В 1885 г. был изобретён первый самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем – трехколёсник Карла Бенца, который с полным правом можно назвать первым автомобилем (хотя попытки создания подобных механизмов с использованием паровой или иной силы предпринимались и ранее). Уже 14 августа 1893 года во Франции приняли первые правила движения для автомобилей. Началась новая эра в истории человечества – эра «железного коня». Из средства роскоши он превратился в «обязательный» атрибут каждого члена современного общества. За последнее столетие было выпущено более миллиарда автомобилей. Так, по данным компании JATO, только в 2016 г. в мире было продано до 84,24 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Автомобиль стал не просто средством передвижения: он превратился в образ жизни, который связан со специфическим пониманием мира, пространства и времени. Современные исследователи признают, что автомобиль вышел за рамки материального объекта, активно участвуя в преобразованиях образа жизни человека, культуры, общества в целом.  Британский социолог Джон Урри даже ввёл специальный термин для обозначения комплекса социальных и культурных практик, связанных с автомобилем – автомобильность.[1] Автомобильность, с точки зрения Дж. Урри, – это основная система мобильности периода постмодерна. В её основе лежит движение на небольшом механическом средстве, находящемся в частной собственности и имеющем двигатель внутреннего сгорания, работающий на нефтепродуктах. Именно автомобильность, считает социолог, определяет облик XX в., подчиняет себе культурные, социальные, политические, хозяйственные практики и формы жизни.

«Началась новая эра в истории человечества – эра «железного коня». Из средства роскоши он превратился в «обязательный» атрибут каждого члена современного общества»

Автомобильность – мощный комплекс, связанный с огромным числом иных сфер и отраслей: правоохранительными органами, нефтедобычей и нефтепереработкой, городским планированием, системой дорожного строительства и ремонта, станциями обслуживания, автозаправками, гостиницами, развитием пригородных районов, созданием торговых комплексов и мест досуга, рекламой, маркетингом, системой образования и здравоохранения. Весь этот комплекс позволяет обеспечивать бесперебойный автомобильный поток и приносит гигантские прибыли. Автомобильность – это нелинейная самоорганизующаяся система, постоянно распространяющаяся по миру и трансформирующая иные общественные сферы, с которыми «имеет дело».

Дж. Урри сравнивает автомобиль с готическим собором: автомобиль в современном городе также виден отовсюду[2]. Если символом средневекового города и господства веры был готический собор, то символом современного города является автомобиль. Город сегодня спланирован и построен так, чтобы быть пространством, удобным для перемещения автомобиля.

Как самый востребованный товар массового потребления, автомобиль создаёт мощнейший пласт культуры: от дорог и правил дорожного движения до устройства города и его окрестностей, от способов коммуникации и статусных символов до особых режимов восприятия собственного тела. Автомобиль является индикатором различных качеств владельца – взрослости, ответственности, статуса, связей, сексуальности, безопасности, карьерных достижений, маскулинности и даже хороших манер. Облик машины может приобретать черты характера хозяина, отражать его политические предпочтения и гражданскую позицию, образ мысли, культуру поведения.

Автомобильная культура стала доминирующей культурой современного мира. Она во многом имеет универсальный характер, присущий всем сообществам, социальным стратам и государствам. Тем не менее, нельзя отрицать и её национальную специфику. Так, опытные путешественники всегда подмечают особенности страны, связанные с культурой и практикой вождения. Недаром в обиходе встречаются фразы «национальный способ вождения», а некоторые страны являются узнаваемыми, в том числе, благодаря специфическим особенностям культуры автомобильности. Ярким примером здесь является Индия.

«Автомобильность является индикатором различных качеств владельца – взрослости, ответственности, статуса, связей, сексуальности, безопасности, карьерных достижений, маскулинности и даже хороших манер»

Россия также имеет свои особенности автомобильной культуры, которая на данном этапе находится в стадии формирования. Современная культура автомобильности в стране является наследницей культуры автомобильности Советского Союза. Российский социолог Ростислав Коненко связывает культуру советского автомобиля с гендерной политикой[3]. Популярны были плакаты, демонстрирующие женщину за рулём или рядом с автомобилем во вполне «буржуазном» по советским меркам образе. Несмотря на недостаток и низкое качество выпускаемых автомашин, женский образ должен был символизировать достижения советского государства: высокий уровень жизни, гендерное равенство, урбанизацию, развитие промышленности. Недоступность автомобиля для большинства населения приравнивала его к «редкой награде» для наиболее «достойных» граждан советского государства. Образ женщины, владеющей недоступным, дорогим и высокостатусным объектом, имел особую символичность.

Источник: postnauka.ru

Автомобильный дефицит превращал автовладельцев в особую привилегированную касту, в которую входили, в основном, только мужчины. Женщина за рулём в те времена — большая редкость. Это было обусловлено во многом отсутствием необходимой для автомобилей инфраструктуры: необходимого количества заправочных станций, ремонтных мастерских, дорог с качественным покрытием, запчастей и т.д. В результате свобода автолюбителя в таких условиях находилась под большим вопросом, а сама культура автомобильности, несмотря на декларируемое гендерное равенство, наоборот укрепляла неравенство полов. Женщина рассматривалась как некомпетентный водитель, не способный самостоятельно справиться со всеми сложностями «автопремудрости».

Товарный дефицит советского времени создавал особую культуру использования вещей, особенно таких недосягаемых, как личная машина. Автомобиль «жил» долго, хранился, о нем постоянно заботились и планомерно ремонтировали. Приобретённый автомобиль «оставался» с человеком, как правило, на всю жизнь и даже передавался в наследство детям.

Становление новой экономики, разрушение системы ценностей, появление нового класса собственников в сочетании с социально-экономическим кризисом и разгулом преступности породили особую автомобильную культуру 1990-х годов. Автомобиль по-прежнему являлся высокостатусным классовым символом. Однако изменились признаки высокого статуса и его носители. В стране начинают продаваться, так называемые, «иномарки», как правило подержанные и перегнанные из-за рубежа не всегда законным путем. Владельцы «иномарок» маркировались обществом как субъекты, связанные с криминалом и нечестной наживой. Черный автомобиль с тонированными стёклами выступал в общественном сознании как непременный атрибут криминального мира. Не случайно заставка культового в начале 2000-х гг. сериала «Бригада», романтизирующего образ криминала конца XX в., изображала главных героев на фоне тонированного чёрного авто.

Источник: Ok.ru

Обогащение представителей так называемого класса «субпролетариев», не отличающихся высокой культурой и дисциплинированностью, отсутствие контроля со стороны рухнувшего государства, привели к низкой культуре вождения, отсутствию уважения на дороге к другим участникам движения, особенно пешеходам. Дорожная культура была построена по признаку доминирования сильного над слабым, а сам автомобиль долгое время являлся важным объектом криминальных сводок. Угон, поджог, порча машин являлись распространенной практикой «бурных девяностых».

Культура автомобильности современной России находится в развитии. С одной стороны, расширение авторынка приводит к тому, что автомобиль из символа престижа и статуса всё больше становится средством передвижения. Продажи новых автомобилей осуществляются через официальных дилеров, формируются салоны-посредники для перепродажи машин с пробегом. Расширяется и совершенствуется структура, обслуживающая передвижение на личном авто. С другой стороны, сохраняются элементы советской системы: несмотря на огромное число женщин-автомобилисток еще существуют гендерные стереотипы «о бабе за рулём», старшее поколение сохраняет отношение к автомобилю как к «другу на долгое время», а не товару потребления, который необходимо периодически менять.

Об изменении культуры вождения сегодня свидетельствует не только соблюдение правил дорожного движения на пешеходных переходах, но и формирование неформального правила благодарить или извиняться миганием «аварийки», попытки самоорганизации в пробках, когда водители не дают едущим по обочине двигаться быстрее общего потока и т.д. Рост культуры вождения является как маркером развития общей культуры российского общества, так и укрепления правопорядка на дорогах. Тем не менее, элементы «права сильных» из 1990-х гг. не изжиты полностью. Интересным элементом культуры автомобильности стало одиозное движение «СтопХам», чьи методы борьбы с неправильной парковкой находятся на грани законности и беззакония.

«Дорожная культура была построена по признаку доминирования сильного над слабым, а сам автомобиль долгое время являлся важным объектом криминальных сводок. Угон, поджог, порча машин являлись распространенной практикой «бурных девяностых»

Автомобиль для многих является не просто средством передвижения или символом статуса. Автомобиль сегодня — это также способ самовыражения, особенно характерный для молодого поколения: необычная покраска, намеренное занижение автомобилей.

Надписи на авто выступают определённым барометром социальных настроений и политических предпочтений. «Спасибо деду за Победу», «Вперед на Берлин!», «Обама чмо», «Можем повторить!» и другие наклейки на задних стеклах автомобилей стали своеобразной демонстрацией политических взглядов, лояльности курсу правительства. Практика «украшения» авто георгиевскими лентами, флагами с государственной символикой СССР и России к 9 маю является выражением приверженности патриотическим ценностям.

Специфической особенностью российской культуры автомобильности стал фольклор. Р. Кононенко отмечает складывание особого сленга на отечественном рынке подержанных автомобилей. Сегодня автомобильный фольклор перекочёвывает в интернет-пространство. Сервис «Яндекс.Навигатор», представляющий возможность комментирования дорожных событий, стал не только средством коммуникации, но и выражения народного «творчества».

Заметное место в современной культуре автомобильности занимает реклама. Реклама апеллирует к национальной специфике: бездорожью, холодной и снежной зиме, огромной территории. В зависимости от класса автомобиля подчёркиваются его свойства, интересные целевой группе: стиль, скорость, статус, вместимость, доступность. Вне зависимости от рекламируемой марки автомобиль изображается как непременный атрибут счастья. Обыденным явлением стали теле- и радиопередачи, посвященные автомобильной тематике. На рынке печатной прессы существуют специализированные издания. Многие интернет-сервисы имеют специальные разделы для автолюбителей: «Яндекс.Авто», «Mail.Авто» и другие.

Ежегодно вопреки кризисам и негативным прогнозам число автомобилей в России растёт в среднем на 1,5 млн. штук и скоро приблизится к отметке в 60 млн. Строительство дорог, транспортных развязок, ремонт мостов, реконструкция и создание заправочных станций, придорожных мотелей стало прибыльной отраслью российской экономики. Наряду с процессами опустынивания территорий страны происходит концентрация населения вдоль трасс. Обслуживание автотрафика стало способом заработка для значимой группы населения. Торговля продуктами промыслов, личного хозяйства и собирательства позволяет выживать малоимущим слоям населения, а для некоторых превратилась в прибыльный бизнес. Распространение личных автомобилей дало развитие пригородным районам крупных городов, концентрирующих в основном представителей среднего класса.

«Создание зелёных зон, велосипедных дорожек, расширение тротуаров, развитие сетки метро – всё это способ превратить Москву из города, где всюду, как готический собор, виднеется автомобиль, в город, удобный для пешеходов»

Вместе с тем транспортная инфраструктура не выдерживает такой нагрузки и не успевает развиваться в нужном темпе. В результате этого длительные пробки для жителей многих городов становятся ежедневной нормой. Власти мегаполисов вынуждены постоянно искать способы решения транспортных проблем. В Москве состояние транспортного вопроса является одним из ведущих показателей эффективности городских властей.

Кроме введения платных парковок в центре города и строительства новых «колец» власти столицы пытаются внедрить новую концепцию, которую можно обозначить как «Москва для пешеходов». В ее основе лежит идея о том, что для решения транспортного вопроса в Москве необходимо заставить людей «захотеть» пойти, а не поехать. Современная инфраструктура Москвы, в первую очередь, создана для автомобилистов. Но только строительство новых дорог, развязок и тоннелей не способно решить проблемы, связанные с трафиком. Чтобы люди перестали в городе пользоваться автотранспортом, им должно быть приятно идти пешком или ехать на общественном транспорте. Создание зелёных зон, велосипедных дорожек, расширение тротуаров, развитие сетки метро – всё это способ превратить Москву из города, где всюду, как готический собор, виднеется автомобиль, в город, удобный для пешеходов.

Автомобиль в современной России стал не просто материальным объектом, а образом жизни и культуры, затрагивающим каждого и влияющим на будущее сообществ. От того, какие векторы станут ведущими в дальнейшем развитии культуры автомобильности, зависит решение многих проблем: не только транспортного аврала, но и безопасности передвижения, экологических проблем, крайнего индивидуализма и безграничного потребления.

Автор: Оксана Хлопкова

Источник фото: poli.ru

[1] Урри Дж. Мобильности. М.: «Праксис», 2012.

[2] Sheller M., Urry J. The city and the car // International Journal of Urban and Regional Research. 2000. Vol. 24.4.

[3] Кононенко Р. Автомобильность в России. М.: ООО «Вариант», 2011.