками, благодаря которым он зачастую и известен. Он лаял собаке в ответ, что заставило животное подпрыгивать на месте от недоумения. Эрвитт с удовольствием фотографировал собак, говоря, что они есть везде и не просят распечатывать фото[12] .

 

Автор: Наталья Белова

Источник фото Эллиотта Эрвитта: http://www.magnumphotos.com/, http://www.bandwmag.com/

[1] Эллиотт Эрвитт: «Мир превратился в один большой торговый центр».  9 октября 2015. Interview Россия. // http://www.interviewrussia.ru/art/elliott-ervitt-mir-prevratilsya-v-odin-bolshoy-torgovyy-centr?page=3.

[2] Черно-белая фотография Эллиотта Эрвитта. 7 ноября 2005. // http://www.foto-video.ru/art/portfolio/2447/

[3] Portfolio. Elliott Erwitt. // http://www.magnumphotos.com/C.aspx?VP3=CMS3&VF=MAGO31_10_VForm&ERID=24KL53Z1OG&POPUPIID=2K7O3RB8A8A8&POPUPPN=1

[4] А. Руйе. Фотография: между документом и современным искусством. СПб: Клаудберри, 2014. С. 668.

[5]  Эллиотт Эрвитт: «Мир превратился в один большой торговый центр». 9 октября 2015. Interview Россия. // http://www.interviewrussia.ru/art/elliott-ervitt-mir-prevratilsya-v-odin-bolshoy-torgovyy-centr?page=3.

[6] Левашов В. Лекции по истории фотографии. М.: Тримедиа контент, 2012. Стр. 337.

[7]  Эллиотт Эрвитт: Ирония черно-белого. 27 сентября 2010. Look At Me. // http://www.lookatme.ru/flow/posts/photo-radar/106429-elliott-ervitt-ironiya-cherno-belogo

[8] Portfolio. Elliott Erwitt. // http://www.magnumphotos.com/C.aspx?VP3=CMS3&VF=MAGO31_10_VForm&ERID=24KL53Z1OG#/CMS3&VF=MAGO31_10_VForm&ERID=24KL53Z1OG&POPUPIID=2K7O3RB8A8A8&POPUPPN=1.

[9] «Несерьёзный фотограф». Эллиотт Эрвитт. 22 ноября 2012. Russian RosPhoto.com // http://www.rosphoto.com/history/elliott_erwitt-1072.

[10] Лучший снимок Эллиота Эрвита? Его следующий снимок. 29 июня 2011. // http://blog.leica-camera.ru/2011/06/29/3523/.

[11] Хрущев, Мерилин Монро и собаки. Фотовыставка «Эллиотт Эрвитт. Ретроспектива». 13 октября 2015. Сноб. // https://snob.ru/selected/entry/98915?preview=print.

[12] Цитата из киноленты, показанной на выставке «Эллиотт Эрвитт. Ретроспектива» в ЦДХ.