Имидж или образ тела – это то, как люди воспринимают собственные тело и внешность. Являясь частью самооценки любого человека, представления о теле и внешности, тем не менее, обусловлены культурными ценностями, и поэтому их изучением занимаются как психологи, так и социологи. Культурная обусловленность понятия «красота» становится очевидна, если проследить, как изменялись идеалы женской и мужской привлекательности на протяжении веков. Возможно, одним из ярчайших примеров, который может показаться современным людям диким и даже варварским, является уже ушедший в прошлое обычай Китая бинтовать ноги девочкам, отчего ступни их деформировались, зачастую лишая возможности ходить. Маленькая ножка, традиционно носившая название «золотой лотос», была одной из привлекательнейших черт девушки-аристократки.

Конечно, со временем стандарты красоты изменились и отвечают требованиям современного общества. Например, пластическая хирургия может предложить удаление двух нижних ребер, чтобы талия выглядела уже. Впрочем, как правило, большинство ограничиваются пластикой век, носа, подтяжкой лица или увеличением груди.

Но на то идут взрослые люди, недовольные собственной внешностью. Однако стандарты красоты, существующие в обществе, влияют и на детей, причем влияние это далеко не всегда оказывается позитивным.

Согласно исследованию, проведенному в Австралии, уже 46,7% первоклассниц, девочек в возрасте от пяти до восьми лет, хотели бы похудеть. Нужно отметить, впрочем, что желание похудеть напрямую не связано со степенью удовлетворенности собственной внешностью: то же исследование выяснило, что вместе с тем 48% девочек также обыкновенно довольны тем, как они выглядят, и ни одна не отметила, что «всегда недовольна»[1].

Мальчики также могут испытывать неудовлетворенность собственным внешним видом, но в несколько меньшей степени: среди двух сотен австралийских детей желание похудеть отметили 26% мальчиков и 46% девочек[2]. Это объясняется тем, что именно девочкам культура в большинстве своем предписывает выглядеть красиво и стройно, тогда как к мальчикам до определенного возраста выдвигаются несколько иные требования, и культура оказывает меньшее давление.

Нужно отметить, что само по себе стремление к культурному идеалу (для девочек – к стройности, для мальчиков – к атлетическому телосложению) не является чем-то отрицательным. Оно может свидетельствовать как о стремлении вести здоровый образ жизни, так и о высоком уровне социализированности в существующем обществе. Проблемой оно становится тогда, когда ведет за собой расстройства приема пищи:  нервную анорексию, булимию, психогенное переедание. К тому же, было выяснено, что нарушение «отношений» с едой в раннем возрасте (такое как, например, диеты) может стать причиной ожирения – проблемы не менее важной и даже более распространенной, чем расстройства приема пищи[3].

Первым фактором, оказывающим влияние на неудовлетворенность собственным телом, в особенности среди девочек-подростков, является чтение журналов и просмотр фильмов и видеоклипов со стройными и худыми моделями[4]. Было выяснено, что подобные изображения ухудшают имидж тела, если он и до этого был негативным. Согласно исследованию, изучавшему долговременные эффекты, к которым может привести регулярный просмотр телепередач с женщинами, отражающими культурный идеал стройности и красоты, подобные практики повышают вероятность того, что ребенок или подросток будет иметь расстройства приема пищи. Так, 11% детей, смотрящих подобные передачи в течение трех лет, использовали самостоятельно вызванную рвоту как средство для похудения – один из самых опасных способов похудеть[5].

Традиционно при исследовании влияния медиа на образ тела в качестве исследуемой группы берутся девочки, а не мальчики. Причина проста: СМИ сильнее влияет на имидж тела девочек[6]. Однако такой ограниченный фокус исследований может привести к тому, что ни общество в целом, ни школа и родители в отдельности не будут осведомлены о вреде того, что медиа могут транслировать детям. Кроме того, в России исследований имиджа тела немного и проблема не стоит так остро, как во многих странах Европы, где формирование здоровой самооценки и здоровых отношений с едой и телом становится одной из ключевых задач школы и воспитания в семье.

Образы, транслируемые СМИ, могут быть особенно опасны для детей и подростков, страдающих от неудовлетворенности собственным телом, так как именно к медиа дети, в отсутствие информации, обращаются для того, чтобы узнать, как им изменить и улучшить их внешность. Медиа зачастую транслируют очень узкий и ограниченный образец красоты, а также предлагают потенциально опасные для здоровья диеты[7]. Не все могут достичь транслируемого культурой идеала даже ценой больших усилий, поскольку даже на физиологическом уровне не все люди обладают необходимым ростом и телосложением, не говоря уже об особенностях функционирования метаболизма. Несоответствие собственного тела культурному идеалу может сильно повлиять на ребенка и на подростка, что вызывает развитие расстройств приема пищи, низкую самооценку, оказывает негативное влияние как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

Вторым фактором, влияющим на формирование неудовлетворенности собственным телом, является влияние окружения, в особенности ровесников. К примеру, сильное влияние оказывает школьная травля (буллинг) со стороны одноклассников или же поощрение и восхищение теми, кто сидит на диете. Пол также важен: согласно исследованиям, девочки, которые получали негативные комментарии по поводу своего веса от ровесников, более склонны как к расстройствам питания, так и к негативному взгляду на собственное тело, тогда как мальчики в меньшей степени думают о своем теле негативно, но по-прежнему обладают большим риском приобрести расстройства питания в будущем[8].

А вот влияние семьи не настолько очевидно и определяемо, как влияние ровесников. С одной стороны, ряд исследований утверждает, что девочки, матери которых сами страдали расстройствами питания, были более склонны к развитию подобных расстройств[9]. Дети, родители которых недовольны собственным весом, также более склонны считать свой вес избыточным и хотеть стать стройнее. Кроме того, замечания со стороны родителей по поводу внешнего вида и лишнего веса («А не пора ли тебе похудеть?») также ведут к тому, что дети гораздо чаще садятся на диеты и приобретают расстройства, связанные с питанием. С другой стороны, ряд исследований утверждает, что связи между расстройствами питания у родителей и расстройствами питания у детей не наблюдается.

Но неблагополучная атмосфера в семье, окружающая все, что связано с телом, едой, весом и внешностью, несомненно, является фактором риска. Кроме того, на риск развития расстройств питания и недовольства собственным телом влияют и социально-демографические характеристики. Согласно исследованиям, дети из семей с низким уровнем дохода с большей вероятностью соблюдают диеты, а расстройства питания чаще развиваются у тех детей, в чьих семьях низкая внутрисемейная сплоченность[10]. Кроме того, дети, подвергшиеся физическому или сексуальному насилию, также с высокой долей вероятности испытывают неудовлетворение собственным телом и имеют расстройства приема пищи[11].

Разумеется, все вышеперечисленное вовсе не значит, что родителям надлежит запретить детям смотреть телевизор, читать журналы или общаться со сверстниками. Транслирование идеала – неизбежная часть культуры. Любые попытки искусственно оградить ребенка от тех занятий, в которые вовлечены ровесники, неизбежно приведет к снижению уровня социализации. Однако существует ряд факторов, нивелирующих влияние медиа.

Во-первых, фактором, который может защитить детей от негативного влияния образов, транслируемых медиа и ровесниками, являются доверительные отношения в семье. Исследования показали, что в семьях, где главными ценностями являются уважение и доверие, риск развития расстройств питания значительно меньше. Родители могут оказать ребенку поддержку, что положительно влияет на детскую самооценку[12].

Во-вторых, не менее полезным является участие ребенка в различных кружках, внеклассных занятиях, а также спорт (в частности тот, который не зависит от веса). Обеспечить это могут как родители, так и школа, которая может предоставлять возможности для внеклассных занятий.

В-третьих, существует необходимость социально-образовательной работы с детьми в школах. Она может включать в себя как обучение более сбалансированному питанию и здоровым, не наносящим вреда способам потерять лишний вес, так и информацию о расстройствах питания, их симптомах и последствиях. Кроме того, исследователи предлагают также бороться с тем, что дети зачастую видят стройность как единственный идеал тела, и предлагать им другие образы других культур. Не меньшую эффективность показали и стратегии, направленные на повышение самооценки среди детей и подростков[13].

Подводя итог, необходимо сказать, что неудовлетворенность собственным телом и расстройства питания – это проблема уже не только подростков, но и детей помладше. Эта проблема не настолько безобидна, как могло бы показаться, поскольку ведет за собой негативные последствия как психологические (такие как низкая самооценка), так и физиологические (такие как ухудшение здоровья в связи с вовлечением в опасные способы для похудения). Необходима серьезная работа, как на уровне семьи, так и на уровне школы и общества, чтобы о подобных проблемах стало известно, необходимы исследования, учитывающие российскую специфику. Несомненно, в России работа в этом направлении лишь началась, препятствий перед нами стоит множество, однако, это поможет улучшить здоровье российских детей и подростков.

Автор: Дарья Проворова

Фото: http://hiit-blog.dailyhiit.com

[1] Dohnt H. K., Tiggemann M. Body image concerns in young girls: The role of peers and media prior to adolescence //Journal of Youth and Adolescence. – 2006. – Т. 35. – №. 2. – С. 145.

[2] Littleton H. L., Ollendick T. Negative body image and disordered eating behavior in children and adolescents: what places youth at risk and how can these problems be prevented? //Clinical child and family psychology review. – 2003. – Т. 6. – №. 1. – С. 51.

[3] Littleton H. L., Ollendick T. Negative body image and disordered eating behavior in children and adolescents: what places youth at risk and how can these problems be prevented? //Clinical child and family psychology review. – 2003. – Т. 6. – №. 1. – С. 52.

[4] Там же. С. 55.

[5] Там же.

[6] Smolak L. Body image in children and adolescents: where do we go from here? //Body image. – 2004. – Т. 1. – №. 1. – С. 22.

[7] Littleton H. L., Ollendick T. Negative body image and disordered eating behavior in children and adolescents: what places youth at risk and how can these problems be prevented? //Clinical child and family psychology review. – 2003. – Т. 6. – №. 1. – С. 55.

[8] Там же. С. 56.

[9] Там же.

[10] Сплоченность – это психологическое расстояние между членами семьи. Термин, описывающий эмоциональную дистанцию, степень отдаленности/близости между членами семьи.

[11] Littleton H. L., Ollendick T. Negative body image and disordered eating behavior in children and adolescents: what places youth at risk and how can these problems be prevented? //Clinical child and family psychology review. – 2003. – Т. 6. – №. 1. – С. 58.

[12] Там же. С. 57.

[13] Там же.