Предупреждаем сразу: это материал об успешных и талантливых людях, которым ещё нет 18 лет. Поэтому, если вы в 30 страдаете, что ничего не добились, читать статью будет немного больно. Но это неточно.
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни проезжал мимо своей остановки — засыпал или просто понятия не имел, где она находится. Ваня (10 лет) и Полина (16 лет) Чегодаевы недавно разработали приложение BusAlarmClocks как раз для тех, кто пользуется общественным транспортом и боится проехать мимо места назначения.

Это буквально транспортный будильник — сообщает, когда вам нужно выходить, и следит, чтобы вы не проехали остановку. Приложение Вани и Полины экономит время и нервы, пожалуй, два самых ценных актива в современном мире.
Расскажите, как вам пришла в голову идея приложения.
Полина: Мысль пришла в голову весной 2019 года. Тогда Ваня первый раз поехал в Иннокэмп и там на хакатоне делал проект “Innobus”. Это программа для водителей автобуса Иннополис-Казань-Иннополис, которая бы позволяла им проезжать мимо тех остановок, на которых никто не выходит, чтобы не терять времени.
После смены мы почти два часа добирались из Иннополиса до Казани и при этом постоянно смотрели своё местоположение в 2ГИС, чтобы не пропустить нужную остановку. Кроме названия нашей остановки, мы в Казани не знали ничего.
Тогда мы и подумали, что было бы удобно иметь программу в телефоне, которая просто сообщила бы нам, что скоро выходить. К тому же, мама в то время работала в часе езды на автобусе от дома и пару раз проспала свою остановку. Так, на следующем Иннокэмпе мы и решили делать программу “Будильник для автобусов”.
Кто за что отвечает в вашей команде?
Полина: Я училась в школе с художественным уклоном, изучала дизайн и компьютерную графику и с некоторыми профильными программами была уже знакома. Поэтому меня записали в Иннокэмп на направление “дизайн мобильных приложений”. С тех пор я отвечаю за дизайн, а сейчас и за маркетинг.

Ваня: Я отвечаю за программирование. Раньше писал только на только на С#, но для BusAlarmClocks изучил Java.
Как прошла разработка и презентация приложения в Иннокэмпе?
Полина: Проект мы должны были презентовать на хакатоне, но сначала не пошла презентация, и мы провалились. Расстроились, конечно, но попросили снова выступить в конце и запустить презентацию уже с нашего компьютера. Нам разрешили.
Так мы стали одними из победителей хакатона и получили сертификат на участие в сессии школы стартапов RUSSOL. Сначала мы не поняли, для чего сертификат и что вообще с ним делать. Позже нам сообщили, что надо в определённый день принять участие в онлайн-конференции RUSSOL. На ней стало понятно, что нам помогут в продвижении проекта. Мы удивились и немного испугались — всё так серьёзно.
Столкнулись ли вы с какими-то проблемами при доработке или продвижении приложения?
Полина: После хакатона проект был совсем сырым — больше идея, чем рабочее приложение. Для начала надо было сделать программу работающей в любой точке земного шара, добавить разных полезных функций и симпатичный интерфейс.
Ваня: С дизайном всё шло более-менее нормально. С программированием сложнее. Опыта в Java у меня мало: каждая задача в теории кажется легко осуществимой, а на практике немало ошибок. Сначала я думал, что Java очень похож на С#, оказалось, не очень. Тогда я стал разбирать примеры из гайдов по программированию на Java и переделывать их под задачи проекта. Несколько раз с ошибками в коде помогали разобраться коллеги нашего ментора в RUSSOL Евгения Юревича.
Ваня и Полина придумали и сделали хороший рабочий прототип для Android. Осталась еще очень важная часть с продвижением и запуском продаж. Думаю, у них есть все шансы диверсифицировать доходы своей семьи. И надеюсь, все заработанные на этом первом хобби-проекте деньги они вложат в своё развитие. На данном этапе будет для них лучшей инвестицией.
Евгений Юревич
Полина: И вообще, в RUSSOL нас поддерживали и наставляли, всегда интересовались, какие у нас сейчас сложности и чем нам помочь. К Новому Году была готова минимальная версия приложения. Сейчас можно указать на карте место своей остановки, выбрать, за сколько метров до остановки надо разбудить, и рингтон будильника. Хотим добавить ещё несколько полезных функций и потом уже выложить приложение на PlayMarket.
Что было самым сложным во время обучения в школе стартапов и работы над проектом?
Ваня: Создать рабочую программу, наверное, из-за небольшого опыта программирования на Java.
Полина: У меня с дизайном всё было спокойно. А вот в обучении в школе стартапов сложновато было то, что всё общение проходит онлайн, нет возможности показать напрямую код. Плюс ещё разница во времени с Москвой два часа: вечером на конференциях мы частенько тупили.
О чем мечтают дети, которые уже создали приложение?
Полина и Ваня: Хотим, чтобы приложение пользовалось успехом, было много скачиваний и положительных отзывов. Надеемся, что перспективы продажи есть.
Детские «стартапы» всё чаще превращаются из хобби в реальный источник дохода. Но даже если не удается начать зарабатывать, это отличный опыт и необходимая подготовка к тому, чтобы впоследствии создать масштабируемые и успешные бизнесы, та «новая школа», которая дает реально пригождающиеся в будущем знания.
Евгений Юревич
Как вы думаете, что стоит изменить в российском образовании и стоит ли?
Полина: Возможно, сделать большую свободу выбора школьных предметов, чем профильные классы в старшей школе. Дать ученикам возможность отказаться от некоторых предметов или усиленно изучать другие.
Кем вы хотите стать?
Полина: Я хочу стать архитектором-проектировщиком: разрабатывать проекты зданий и придумывать планировки. Поступать планирую в архитектурный ВУЗ в России.
Ваня: Я про поступление в ВУЗ ещё не думал. Пока больше всего люблю писать игры на Unity C#. Еще хочу лучше изучить Java и Python.
Чем вы еще увлекаетесь, помимо разработки IT-продуктов?
Полина: Я много рисую как на бумаге, так и в диджитале. Люблю гулять с друзьями.
Ваня: Люблю заниматься диджейдингом, накладывать FX эффекты на музыку.
БЛИЦ
Любимое приложение для телефона
Полина: Drops (для изучения языков)
Ваня: Groovepad (для диджейдинга)Apple или Android?
Единогласно Android.Если бы вы могли пообщаться с любым человеком, кто бы это был?
Полина: Я бы пообщалась с Ван Гогом.
Ваня: С Илоном Маском, поболтали бы об идеях 🙂Google или Яндекс?
Единогласно Google.Если вы получите миллион долларов, на что вы его потратите?
Полина: Я положу в банк, буду снимать проценты и тратить их на учёбу и путешествия.
Ваня: Куплю очень мощный ПК с крутой видеокартой, большой оперативкой и мощным процессором. И ещё всякие assets для использования в своих продуктах.
Пообщавшись с Ваней и Полиной, мы решили узнать у их ментора Евгения Юревича, насколько сложно работать с детскими стартапами и можно ли развивать у детей способности к инноваторству.
Чем менторство детей отличается от менторства взрослых? Что легче донести до детей, а с чем они пока совсем не готовы сталкиваться?
Четыре основных отличия:
- Сложнее всего привить детям уверенность в себе — не нужно быть взрослым с деньгами и связями, чтобы сделать цифровой продукт (приложение или веб-сервис), которым будут пользоваться, в том числе на платной основе. То есть очень много приходится поддерживать и постоянно повторять, что у них всё получится, чтобы вера в себя стала неотъемлемым спутником.
- Нужно оперировать не функциями программы, но пользой для потребителя.
- Часто приходится объяснять, какие колоссальные возможности на самом деле дают интернет и открытые знания. Например, что можно просто попросить о помощи, и кто-то обязательно откликнется.
- Последнее, но не менее важное — мыслить масштабно и стратегически. Идея небольшого приложения, решающего одну проблему, рутинную задачку — хорошо. Но что дальше? К чему хотим прийти через год — три — пять? Какую глобальную проблему решить или пользу принести? Во что трансформировать результаты в перспективе?
Каким образом и вообще важно ли менять российское образование, чтобы развивать у детей способности к инноваторству?
Менять российское образование очень важно, чтобы мы как страна оставались конкурентными. Но не нужно ждать изменений от государства. В первую очередь, это задача родителей.
Забудьте о проторенной дорожке: школа — высшее — крупная компания. Не потому, что она не подходит, а чтобы не принимать решения на автомате. Относитесь к ребёнку как к личности, имеющей право голоса и своё мнение. Выбирая вашим детям кружки, курсы и профессию, подумайте, не свои ли гештальты вы закрываете.
Забудьте о проторенной дорожке: школа — высшее — крупная компания. Не потому, что она не подходит, а чтобы не принимать решения на автомате. Относитесь к ребёнку как к личности, имеющей право голоса и своё мнение
Вообще поменьше выбирайте за детей: умение выбирать и самостоятельно принимать решения крайне важно. Главное, чтобы ваши дети не потеряли базовый человеческий навык: любознательность. Все инновации происходят от него.
Почитайте или послушайте Диму Зицера — это не догма, но заставляет задуматься. Как и очень многие вещи, систему образования получится изменить тогда, когда у большинства граждан страны на это будет сформулирован запрос.
Какими способностями должны обладать дети, чтобы у них было максимальное количество шансов для создания и продвижения своего продукта?
Любознательность — интересоваться окружающими вещами, новыми продуктами и концепциями, пытаться понять, как всё устроено.
Критическое мышление — уже сегодня важнее уметь отфильтровывать, нежели искать информацию и знания.
Настойчивость — не бросить, адаптироваться к изменяющимся условиям и продолжать движение — без неё по-прежнему никуда.
Желание изменить мир к лучшему, наконец.
Автор: Анна Чеботарева
Обложка: The New Daily