Каждый год 8 апреля отмечается Международный день цыган. 46 лет назад в этот день был создан Международный союз цыган на Всемирном цыганском конгрессе в Лондоне. Союз призван защищать права представителей этой нации во всех странах мира. Накануне праздника мы побывали в центре цыганской культуры в Москве – в единственном в мире репертуарном театре цыган «Ромэн».
Мы пообщались с одним из актеров–режиссёров театра – Андреем Жемчужным. Он рассказал об истории своей семьи, о бабушке – народной артистке России Екатерине Жемчужной («Карнавал», «Кармелита») и о своем новом спектакле «Здравствуй, Пушкин!».
Принадлежность к нации
В нашей нации есть кастовые подвиды. Есть такое понятие, как прусские цыгане, латвийские цыгане (мой отец родом из Латвии, прабабушка – из Польши). Есть люди, которые живут в Крыму. Это крымские цыгане. Все эти подкасты соотносятся еще с религией. Например, если это русские цыгане, то они православные христиане, если это Крым, то они мусульмане. Я отношусь к русским цыганам.
Вера в себя
Моя бабушка – Екатерина Жемчужная – родом из Тульской губернии. Она приехала в Москву одна в 16 лет, встретила дедушку, и они присоединились к труппе театра. Екатерина Андреевна хорошо пела.
Я испытываю к ней уважение. Мое поколение выросло в тепличных условиях: мы родились в Москве, у нас уже есть квартиры, у нас изначально есть какое-то будущее. Их поколение начинало в послевоенном Советском Союзе, а это голод, холод, отсутствие образования, которое и сейчас очень заметно. Бабушка проделала большой путь. Она верила в себя настолько, что приехала самостоятельно в другой город в 16 лет в надежде чего-то добиться. Мой отец приехал из Елгавы (город в Латвии) в 16 лет и переквалифицировался из спортсмена–боксера в артиста. Мне было проще. Я вырос в театральной семье. Лет с 4-5 находился за кулисами. У моего деда дипломной работой был спектакль «Голый король», и мальчик, который выходил и говорил: «А Король-то голый», — стал моей дебютной ролью.
Путь в актёры
Изначально я не хотел быть артистом. Считал, что это все бессмысленно, и готовился к поступлению на юрфак. Мне сказали: «Нет!» В районе 16 лет я сам переключился, стал усиленно, с помощью деда, Георгия Николаевича Жемчужного, заниматься актерским мастерством. Экстерном закончил школу и поступил в ГИТИС на режиссуру. Сложно было учиться в театральном вузе: мог с утра до вечера без выходных находиться там. На третьем курсе перевелся на актерское мастерство к художественному руководителю Андрееву. Закончил этот курс и решил все-таки закончить режиссуру, с которой перешел. Суммарно учился 10 лет. Дитя ГИТИСа!
«Здравствуй, Пушкин!» – это третья работа Андрея Жемчужного. Все спектакли он ставил в театре «Ромэн». В постановке «Здравствуй, Пушкин!» Андрей совмещает две роли: актера и режиссера. На вопрос, как совмещать две должности, Андрей отвечает: «Пытаюсь считать себя больше режиссером. Раздвоиться просто невозможно».
Конфликты
Очень сложно что-либо делать, когда у тебя авторитетная семья. Дед – доцент ГИТИСа, педагог, народный артист России, режиссер; отец — народный артист России, режиссер; мать – заслуженная артистка России, режиссер; бабушка – народная артистка. У каждого свое мнение на то, как всё должно выглядеть. У каждого своя определенная школа. В ГИТИСе мы перенимаем школу игры от мастера, и она укореняется надолго. Национальный театр также диктует тебе определенные правила игры и рамки, из которых ты не можешь выходить. Но на то мы и артисты, чтобы постоянно преодолевать проблемы.
О спектакле
Это биографический спектакль о жизни Пушкина. Охватывает период, когда он написал «Кинжал», начиная со ссылки в Тригорское. Заканчивается история не смертью, а венчанием с Натальей Гончаровой. Мы хотим показать Пушкина, который прикалывался, шутил, писал, страдал – был живым человеком, бунтарем.
В спектакле есть знаковая сцена с царем после декабристского восстания, когда поэта вызвали из Тригорского. После встречи с императором жизнь Пушкина изменилась. Александр Сергеевич боялся преследований, хотя сам давал поводы для них. Николай I выписал ему карт-бланш, расправил крылья, и Пушкин к императору стал по-другому относиться. И Александр I, и Николай I понимали влияние Пушкина. Понимали, что поэт имел связи со знаковыми людьми в правительстве, военном ремесле – это все были лицейские друзья Пушкина. Поэтому Александр I не мог отправить поэта в «настоящую» ссылку в Сибирь, а отправил в родовое имение с прислугой, при этом сохранил за дворянином все доходы. И всё для того, чтобы ничего нелицеприятного он не писал. Николай был гораздо благосклоннее к Пушкину, любил его творчество. Есть история: Николай читал «Евгения Онегина» и настолько зачитался, что опоздал на важное собрание. Николай I мыслил глобально, он хотел самодержавия. В стране была эволюция: литература, музыка, – всё на высший уровень переходило. Николай в то время собирал единомышленников, чтобы развивать страну. Очень немногие знают, что Пушкин был в чине, военным, прекрасно фехтовал, стрелял, утром просыпался, обливался водой.
Подготовка спектакля
Главный источник – мой дед, пушкиновед в первой степени. Очень много литературы я прочитал: у нас дома порядка 200 книг о жизни Пушкина, о его письмах. Сложная работа была и репетиционный процесс. Во время репетиций я сам отращивал баки, вживался в образ. Однажды, после спектакля (грим был снят, остались баки и кудри) я пошел в магазин в 10 вечера. Ошалевший охранник, когда увидел меня, спросил: «У вас с Дантесом когда дуэль?» «Скоро», – ответил я.
Личность поэта
– Были ли у Пушкина комплексы, слабые места его характера?
– Кем только ни был, а закомплексованным человеком Пушкин точно не являлся. Единственное, что не любил поэт, – танцевать. Он был низкого роста.
Чем привлекал Пушкин женщин?
Энергией, наверное. Он был публичной личностью, с ходу мог делать импровизации. Они собирались с друзьями вечерами и задавали злободневные темы для импровизаций. Из писем понятно, что Пушкин был номер один во всяких подколах. Однажды зимой на балу была женщина, которая не понравилась Пушкину тем, что кого-то из себя изображала. Она танцевала на каблуках, и когда устали ноги, отложила туфли в специальное место. Пушкин украл у нее эту обувь, и ей пришлось босиком ходить. Вот такой шутник.
Профессия случая
Хватает ли на жизнь заработков в театре? Это провокационный вопрос (смеётся). Мы же не ради денег. Каждый молодой артист должен понимать происходящие реалии. Заработок не должен быть причиной поступления в театральный. Деньги не главная составляющая театра. В эру сериалов все думают, что они поступят, их возьмут, они обязательно станут звездами. Но в профессии огромная конкуренция. Если брать страну в целом: театральные институты ежегодно заканчивают 4000 человек. Из них место в театре получают человек двести. И не факт, что им достанутся важные роли. Это профессия случая.
Совет от театрала
Я советую посмотреть постановку пьесы Луиджи Пиранделло 1921 года «Шесть персонажей в поисках автора». Мне нравится Гоголь-центр, театр Маяковского. Ко многому я скептически отношусь, например, когда начинают менять авторский текст, классические подходы к постановкам. Я могу понять, когда классика играется в современном времени. Взять в пример сериал «Шерлок» производства BBC: он снят в рамках современного времени, но есть ощущение того, что это классическое произведение. И несмотря на то, что в последних сезонах сценаристы переборщили, «ключ» какой-то остается.
Зритель
Люди, которые ходят в театр, – это особенные люди. Чтобы ходить в театр, нужно знать литературу и другие виды искусства. В театре происходят постоянные отсылки к чему-либо: к определенному жесту, определенному действию. Если ты не знаешь первоисточников, то видишь голый текст; если ты с ними знаком, то улавливаешь эти отсылки.
Планы на будущее
Отойти от национального колорита и поставить в цыганском театре классическое произведение с участием артистов–цыган. Мы не только петь и плясать умеем – мы играть умеем.
– О театре можно вечно разговаривать. Театр вечен!
– Надеюсь, что так и будет – ответил Андрей.
Автор текста: Елена Дмитриева
Автор фото: Антон Андриенко