Религия является одной из древних форм духовной культуры, которая в современном мире по-прежнему оказывает мощное и значительное воздействие на различные сферы общественной жизни, как это происходило и в ранние века. Ярким примером подобного влияния может послужить введение конфуцианства в качестве государственной идеологии, которое укрепило национальное самосознание китайской цивилизации.

Основные особенности конфуцианства

Конфуцианство – это религиозное учение, основанное и разработанное Конфуцием (Кун-цзы) в 6 веке до н.э. и возникшее в Древнем Китае через 300 лет после смерти Конфуция. Согласно данной идеологии, нужно способствовать сохранению прошлого и развивать всё лучшее, что от него осталось, так как в нём находится ключ к настоящему и будущему. Конфуций был убеждён, что людям необходимо следовать путём природы, что достижение гармонии с другими людьми и с окружающим миром в целом – это главная цель в жизни человека[1].

Основа конфуцианства состоит в том, что есть высшее божественное начало – Тянь (Небо). Смысл жизни человека заключается в следовании высоким нравственным идеалам, главный из которых – Цзюнь-цзы («Благородный муж»). Главные черты этого морального образца совершенства – доброта, милосердие, гуманность, человеколюбие, чувство долга, искренность, почитание старших, преданность; на них и базируется религиозное учение Конфуция.

Конфуцианство предусматривает осознание людьми своих прав и обязанностей. Конфуций учил: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником»[2]. Очевидно, что каждый человек занимает своё место в социальной иерархии. Таким образом, можно рассматривать общество, состоящее из двух категорий людей: один социальный слой, представители которого думают и управляют, представители другого – трудятся и повинуются. В данном случае именно знания и добродетельность, а не материальная обеспеченность, становятся критерием подобного разделения.

Кроме того, согласно положениям учения, руководить и управлять государством должны люди с высокими нравственными качествами. Правителю необходимо помнить о том, что законы в государстве основываются не на строгости наказания, а на добродетели и соблюдении ритуалов, чтобы поддержать общественный порядок. Конфуций считал, что высшей целью управления должны быть интересы народа, потому что население не может обойтись без правителя и его попечения. Также любой «младший» в государстве, коллективе, семье обязан слепо повиноваться воле «старшего».

В ходе исторического развития конфуцианство играло важную роль во время кризисов, восстаний: при некоторых обстоятельствах религия была вынуждена выполнять функции местной власти, функции сохранения и защиты порядка, выступать в качестве основы, на которой сравнительно легко возрождалось новое правительство, опирающееся на конфуцианство в идеологическом и организационном плане. Учение могло поддерживать политическую стабильность в стране благодаря тому, что его принципы основывались на строгой дисциплине.

Конфуцианство и современный Китай

Безусловно, конфуцианство может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на экономический и политический уклады страны. В Древнем Китае император считался посланником неба, а императорский двор – центром всего мира: китайцы чувствовали себя «избранным народом», что оказало негативное влияние на экономическое положение страны в будущем, на технологический прогресс. Государство долгое время оставалось изолированным от внешнего мира, поэтому после проникновения в Китай иностранного капитала в середине XIX века, после опиумных войн – попытка Европы «открыть» страну – Китай потерял политическую самостоятельность в торговле и внешних отношениях.

Кроме того, концепция культа императора, усиливающая различие между правителем и подданными, не согласуется с принципами равенства, а деление общества на «руководителей» и «исполнителей» противоречит современным демократическим устоям.

Однако с началом развития модернизации, со становлением политики реформ и открытости, происходили преобразования и в конфуцианских принципах, которые позволили вывести китайскую политическую культуру на новый уровень.

Согласно идеологии, китайское государство рассматривается как большая семья, во главе которой находится правитель-отец: он берет на себя ответственность за заботу о своих подданных, которые, в свою очередь, относятся к нему с уважением (аналогичная ситуация наблюдается во взаимоотношениях между старшими и младшими в обществе). В современном Китае государство защищает своих граждан и помогает им в случае болезни, инвалидности, безработицы.

Концепция «большой семьи» способствует сплочению всего китайского народа: благодаря коллективизации на этапе командной экономики во время первой пятилетки – «большого скачка» – крестьяне, которые являлись самым многочисленным социальным слоем в Китае (во второй половине XX века крестьяне составляли около 80% всего населения), обеспечивали выполнение и даже перевыполнение планов, что привело к резкому экономическому росту. Мао Цзэдун продвигал идею о китаизации марксизма – приспособление учения к китайским реалиям, его слияние с конфуцианством. В середине 50-х во время 1-й Пятилетки (1953-1957 гг.) Мао требовал значительного ускорения темпов объединения крестьян в кооперативы; была поставлена задача национализации частной собственности, внимание акцентировалось на развитии тяжёлой промышленности. С помощью народных усилий и при содействии СССР все плановые задачи были решены, однако существовала проблема в сельском хозяйстве – оно не поспевало за развитием промышленности.

Следующим этапом экономической политики КПК стал «Большой скачок» (1958-1965). Основными целями были поставлены удвоение промышленного производства, рост валового сельскохозяйственного продукта на 35%. В 1958 году были созданы «народные коммуны» – единая первичная хозяйственная организация. Программа «большого скачка» обозначила «курс на одновременное развитие промышленности и сельского хозяйства, мелкой и крупной промышленности, предприятий центрального и местного подчинения, традиционной и современной технологии»[3]. Власть над промышленными предприятиями переходила местным органам, из-за чего возникла проблема децентрализации. Наблюдался процесс массового перехода рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность. Нарастали трудности в обеспечении сельскохозяйственным сырьём. Основными звеньями промышленного развития были провозглашены металлургия, машиностроение, угледобыча и электроэнергетика. Из-за «большого скачка» бюджет страны оказался в расстроенном состоянии: прямые потери госбюджета составили 30-37 млрд. юаней.

С 1963 года по 1965 год происходило «урегулирование», направленное на усиление централизации, более равномерное развитие, восстановление системы планирования, подъём уровня жизни народа. В 1963 году около 60% промышленного и 70% сельскохозяйственного производства, 70% розничного товарооборота было под прямым контролем Центра. В том же году были ликвидированы округа, созданы новые административные единицы – «городские территории». Масштабы капитального строительства вновь возросли, увеличилась и доля инвестиций в сельское хозяйство. Период «урегулирования» ознаменовался началом открытой милитаризации китайской экономики и всей общественной жизни страны. В 1965 году капиталовложения в оборону достигли 13 млрд. юаней. С 1966 по 1976 гг. Мао Цзэдун развернул «культурную революцию» – серию кампаний для установления режима личной власти, так как после провала «большого скачка» позиции Мао сильно пошатнулись. Мао Цзэдун обвинял в своих неудачах конкурентов и внешних врагов, вследствие чего около 5 млн. членов партии было репрессировано. В начале 70-х в партию было принято около 10-12 млн. человек: Мао провёл зачистку «старых» членов, несогласных с его позицией, и заменил их «новыми» последователями культа личности. В 1976 году Мао умирает, а власть над деятельностью КПК берёт под свой контроль Дэн Сяопин (Председатель Центрального военного совета ЦК КПК с 1976 по 1989 гг.), являвшийся фактическим лидером Китая.

В 80-е годы начинают вводиться реформы в сельском хозяйстве, так как 80% всего населения живёт в деревне, а это приводит к проблеме избыточного сельского населения и их физического голода. «Народные коммуны» заменяются «семейными подрядами» – системой долгосрочной аренды земли, согласно которой крестьянин не может распоряжаться куплей-продажей земли, но может покупать и продавать право на пользование землёй. Часть урожая подряд продаёт по фиксированной цене государству, часть – бригаде, а оставшуюся часть оставляет себе, может реализовать её на рынке. Объединение крестьян, преданных своему правителю, позволило провести реформы более эффективно: помимо того, что в стране наблюдались высокие темпы развития экономики, Китаю удалось решить проблему прокормления многочисленного населения и продовольственного дефицита, увеличить денежные доходы крестьян.

Рыночная экономика в Китае при развитии опирается на определённые нравственные принципы, согласно которым обогащение должно быть достигнуто честным трудом, а не обманом и грабежом. Ещё в середине XX века формируется бюрократический слой «ганьбу», состоящий из чиновников, которые имели доступ к дефицитным продуктам, квартиры, власть над людьми и другие привилегии. «Ганьбу» договаривались с местными строительными компаниями и изымали земли у крестьян под промышленное и инфраструктурное строительство без соразмерной компенсации, так как отсутствовал рынок земли как таковой. Более того, местные «ганьбу» вводили собственные «поборы», что негативно сказывалось на доходах крестьянского населения. В начале 2000-х государство начало решать эту проблему, внедряя новую систему налогообложения, которая заключалась в повышении ставки основного сельскохозяйственного налога и в отмене сборов «ганьбу». Однако нововведение оказалось неэффективным: дополнительные налоги привилегированного слоя не были ликвидированы. Требовалась реформа всей системы сельскохозяйственных налогов: в 2004 г. был отменен специальный с/х налог, а в 2006 г. – основной с/х налог.

В 2002 году на XVI съезде Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь выступил с тем, что необходимо построить среднезажиточное общество (сяокан): социальная политика, повышение благосостояния населения выдвигаются в число основных критериев политики реформ.

Согласно конфуцианской концепции, реформирование государства невозможно без преображения человека, следовательно, люди должны быть гуманны по отношению друг к другу и жить по принципам взаимопомощи, сотрудничества. 13 февраля 2005 года Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР, председатель ЦВС Ху Цзиньтао в речи в Центральной Партийной школе подчеркнул: «Социалистическое гармоничное общество, которое мы хотим построить на основании принципов марксизма и практического опыта Китая в строительстве социализма, на основании новых требований экономического и социального развития Китая на новом этапе в новом веке и особенностей появившейся в китайском обществе новой тенденции, должно быть обществом демократичным и законодательным, равноправным и справедливым, искренним и дружественным, полным жизнеспособностью, со стабильным порядком и гармоничного слияния человека с природой».

Следуя модернизированным постулатам конфуцианства, государство предпринимало попытки урегулировать проблему социального неравенства крестьян: с 2003 г. формируется новая система корпоративной сельской медицины, с 2007 г. среднее образование становится бесплатным для крестьянских семей (в городах реформа начала действовать с 2008 г.), с 2009 г. вводится система пенсионного страхования. Развивается частный сектор: увеличивается количество индивидуальных и частных предприятий. С 2003 года всё больше государственных предприятий становятся акционерными. В 2007 г. введён закон КНР «О правах собственности»: ведущая роль общественной собственности, при этом государственная, коллективная и частная собственность защищены законом на равном основании.

На XVIII съезде КПК в 2012 году было записано положение о том, что в Китае «установлен социалистический строй с китайской спецификой». На съезде была подтверждена приверженность страны оборонительной военной политике и выражено намерение китайского правительства твёрдо приложить усилия по защите мира во всем мире[4].

Религиозное учение Конфуция оказало уникальное влияние на китайскую нацию. Конфуцианство – это не просто религия, а ещё и разные сферы в жизни китайского общества, такие как экономика, политика, социальные процессы, философия: всё то, что повлияло на развитие китайской цивилизации и сохранение консервативных традиций на протяжении более двух тысяч лет.

Очевидно, важно сохранять идеологическое обеспечение современных реформ в Китае: с помощью конфуцианских положений правительство может сохранить социально-психологическую стабильность, патриотические настроения, гарантировать постепенность и поэтапность изменений для достижения определенных целей. В данном случае идеология способна выступать в качестве двигателя реформ; она также эволюционирует в процессе преобразований, что позволило Китаю не только выйти из международной изоляции и получить возможность развития сотрудничества с другими странами, но и добиться высоких темпов экономического роста.

Автор: Анна Сидорова
Источник фото: http://tswails.com/find-truth-grasshopper

[1] Конфуцианство: путь гармонии и справедливости. – http://www.tvoyhram.ru/daosizm_konfuc/daosizm02.html 

[2] Конфуций: беседы и суждения. Глава 12. — http://lunyu.ru/12/11

[3]   Молодцова Л. И. Особенности формирования промышленной системы КНР. 1988, с. 29.

[4] Сюй Цилян встретился с командующим оборонными силами Австралии // Газета «Жэньминь жибао» он-лайн. — http://russian.people.com.cn/31521/8058628.html