Предупреждаем сразу: это материал об успешных и талантливых людях, которым ещё нет 18 лет. Поэтому, если вы в 30 страдаете, что ничего не добились, читать статью будет немного больно. Но это неточно.

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни проезжал мимо своей остановки — засыпал или просто понятия не имел, где она находится. Ваня (10 лет) и Полина (16 лет) Чегодаевы недавно разработали приложение BusAlarmClocks как раз для тех, кто пользуется общественным транспортом и боится проехать мимо места назначения. 

Это буквально транспортный будильник — сообщает, когда вам нужно выходить, и следит, чтобы вы не проехали остановку. Приложение Вани и Полины экономит время и нервы, пожалуй, два самых ценных актива в современном мире.

Расскажите, как вам пришла в голову идея приложения.

Полина: Мысль пришла в голову весной 2019 года. Тогда Ваня первый раз поехал в Иннокэмп и там на хакатоне делал проект “Innobus”. Это программа для водителей автобуса Иннополис-Казань-Иннополис, которая бы позволяла им проезжать мимо тех остановок, на которых никто не выходит, чтобы не терять времени.

После смены мы почти два часа добирались из Иннополиса до Казани и при этом постоянно смотрели своё местоположение в 2ГИС, чтобы не пропустить нужную остановку. Кроме названия нашей остановки, мы в Казани не знали ничего. 

Тогда мы и подумали, что было бы удобно иметь программу в телефоне, которая просто сообщила бы нам, что скоро выходить. К тому же, мама в то время работала в часе езды на автобусе от дома и пару раз проспала свою остановку. Так, на следующем Иннокэмпе мы и решили делать программу “Будильник для автобусов”. 

Кто за что отвечает в вашей команде?

Полина: Я училась в школе с художественным уклоном, изучала дизайн и компьютерную графику и с некоторыми профильными программами была уже знакома. Поэтому меня записали в Иннокэмп на направление “дизайн мобильных приложений”. С тех пор я отвечаю за дизайн, а сейчас и за маркетинг.

Ваня: Я отвечаю за программирование. Раньше писал только на только на С#, но для BusAlarmClocks изучил Java. 

Как прошла разработка и презентация приложения в Иннокэмпе?

Полина: Проект мы должны были презентовать на хакатоне, но сначала не пошла презентация, и мы провалились. Расстроились, конечно, но попросили снова выступить в конце и запустить презентацию уже с нашего компьютера. Нам разрешили. 

Так мы стали одними из победителей хакатона и получили сертификат на участие в сессии школы стартапов RUSSOL. Сначала мы не поняли, для чего сертификат и что вообще с ним делать. Позже нам сообщили, что надо в определённый день принять участие в онлайн-конференции RUSSOL. На ней стало понятно, что нам помогут в продвижении проекта. Мы удивились и немного испугались — всё так серьёзно.

Столкнулись ли вы с какими-то проблемами при доработке или продвижении приложения?

Полина: После хакатона проект был совсем сырым — больше идея, чем рабочее приложение. Для начала надо было сделать программу работающей в любой точке земного шара, добавить разных полезных функций и симпатичный интерфейс. 

Ваня: С дизайном всё шло более-менее нормально. С программированием сложнее. Опыта в Java у меня мало: каждая задача в теории кажется легко осуществимой, а на практике немало ошибок. Сначала я думал, что Java очень похож на С#, оказалось, не очень. Тогда я стал разбирать примеры из гайдов по программированию на Java и переделывать их под задачи проекта. Несколько раз с ошибками в коде помогали разобраться коллеги нашего ментора в RUSSOL Евгения Юревича.

Ваня и Полина придумали и сделали хороший рабочий прототип для Android. Осталась еще очень важная часть с продвижением и запуском продаж. Думаю, у них есть все шансы диверсифицировать доходы своей семьи. И надеюсь, все заработанные на этом первом хобби-проекте деньги они вложат в своё развитие. На данном этапе будет для них лучшей инвестицией.

Евгений Юревич

Полина: И вообще, в RUSSOL нас поддерживали и наставляли, всегда интересовались, какие у нас сейчас сложности и чем нам помочь. К Новому Году была готова минимальная версия приложения. Сейчас можно указать на карте место своей остановки, выбрать, за сколько метров до остановки надо разбудить, и рингтон будильника. Хотим добавить ещё несколько полезных функций и потом уже выложить приложение на PlayMarket. 

Что было самым сложным во время обучения в школе стартапов и работы над проектом?

Ваня: Создать рабочую программу, наверное, из-за небольшого опыта программирования на Java. 

Полина: У меня с дизайном всё было спокойно. А вот в обучении в школе стартапов сложновато было то, что всё общение проходит онлайн, нет возможности показать напрямую код. Плюс ещё разница во времени с Москвой два часа: вечером на конференциях мы частенько тупили. 

О чем мечтают дети, которые уже создали приложение?

Полина и Ваня: Хотим, чтобы приложение пользовалось успехом, было много скачиваний и положительных отзывов. Надеемся, что перспективы продажи есть. 

Детские «стартапы» всё чаще превращаются из хобби в реальный источник дохода. Но даже если не удается начать зарабатывать, это отличный опыт и необходимая подготовка к тому, чтобы впоследствии создать масштабируемые и успешные бизнесы, та «новая школа», которая дает реально пригождающиеся в будущем знания.

Евгений Юревич

Как вы думаете, что стоит изменить в российском образовании и стоит ли?

Полина: Возможно, сделать большую свободу выбора школьных предметов, чем профильные классы в старшей школе. Дать ученикам возможность отказаться от некоторых предметов или усиленно изучать другие. 

Кем вы хотите стать? 

Полина: Я хочу стать архитектором-проектировщиком: разрабатывать проекты зданий и придумывать планировки. Поступать планирую в архитектурный ВУЗ в России.

Ваня: Я про поступление в ВУЗ ещё не думал. Пока больше всего люблю писать игры на Unity C#. Еще хочу лучше изучить Java и Python.

Чем вы еще увлекаетесь, помимо разработки IT-продуктов?

Полина: Я много рисую как на бумаге, так и в диджитале. Люблю гулять с друзьями.

Ваня: Люблю заниматься диджейдингом, накладывать FX эффекты на музыку. 

БЛИЦ

Любимое приложение для телефона
Полина: Drops (для изучения языков)
Ваня: Groovepad (для диджейдинга)

Apple или Android?
Единогласно Android.

Если бы вы могли пообщаться с любым человеком, кто бы это был?
Полина: Я бы пообщалась с Ван Гогом. 
Ваня: С Илоном Маском, поболтали бы об идеях 🙂

Google или Яндекс?
Единогласно Google.

Если вы получите миллион долларов, на что вы его потратите?
Полина: Я положу в банк, буду снимать проценты и тратить их на учёбу и путешествия. 
Ваня: Куплю очень мощный ПК с крутой видеокартой, большой оперативкой и мощным процессором. И ещё всякие assets для использования в своих продуктах.

Пообщавшись с Ваней и Полиной, мы решили узнать у их ментора Евгения Юревича, насколько сложно работать с детскими стартапами и можно ли развивать у детей способности к инноваторству. 

Чем менторство детей отличается от менторства взрослых? Что легче донести до детей, а с чем они пока совсем не готовы сталкиваться?

Четыре основных отличия:

  1. Сложнее всего привить детям уверенность в себе — не нужно быть взрослым с деньгами и связями, чтобы сделать цифровой продукт (приложение или веб-сервис), которым будут пользоваться, в том числе на платной основе. То есть очень много приходится поддерживать и постоянно повторять, что у них всё получится, чтобы вера в себя стала неотъемлемым спутником.
  2. Нужно оперировать не функциями программы, но пользой для потребителя.
  3. Часто приходится объяснять, какие колоссальные возможности на самом деле дают интернет и открытые знания. Например, что можно просто попросить о помощи, и кто-то обязательно откликнется.
  4. Последнее, но не менее важное — мыслить масштабно и стратегически. Идея небольшого приложения, решающего одну проблему, рутинную задачку — хорошо. Но что дальше? К чему хотим прийти через год — три — пять? Какую глобальную проблему решить или пользу принести? Во что трансформировать результаты в перспективе?

Каким образом и вообще важно ли менять российское образование, чтобы развивать у детей способности к инноваторству?

Менять российское образование очень важно, чтобы мы как страна оставались конкурентными. Но не нужно ждать изменений от государства. В первую очередь, это задача родителей.

Забудьте о проторенной дорожке: школа — высшее — крупная компания. Не потому, что она не подходит, а чтобы не принимать решения на автомате. Относитесь к ребёнку как к личности, имеющей право голоса и своё мнение. Выбирая вашим детям кружки, курсы и профессию, подумайте, не свои ли гештальты вы закрываете. 

Забудьте о проторенной дорожке: школа — высшее — крупная компания. Не потому, что она не подходит, а чтобы не принимать решения на автомате. Относитесь к ребёнку как к личности, имеющей право голоса и своё мнение

Вообще поменьше выбирайте за детей: умение выбирать и самостоятельно принимать решения крайне важно. Главное, чтобы ваши дети не потеряли базовый человеческий навык: любознательность. Все инновации происходят от него.

Почитайте или послушайте Диму Зицера — это не догма, но заставляет задуматься. Как и очень многие вещи, систему образования получится изменить тогда, когда у большинства граждан страны на это будет сформулирован запрос. 

Какими способностями должны обладать дети, чтобы у них было максимальное количество шансов для создания и продвижения своего продукта?

Любознательность — интересоваться окружающими вещами, новыми продуктами и концепциями, пытаться понять, как всё устроено. 

Критическое мышление — уже сегодня важнее уметь отфильтровывать, нежели искать информацию и знания. 

Настойчивость — не бросить, адаптироваться к изменяющимся условиям и продолжать движение — без неё по-прежнему никуда. 

Желание изменить мир к лучшему, наконец.

Автор: Анна Чеботарева
Обложка: The New Daily