На несколько дней Москву охватила «лихорадка» – с 14 по 19 ноября в четвёртый раз проходит фестиваль современной хореографии CONTEXT. ДИАНА ВИШНЁВА. Великолепная балерина Диана Вишнёва является основателем и арт-директором фестиваля. Благодаря ей известные мировые труппы могут «ощутить» русскую сцену, подающие надежды молодые хореографы продемонстрировать свои постановки на конкурсе, а российская публика может не только прикоснуться к современному танцу, но и стать свидетелями по-настоящему исторических событий. К последним в первую очередь относится приезд в Москву известного по всему миру хореографа-интеллектуала Матса Эка и его жены-музы Аны Лагуны. Не так давно, после новогодних праздников, Матс Эк заявил, что «хочет испытать новый для себя опыт: ничего не делать» – подобное заявление шокировало, ведь хореографы не заявляют о завершении карьеры и прекращении постановок.
Диана Вишнёва сделала невозможное – уговорила хореографа привезти свою последнюю работу «Топор» в Россию, а также пообщаться со зрителями и показать фильм-балет «Место». Выступление Аны Лагуны и Ивана Ауцели (её постоянного партнера на сцене) в постановке «Топор» можно было посмотреть на Гала-открытии фестиваля, прошедшего в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, ещё одна возможность представится публике на Гала-закрытии в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Встреча с хореографом и просмотр фильма-балета «Место» проходили 15 ноябре в Гоголь-центре.
Ажиотаж из-за приезда маэстро и его музы может вызвать некоторое удивление, ведь какие только хореографы не приезжают, какие только балерины не покоряют своим танцем российские сцены. Но случай с Матс Эком и Аной Лагуной особенный. Матс Эк – великий хореограф нашего времени, в своё время он совершил настоящую революцию и в области танца, и в области прочтения сюжетов классических балетов. Его «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» вызывали шок: всем известные герои были осмыслены иначе, темы, затронутые в спектаклях, были близки и понятны зрителям.
«Матс Эк – великий хореограф нашего времени, в своё время он совершил настоящую революцию и в области танца, и в области прочтения сюжетов классических балетов»
Последняя работа на сюжет классики «Джульетта и Ромео» несколько отличается по названию от оригинала. Перестановку имён в названии Матс Эк во время ContextSpeaks пояснил обращением к первоисточникам – итальянским сказаниям, к которым обращался некогда Уильям Шекспир при написании своего произведения. Выбор музыки – отход от партитуры для балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева хореограф выразил отсутствием в ней мотивов «юношеской любви», которую он безуспешно искал также в музыке Дмитрия Шостаковича. В итоге для выражения полноценного рассказа в основу была взята симфоническая музыка композитора, которого Матс очень любит и уважает, Петра Ильича Чайковского. Хореограф бы хотел ограничиться только увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта», но её небольшая продолжительность не отвечали запросам полноценного балета, поэтому были использованы также фрагменты Пятой симфонии, программной симфонии «Манфред», симфонической фантазии «Буря» и «Итальянского каприччио».
Номер «Топор», показанный на Гала, захватил зрителя какой-то непостижимой энергетикой. По сюжетной линии балет немногословен: в центре сцены находится настоящий пенёк, на котором Иван Ауцели практически всё время колет дрова, вокруг него в свойственной Матс Эку манере пританцовывает Ана Лагуна. Вывернутые ноги, покачивание из стороны в сторону, периодическое потрясывание рук является не типичным для привыкшего к классическим движениям зрителя, однако таким способом хореограф воздействует на подсознание, заставляя размышлять о бесконечности, текучести времени и повторяемости жизненных событий. Предмет, давший название – топор мелькает не только в руках Ивана, но представлен как атрибут и Аны, через него происходит взаимосвязь героев.
На встрече обсуждался балет «Место», поставленный по просьбе Михаила Барышникова, с которым Матс Эк познакомился во время работы Барышникова в Американском театре балета (Нью-Йорк). В итоге появился номер для 59-летнего Михаила Барышникова и 49-летней Аны Лагуны. В композиционном плане центр постановки – стол, стоящий на белом ковре, очерчивающим пространство. Вокруг них разворачиваются отношения героев. За несколько минут можно увидеть и обыденность, повседневную жизнь пожилой пары и страсти, кипящие в сердцах Михаила и Аны.
«Хореограф привык отдаваться работе, следить за каждой мелочью, поэтому лучший вариант – оставленные записи, ведь на них эталонный вариант исполнения, через них можно осознать глубинный замысел автора и получить истинное наслаждение»
Одними из ключевых тем, поднятых во время ContextSpeaks, были завершение карьеры хореографа и прекращение показа своих работ. Матс Эк объяснил это вполне логично – он более 50 лет отдал театру, теперь он хочет просто побыть обычным человек и ничего не делать. Если же будут идти его постановки, то он не сможет отдыхать, если будут ставить без его участия, его ассистенты и помощники, то это не будут балеты Матс Эка, они потеряют свой смысл. Хореограф привык отдаваться работе, следить за каждой мелочью, поэтому лучший вариант – оставленные записи, ведь на них эталонный вариант исполнения, через них можно осознать глубинный замысел автора и получить истинное наслаждение.
Автор: Мария Тарасова
Источник фото: http://dianavishneva.com