Татьяна Добриян – блогер и создатель научно-популярного канала на Youtube «BrainHack». В своих роликах она рассказывает о мире психологии, интересных фактах из жизни людей и полезных лайфхаках. Контент видеоблога довольно обширный и варьируется от феномена спиннеров до определения типов темперамента по Юнгу. За год своего существования канал набрал более 60 тысяч подписчиков, поменял название и расширил тематику. Корреспондент THE WALL поговорила с Татьяной об идее создания видеоблога, его ребрендинге и планах на будущее.
Татьяна, привет! Расскажи, пожалуйста, как возникла идея запустить канал про психологию?
Начиналось всё не столько с канала, сколько с интереса к психологии и видеоблогингу. Я случайно увидела объявление о вакансии блогера в паблике «Психология». Для прохождения отбора необходимо было снять видео на любую психологическую тему. Долго не думая, я решила попробовать себя в этом деле, тем более психологию я очень любила и увлекалась ею ещё со времён университета. Мой ролик был о перфекционистах, я про них много читала и себя относила к этому типу людей, поэтому написание сценария не составило большого труда. С техникой и студией мне помогли, поэтому моей задачей были только съёмка и монтаж. В итоге ролик получился настолько классным, что мне предложили стали блогером проекта «Психология». Потом уже я начала работать над каналом: придумала ему название, выбрала темы для видео и стала снимать выпуски. Эта деятельность меня так увлекла, что вот уже чуть больше года я блогер и испытываю удовольствие от своей работы.
На данный момент видеоблогинг является твоим основным видом деятельности, работой?
Да. Я очень не люблю офис с его навязчивым графиком с 9 до 18. Сейчас видеоблогингу я отдаю большую часть своего времени и сил. Тем не менее, я бы не назвала свою работу полноценной профессией, потому что блогингу нельзя нигде выучиться, а можно только познать с помощью ежедневной практики и методом проб и ошибок. Несмотря на это, я уверена, что скоро деятельность блогеров войдёт в ряд общепризнанных специальностей.
Какие трудности были на первых порах при создании видео?
Самое волнительное, наверное, было войти в ритм постоянных съёмок и работы над каналом. На первых порах мои ролики оценивали только родственники и друзья, они меня хвалили, поддерживали, но сейчас я адекватно понимаю, что мой материал был неидеален. Он был похож, скорее, на репортаж, съёмками которого я занималась до карьеры видеоблогера. Первые видео – это был не блог, а готовый сюжет о психологии для телевизионного канала, и мне было довольно сложно перестроиться из ведущей в блогера, избавиться от формата студии. И сейчас, возможно, я от этого тоже не до конца ушла, но упорно над этим работаю. Очень хочется достичь такого эффекта, как будто я просто сижу на кухне и за чаем рассказываю своим зрителям о каких-то психологических фишках, а не веду репортаж с места событий.
«Я уверена, что скоро деятельность блогеров войдёт в ряд общепризнанных специальностей»
Ещё тематика моего канала не позволяет делать ролики со скоростью света, по крайней мере, у меня так пока не получается. Я не могу просто сесть и за полчаса снять, что в моей сумочке. Психология требует серьёзного подхода и чтения большого количества материала.
Можешь сравнить свой канал год назад и сейчас? Есть ли какие-то изменения по сравнению с предыдущим годом?
Год назад все мои видео были настолько далеки от аудитории, они были прям идеальные, «вылизанные», перфекционистские. Их можно было смело брать и показывать по телевидению, а в кадр я одевалась как ведущая прогноза погоды: юбочки, аксессуарчики, прически. Я считаю, что на данный момент мой контент стал более блогерским, близким абсолютно любому зрителю. Плюс поменялось название, формат и тематика. Можно сказать, что я выросла до научного-популярного формата вещания и стала рассматривать темы пошире. Кроме этого, как мне кажется, поменялась подача, она стала более свободной. Например, раньше я писала по 6-8 дублей, разбивала свой текст на части, проговаривала его по сто раз, а теперь многие вещи я импровизирую на ходу, что, конечно, выглядит на выходе очень живо.
Почему ты решила поменять формат и расширить контент? Раньше твой канал назывался «Психология реальности» и был направлен исключительно на психологию. Теперь он носит название «BrainHack», как изменился контент?
Это больше решение на перспективу, я бы сказала. Саму тематику психологии в какой-то момент мне стало довольно сложно развивать на Youtube. Тут нужно придумывать что-то действительно невероятное, чтобы оно стреляло, а издеваться над темой и вообще над психологией я бы не хотела. Поэтому было решено выбрать меньшее из зол и сделать научно-популярный канал, который теперь носит название «BrainHack», но при этом оставить большую рубрику «Психология». К такому решению меня также подтолкнул экспериментальный ролик, сделанный на отвлечённую тему. Он был про тату и, к моему удивлению, набрал большее количество просмотров и лайков, чем мои стандартные выпуски. Ко всему прочему, я ещё стараюсь равняться на своих конкурентов, примером для меня являются «Утопия Шоу», Анастасия Кей, Ян Лапотков и его канал «Топлес» – ребята не замыкаются на какой-то одной теме, а пробуют совершенно разные: от космоса до тайм-менеджмента, от истории студенчества до тайны куклы Аннабель. И от этого их каналы не становятся менее научно-популярными.
Как ты выбираешь и придумываешь темы для видео?
У меня есть список заметок, где я пишу предполагаемые темы для будущих роликов. Бывает, идеи приходят ко мне в голову в самые, казалось бы, неплодотворные моменты: когда утром просыпаешься или просто топчешься по квартире, и – «оп!» – пришла какая-нибудь классная мысль, стоящая записи в блокнотик. Иногда выбор материала происходит сам собой, потому что появляются какие-нибудь мейнстримовские, хайповые события, как Диана Шурыгина, «Грибы», спиннеры.
Где ты находишь информацию для выпусков? Книги, статьи?
Основное – это, конечно, интернет. Потом я уже стараюсь переходить на непосредственные источники: публикации, статьи. Не люблю основываться на статьях в онлайн-изданиях, потому что они редко защищены ссылками на реальные исследования. Иногда мой муж – он сценарист – подсказывает какие-то фишки, темы из фильмов, которые тоже можно использовать. А бывает и так, что меня вдохновляет художественная литература, ведь часто темы из психологии и литературы перекликаются.
Сколько у тебя уходит времени на подготовку одного видео – от чтения информации по теме до монтажа?
Минимум трое суток и это при условии, что за один день я напишу сценарий, на другой день сниму и начну монтировать, а закончу монтаж на третий. Я обычно стараюсь не делать монтаж в один день, чтобы можно было свежим взглядом посмотреть на ролик, понять, что лишнее и, возможно, вырезать или, наоборот, что-то добавить, а потом уже публиковать на канале. Но эта схема работает только в идеале. В среднем, конечно, уходит дня четыре на видео, что многовато, но я всё-таки работаю над качеством, а не над количеством. К тому же, очень много времени отнимает чтение материала по теме, так как я стараюсь пользоваться не только русскими, но и зарубежными источниками.
Используешь ли ты суфлёр или учишь текст наизусть?
Я не учу текст и не использую суфлёр. В основном, я ориентируюсь на тезисы сценария, его главную мысль, а дальше в дело вступает импровизация. Редко бывает такое, что мне приходится пересказывать всё дословно. Правда, у меня было одно видео, текст которого я учила наизусть. Этот ролик касался нашего внимания и концентрации. Фишка его была в том, что он снимался одним дублем, и мне нужно было 3 минуты непрерывно говорить в кадре, не сбиваясь. Мне пришлось переснимать его не один раз в течение 2 часов, но зато получилось очень эффектно и без склеек в монтаже. Мы с оператором, конечно, пробовали ускорить процесс записи видео: делали бумажный суфлёр на скорую руку, но с ним было заметно, что мои глаза опущены вниз, поэтому я немножко помучилась, но в итоге сделала такое видео, каким изначально себе его представляла.
Съёмки какого видео тебе запомнились больше всего? Почему?
Съёмки видео про клип «Тает лёд». Они были спровоцированы огромной шумихой вокруг группы и, конечно, этого хита. Съёмка отняла много сил и времени, к тому же на улице был холодный март-месяц, а мы целый день снимали в открытом поле. Потом ещё неделя ушла на монтаж – нужно было добиться эффекта полной схожести с оригинальным клипом – для этого мы и отыскали место съёмки, где работали «Грибы». В целом, на его реализацию ушло больше недели, но оно того стоило, ведь это видео принесло мне много новых подписчиков, да и было очень весело.
Какая основная цель блога? Твой канал больше познавательный, или ты хочешь таким образом помочь людям разобраться в себе?
Наверное, миссию моего блога можно уложить в следующую фразу: «Я хочу, чтобы люди, которые меня смотрят, интересовалась наукой, больше читали и стремились каждый день узнавать что-то новое». И в этом смысле мой канал носит познавательный характер, хотя сама тема психологии предполагает анализ душевного устройства человека, что, бесспорно, нацелено на помощь людям в понимании своего внутреннего мира.
Для какой аудитории преимущественно твой контент? Есть ли какой-то отклик со стороны слушателей? Пишут ли они свои предпочтения по поводу будущих видео?
Моя целевая аудитория состоит преимущественно из молодых ребят: это и подростки, и студенты, но в перспективе я бы хотела, чтобы меня смотрели люди и постарше. Мои зрители достаточно активны и часто пишут комментарии, потому что знают, что будут услышаны. При подготовке видео я пытаюсь в первую очередь исходить из интересов моих зрителей. Всегда читаю комментарии, учитываю их мнения и предложения, ведь я делаю видео, прежде всего, для них, а не для себя.
«Я хочу, чтобы люди, которые меня смотрят, интересовалась наукой, больше читали и стремились каждый день узнавать что-то новое»
Сейчас с ростом канала стали появляться полукоммерческие предложения. Например, меня недавно пригласили принять участие в работе фонда помощи интернет-зависимым людям в качестве психолога, но я отказалась, потому что 5-минутный ролик про интернет-зависимость не даёт мне право практиковать психологию и называть себя специалистом в этой области. Я могу что-то посоветовать с точки зрения обывателя, блогера или исходя из своего личного опыта. Вот представьте, как мама приводит своего ребёнка на лечение к психологу-блогеру, который и сам, по сути, интернет-зависим. Забавно получается, правда?
Какие твои любимые книги по психологии? Что почитать тем, кто хочет лучше разобраться в себе?
Первая книга, с которой начну, – это Пол Клейман «Психология: Люди, концепции, эксперименты».
Если вы только знакомитесь с психологией и начинаете ею интересоваться, то эта книга будет идеальным стартом. Она настолько легко написана, что после неё сложно не влюбиться в психологию. Тут коротко и ясно описаны биографии известных и великих психологов, что они сделали для науки и какие эксперименты проводили.
Следующая книга сегодня должна быть прочитана абсолютно каждым – Глеб Архангельский «Тайм-драйв: как успевать жить и работать».
Думаю, что в разные периоды времени каждый человек сталкивается с проблемой нехватки времени. Эта книга поможет вовремя реагировать, укладываться во все жесткие сроки и при этом как-то находить время для отдыха, увлечений, семьи, друзей и всего, что тебе хочется.
Советую к прочтению все книги Бернара Вербера – в них много интересных научных фишек, о которых мы не задумываемся. Например, жизнь муравьев, о которой мы точно не думаем. Кстати, с книги «День муравья» и началось мое знакомство с этим автором. Это уже художественная литература, но очень захватывает. Из последнего, что я читала у Вербера – это «Зеркало Кассандры». Теракты, будущее планеты, закрытая жизнь ученых и их некоторое сумасшествие, даже в отношении воспитания своих детей – всё это есть в этой книге. В общем, есть о чем подумать.
А сейчас я читаю книгу «Магия утра», автор – Хэл Элрод. Эта книга – мотиватор, равно как и её автор. Она любого заставит пересмотреть свой образ жизни и сменить привычки. Я сейчас примерно на середине этой книги и уже ощущаю, как она «перестраивает» моё мироощущение.
Какие советы ты бы дала начинающим видеоблогерам? Что нужно учитывать прежде всего?
Прежде всего, это практика, максимально много практики. Нужно набивать себе руку в съёмке видео, монтаже и обработке, оптимизации роликов, чтобы потом обычные задачи ты делал едва ли не на автомате и уже мог тратить больше времени на освоение более сложных задач. При разработке канала надо стараться сразу понять, для кого ты это делаешь, какая будет у канала тематика и прочее, важно не растягивать поиск ответов на эти вопросы на год или два. Лучше максимально быстро проштудировать, на какую аудиторию может быть ориентирован твой контент, что у тебя хорошо получается снимать и что из этого наиболее интересно людям, а чтобы это понять, нужно делать много роликов. Всё просто!
Автор: Алина Колосова
Фото из личного архива