[:ru]

В марте 2014 года в результате общекрымского референдума территория Крыма вошла в состав России. Были образованы новые субъекты РФ – Республика Крым и город федерального значения Севастополь [1].

Интеграция Крыма в социально-экономическое пространство России сопряжена с рядом экономических издержек, которые необходимо проанализировать, чтобы ответить на вопрос: «Крым – это долгосрочные инвестиции или неэффективное капиталовложение?»

Согласно официальной версии российского руководства, главная причина «возвращения Крыма на Родину»[2] – это желание восстановить историческую справедливость и культурную общность: вернуть русскоязычное население и территорию в пределы единого государства. Однако существовали объективные политические и экономические причины. Предполагалось, что регион станет не только важным стратегическим (плацдарм в Черноморском регионе, Средиземноморье и на Ближнем Востоке), но и рентабельным объектом по ряду причин.

После присоединения Крыма Россия получила абсолютный контроль над Черноморским регионом и практически полный контроль над Азовским морем (вход и выход через Керченский пролив). Кроме того морские порты и военные базы, боевая техника, вспомогательные суда и соответствующая инфраструктура перешли в распоряжение Министерства обороны РФ.

«Территория Крымского полуострова имеет ресурсный потенциал, как и большинство регионов РФ. Но экономические и финансовые последствия присоединения Крыма, связанные с адаптацией нового региона к российским реалиям, не были учтены российским руководством.»

В состав отечественного Южного нефтегазового кластера перешли месторождения нефти и газа (Одесское и Безымянное месторождения, газовые и нефтяные платформы компании «Черноморнефтегаз»[3]), на которых осуществляется разведка и добыча ресурсов в акватории Черного и Азовского морей. Добыча компании «Черноморнефтегаз» обеспечивает около 2/3 потребления газа на полуострове. В общероссийском масштабе объем добычи нефти и газа представляется незначительным: по данным 2013 г., было добыто около 76 тыс. тонн сырья – однако он может достигнуть 400–600 тыс. тонн, что позволит не только удовлетворить внутренние потребности республики, но и, возможно, начать импорт нефти для переработки[4]. По мнению главы агентства «Газовый бизнес» М. Ермоловича: «Черноморский сектор Крыма представляется наиболее перспективным в плане углеводородных ресурсов. Требуется также доразведка Крымского Приазовья и запасов вблизи Азовского побережья Крыма: здесь тоже могут быть крупные запасы нефтегазового сырья»[5].

Крым обладает богатыми рекреационными ресурсами: 2500 км² крымского побережья с многочисленными пляжами и соответствующей инфраструктурой, разнообразные памятники природы и архитектуры, что позволяет развивать всевозможные виды туризма: пешеходный и автомобильный, экологический и такие необычные, как, например, винный туризм (Новый Свет, Инкерман, Солнечная долина, Золотая балка).

К тому же «возвращение» Крыма способствует улучшению демографической ситуации РФ. Демографические тенденции на территории республики Крым по данным на 2014 г. были более благоприятны в сравнении с российской ситуацией: продолжительность жизни, средний возраст, общий коэффициент рождаемости выше, чем в РФ, а общий коэффициент смертности – ниже. Экономически активное население АКР составляло 75,3%, в России – 69,8% [6].

В распоряжение России перешло большое количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в Крыму (предприятия химической и топливно-энергетической промышленности, судостроение, виноделие и рыбоперерабатывающая отрасль[7]). «В этом регионе немало возможностей для развития многих отраслей, важных для общероссийского рынка, например: энергетики, судостроения, пищепрома[8]» отмечает вице-президент ТПП РФ (Торгово-промышленная палата) Георгий Петров. До присоединения на территории Автономной республики Крым (АРК) производилось больше товаров и услуг, чем потребляли жители полуострова, а значит, промышленность региона была способна поддерживать другие субъекты и осуществлять инвестиции внутри региона. АРК до вхождения в состав РФ поддерживала внешнеторговые отношения с партнерами из 107 стран мира. В страны СНГ экспортировалось свыше 45% товаров, в страны ЕС — около 23%.

Территория Крымского полуострова имеет ресурсный потенциал, как и большинство регионов РФ. Но экономические и финансовые последствия присоединения Крыма, связанные с адаптацией нового региона к российским реалиям, не были учтены российским руководством.

Экономическая ситуация в Крыму (как и во всей Украине) характеризовалась несовершенством законодательной базы, что препятствовало полноценному развитию рыночного механизма[9]. На момент принятия региона в состав России уровень жизни населения Крыма отличался от российских показателей: средний размер пенсии в Крыму был в 2,1 раза ниже, чем в РФ, а средняя заработная плата – в 2,9 раза[10]. Поэтому перед Россией в отношении нового субъекта существует задача повышения уровня социально-экономического развития региона.

«Несмотря на то, что в будущем Крым может стать самодостаточным и экономически привлекательным регионом, на сегодняшний день он не в состоянии самостоятельно финансировать все затраты, связанные с вхождением в состав РФ»

Для решения федеральных и региональных задач интеграции Крыма была принята целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», позволяющая сконцентрировать финансовые и трудовые ресурсы для их наиболее эффективного использования. Общий объем финансирования федеральной программы составляет 681,2 млрд. руб. с учетом 23,1 млрд. руб. внебюджетного финансирования[11]. Основные задачи – это включение экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития и достижения самодостаточности региона.

Наибольший объем инвестиционных вложений требуется для развития бюджетной сферы нового субъекта. Крым стал частью России, а это значит, что система регионального управления, правоохранительных органов, медицинского обслуживания, образования, транспортной и инженерной инфраструктуры должны соответствовать российским стандартам.

Под этими краткими официальными формулировками — строительство железных и шоссейных дорог, моста через Керченский пролив с целью увеличения транспортной связности полуострова с материком, развитие энергоснабжения и водоснабжения без использования украинских ресурсов – скрываются масштабные реформы и колоссальный объем необходимых инвестиций.

Несмотря на то, что в будущем Крым может стать самодостаточным и экономически привлекательным регионом, на сегодняшний день он не в состоянии самостоятельно финансировать все затраты, связанные с вхождением в состав РФ. Основные расходы, необходимые для интеграции нового субъекта, взяла на себя Россия. Увеличение бюджетных расходов оказало влияние на социальную сферу — зарплаты работникам бюджетных организаций, стипендии, пенсии, пособия и прочие социальные выплаты. Это механизм перераспределения бюджетных средств федеративного государства в действии.

 Средства изымаются, в первую очередь, из федерального бюджета, потому что риски, связанные с нестабильной экономической и политической ситуацией и отсутствием понимания среды инвестирования, как для отечественных, так и зарубежных инвесторов слишком высоки. У представителей бизнеса возникают сложности юридического характера: перерегистрация компаний в российской налоговой системе, изменение налоговых ставок и правил подачи отчетности. Существуют трудности с открытием счетов и своевременным проведением финансовых операций. Данные явления обусловлены тем, что крупные отечественные компании, которые зависят от международного рынка, опасаются антироссийских санкций, поэтому не открывают филиалы на территории нового субъекта.

«Инвесторы остерегаются не только ограничений со стороны международного сообщества, но и растущего государственного контроля в частном секторе на территории РФ»

На региональном рынке не представлены крупные отечественные банки. Исключение – «РНКБ» (Российский национальный коммерческий банк). Помимо «РНКБ» в Крыму работают «Генбанк», «МАСТ-Банк» и другие сравнительно небольшие банки[12]. Список предлагаемых услуг ограничен, что также связано с проблемами законодательного характера и санкциями, которые ограничивают действие международных платежных систем и влияют на возможность получения российскими банками доступных кредитов на территории полуострова. Летом 2014 г. на полуострове остановили работу заправочные станции «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». Лоукостер «Добролет» попал под санкции Евросоюза и остановил авиаперевозки в Крым. Такие крупные торговые сети, как «Магнит», «Дикси», «X5 Retail Group» и «Лента» пока не рассматривают регион как потенциальный для развития[13]. Стоит отметить, что инвесторы остерегаются не только ограничений со стороны международного сообщества, но и растущего государственного контроля в частном секторе на территории РФ.

Не стоит забывать о политических последствиях присоединения Крыма, которые коренным образом повлияли на экономическую ситуацию в России. В результате присоединения территории Россия нарушила ряд международных актов, защищающих интересы государств по вопросам суверенитета и территориальной целостности: Хельсинкский Заключительный акт от 1975 г., а также Парижскую хартию 1990 г.[14]. Генассамблея ООН, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), а также Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) не признали легитимность крымского референдума: условия его проведения не соответствовали демократическим стандартам, а действия России нарушили основные принципы международного права [15]. Из-за украинского конфликта и крымского вопроса Россия оказалась в компании стран, которые ощутили на себе влияние ограничений в вопросах международного сотрудничества: Северная Корея, Иран, Судан и Ливия[16]. Наряду с исключением РФ из «большой восьмерки»[17] и ограничением участия россиян в руководстве ПАСЕ на 2014 г. , фигурировало исключение из ВТО (Всемирная торговая организация).

Процесс вступления России в ВТО был длительным (с 1994 года по 2012 год) и имел ряд правовых и экономических издержек, которые должны были компенсироваться возможностью цивилизованно, в рамках правового поля, отстаивать интересы страны на международной арене. Присоединение к ВТО должно было обеспечить стабильность выхода на внешние рынки и предоставить возможность равноправного участия РФ в формировании правил международной торговли. Однако из-за антироссийских и ответных санкций Россия не получает ожидаемых результатов от вступления в ВТО в вопросах сотрудничества на международном рынке.

Вслед за политическими последовали экономические меры воздействия: страны ЕС и США ввели экономические санкции.

Антироссийские санкции оказали влияние на импорт товаров и услуг, на объем зарубежных инвестиций и привели к снижению финансовой устойчивости государства. На сегодняшний день по причине существования антироссийских санкций произошла девальвация рубля и закрытие рынка внешних кредитов при сжатии российского кредитного рынка, сократились нефтегазовые доходы России в долларовом выражении, а также возрос уровень инфляции[18]. По итогам 2015 года инфляция в России составила 12,9 %[19].

Рассматривая экономические выгоды развития региона, не следует забывать об особенностях географического положения: отсутствие сухопутной границы с основной территорией РФ, что приводит к ряду проблем логистического характера и, соответственно, к увеличению издержек. В нефтедобывающей промышленности особенности расположения субъекта ведут к повышенным затратам на доставку топлива. Удаленность АРК от крупных отечественных нефтеперерабатывающих заводов значительно повышает себестоимость нефтепродуктов[20]. Формирование институциональных и инфраструктурных условий для интеграции нефтедобывающей промышленности Крыма в Южный нефтегазовый кластер становится еще более затратным процессом.

«Антироссийские санкции оказали влияние на импорт товаров и услуг, на объем зарубежных инвестиций и привели к снижению финансовой устойчивости государства»

Также отсутствие сухопутной границы и развитой транспортной инфраструктуры ведет к водному и энергетическому кризису на территории республики. Обеспечение непрерывной системы энергетического, водного и топливного снабжения возможно лишь в долгосрочной перспективе, однако промышленные предприятия и область сельского хозяйства страдают от этого уже сегодня: из-за нехватки воды для полива на полуострове погиб весь посев риса [21], из-за трудностей в поставках топлива фермерам нечем заправлять технику, что ведет к ограничениям поставок продуктов питания.

Ситуация с присоединением АКР показывает что,  затраты, связанные с интеграцией нового субъекта в российские социально-экономические условия, велики. Крым не представляется абсолютно нерентабельным регионом России, но требует колоссальных инвестиционных вложений. АРК стала для РФ дотационным регионом, как, например, Чеченская республика, что обусловлено желанием российских властей предотвратить социально-экономическими конфликты на территории нового субъекта. Согласно бюджету республики на 2016 г., безвозмездные поступления из федерального бюджета составят 43,5 млрд. руб. В том числе дотации «на выравнивание бюджетной обеспеченности» составят 22,3 млрд. руб.[22].

Перспективы поступления инвестиций со стороны отечественных и зарубежных инвесторов ограничены по ряду политических и экономических причин, что влияет на развитие республики в ближайшей перспективе.

Главные экономические издержки, связанные с присоединением Крыма – это негативный эффект от антироссийских и ответных санкций со стороны России. Отечественная экономика входит в кризис из-за падения цен на нефть и инфляционного шока. Несмотря на то, что экономические и политические ограничения для России со стороны международных партнеров не грозят крахом отечественной экономике, они могут оказать глубокое негативное воздействие на развитие страны.

Автор: Галина Греннинг

Источник фото: http://gosindex.ru

 

  1. Подписаны законы о принятии Крыма и Севастополя в состав России, 21.03.2014, http://www.kremlin.ru/events/president/news/20625
  2. Крым. Путь на Родину, 15.03.1015, http://kapital-rus.ru/articles/article/245588 (дата обращения: 03.05.2014).
  3. Россия подогреет Тавриду, Швец М., Топалов А., 14.03.2014, http://www.gazeta.ru/business/2014/03/14/5949925.shtml
  4. Обзор рынка нефтепродуктов в Крыму, 10.04.2016, http://www.нефтегаз-крыма.рф/market/market-today/
  5. Крымский мост, Чичкин А., 25.03.2014, http://rg.ru/2014/03/25/most.html
  6. Там же.
  7. Современные риски республики Крым и её предприятий, Лебедева Л., http://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK108-2.pdf#page=42
  8. http://rg.ru/2014/03/25/most.html
  9. Влияние крымского кризиса на уровень и качества жизни населения, Черникова А., http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-krymskogo-krizisa-na-uroven-i-kachestvo-zhizni-naseleniya
  10. Крым территория инвестиционных возможностей, Липушкина И., http://cyberleninka.ru/article/n/krym-territoriya-investitsionnyh-vozmozhnostey
  11. Постановление от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г., http://government.ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf
  12. Бизнес в России до и после присоединения Крыма Гуреева М., http://cyberleninka.ru/article/n/biznes-v-rossii-do-i-posle-prisoedinenie-kryma
  13. Годовщина Крыма: как полуостров становится частью российской экономики, Волкова О., Милюкова Я., Дерябина А., 18.03.2016, http://www.rbc.ru/economics/16/03/2016/56e92fbe9a7947217ef4897c
  14. Crimea one year after Russian annexation, Paul А., http://aei.pitt.edu/62987/1/pub_5432_crimea_one_year_after_russian_annexation.pdf
  15. http://aei.pitt.edu/62987/1/pub_5432_crimea_one_year_after_russian_annexation.pdf
  16. Холодная экономическая война: год под знаком санкций Европы и США, Ткачев И., Сухаревская А., 26.12.2014, http://www.rbc.ru/economics/26/12/2014/549631bf9a7947c0ac478ddf
  17. Влияние санкций на экономику России, Булатова А., http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sanktsiy-na-ekonomiku-rossii
  18. Ущерб в санкционной войне, Кравченко Л., 10.01.2015, http://rusrand.ru/events/uscherb-v-sanktsionnoj-vojne
  19. Росстат опубликовал данные по инфляции за 2015 год, Фомченко Т., 12.01.2016, http://rg.ru/2016/01/12/inflyaciya-site.html
  20. Проблемы и перспективы интеграционного развития нефтегазового комплекса Юга России, Никитаева А. Бубликова Е., http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-integratsionnogo-razvitiya-neftegazovogo-kompleksa-yuga-rossii
  21. Из-за нехватки воды для полива на полуострове погиб весь посев риса, 15.05.2015, http://vz.ru/news/2014/5/5/685339.html
  22. Утвержден проект бюджета Республики Крым на 2016 год, 08.12.2015, http://rk.gov.ru/rus/index.html/news/323712.htm

[:]