28 апреля в Пушкинском музее открылась новая выставка, озаглавленная как «Младшие Брейгели».  В экспозиции представлено 29 картин, среди которых – работы Питера Брейгеля Младшего (1564–1637/38), Яна Брейгеля Старшего (1568–1625), Яна Брейгеля Младшего (1601–1678), Яна ван Кесселя Старшего (1626–1679) и Мартина ван Кесселя Старшего(1524–1581). Это уже не первое столичное мероприятие, посвящённое творчеству знаменитой семьи художников.  Так, жители и гости Москвы могли насладиться работами Питера Брейгеля Младшего (Адского) «Свадебное гуляние» и «Пейзаж с ловушкой для птиц», который впервые экспонировался в Москве на ежегодной выставке Антиквариата и изобразительного искусства (Russian Antiques and Fine Arts Fair) в центре изящных искусств на Волхонке в апреле 2013 года. В самом ГМИИ им. Пушкина (который, кстати, расположен совсем рядом с этой галереей) у ценителей прекрасного была возможность насладиться работами Яна Брейгеля Старшего (Райского) «Пейзаж с Товией и ангелом» и «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего, представленными вместе с другими шедеврами фламандской живописи из коллекции князя Лихтенштейнского в последнем квартале 2014 года. Кроме того, в постоянной экспозиции Пушкинского музея представлены работы Яна Брейгеля Старшего «Цыгане у горной пещеры», «Драка крестьян за картами», «Четыре ветряные мельницы», «Пейзаж с кузницей» и «Сбор яблок», картины Питера Брейгеля младшего «Весна. Работа в саду», «Зима. Катание на коньках» и «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». 

Перепись в Вифлееме

Одну минуточку, пейзаж с ловушкой для птиц? Эта картина ведь также экспонировалась на выставке в центре изящных искусств. Что же, центр на месяц одолжил полотно у музея? Однако нет. Дело в том, что Питер Брейгель Младший большую часть своей жизни копировал работы своего отца; у него почти нет авторских картин. Известно, что «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» – это репродукция картины Питера Брейгеля Старшего, и можно предположить, что его сын сделал их несколько. Но всё по порядку.

В мировой и отечественной живописи нет семьи равной семье Брейгелей. Невестка и племянница Эдуарда Мане, Берта Моризо и Жюли Мане, были довольно неплохими художницами, также работавшими в этом направлении. Пейзажист Пётр Петрович Верещагин и Василий Петрович Верещагин (Василий Васильевич Верещагин, баталист и автор знаменитого «Апофеоза войны» их однофамилец) – братья, вышедшие из семьи иконописца. Но что значат два-три родственника-художника по сравнению с целым потомством живописцев! Брейгелей так много, что в них нетрудно запутаться: Питер Брейегль страший, его сыновья Питер и Ян, его внук Ян Младший, его правнук Ян ван Кессель…Человек, сумевший отличить работу одного Брейгеля от другого, достоин восхищения. Вы хотите это сделать в будущем? В данной статье объясняется, в чём разница между Яном Брейгелем Младшим и Питером Брейгелем Младшим. А вот работы отцов от сыновей не отличают даже профессионалы: искусствовед Кларус Эру, выпустив в 1984 году каталог Янов Брейгелей, приписал работы, ранее принадлежавшие кисти сына, его отцу и наоборот.

Основатель династии, Питер Брейгель Старший, родился около 1525 года в городе Бреда или же в окрестной деревушке Брёгел в Нидерландах. Чтобы не путать художника с его сыном, его впоследствии окрестили «Мужицким» – то ли из-за того, что он происходил из семьи простого крестьянина, то ли из-за его любви к изображению сельского быта. В начале 40-ых годов Брейгель перебирается в Антверпен и учится там живописи у Питера Кука ван Альста до 1550 года. По окончании обучения его принимают в антверпенскую гильдию художников. В 1562 году Питер Мужицкий и переезжает в Брюссель, где встречается с дочерью своего бывшего учителя Марией, которая в 1563 году становится его супругой. В 1564 году у них рождается сын Питер и в 1568 году – Ян. На следующий год художник умирает. Мы могли бы ещё много написать о жизни и творчестве Питера Мужицкого, пользуясь сведениями, почерпнутыми из книги Карла ван Мандера, его современника (сам Брейгель не оставил после себя никаких сочинений), но предметом нашего рассказа является творчество его потомков.

К сожалению, Питер Брейгель Мужицкий ничему не успел научить своих сыновей. Наставником мальчиков была бабушка со стороны матери, жена учителя Питера Мужицкого. Несмотря на одну alma mater, братья пошли совсем разными путями. Это видно даже по их прозвищам – старший брат, Питер Брейгель Младший, был прозван «Адским» – за то, что он, как уже было сказано, в начале своей художественного пути, обильно копировал мрачные картины своего отца, на которых были изображены дьяволы и другая нечисть (например, «Безумная Грета», «Падение ангелов», «Триумф смерти»), Да, простые люди у него напоминают властителей Ада: на выставке представлены картины, где можно увидеть мужичков с похотливыми лицами и выпирающими из штанов мужскими достоинствами. («Бобовый король», «Крестьянский праздник», «Крестьянский свадебный танец»). Его младший брат, Ян Брейгель Старший, напротив, получил прозвище «Бархатный» – он тяготел к светлому, тёплому пастельному или насыщенному колориту, напоминающему расцветки бархатной ткани, натюрмортам или роскошным пейзажам. Кроме того, рассказывают, что он очень любил облачаться в бархатные одежды.

«Избиение младенцев» Питера Брейгеля Старшего

На самом деле, большинство работ Питера Брейгеля Мужицкого было продано ещё до взросления сына. Но это не помешало развитию у Питера Младшего страсти к творческому копированию, а, напротив, только раззадорило его художественное чутьё: имея в распоряжении лишь чёрно-белые рисунки своего отца, живописец был волен в выборе колорита, размера, трактовки тех или иных деталей. В итоге он не просто популяризировал творчество своего отца (количество копий некоторых работ иногда превышает дюжину!), но и создал целую галерею разных образов одной и той же картины (к примеру, «Переписи в Вифлееме»), вдохнув в них новую жизнь. Это довольно увлекательно – разглядывать и сравнивать работы Питера-отца и Питера-сына: пейзажи, сцены из деревенского быта с круглолицыми и толсторукими крестьянами и крестьянками или вариации на тему библейских сюжетов.  Если вам удастся побывать на выставке, обязательно обратите внимание на две маленькие работы Питера Адского из цикла «Нидерландские пословицы», спрятанные в застеклённом столе. Они являются репликой-аллюзией на знаменитые «Фламандские пословицы» его отца. А невеста с картины «Невеста Духова дня» так похожа на невесту с «Крестьянской свадьбы» Питера Мужицкого! Интересно, что практически на всех работах Брейгеля Младшего можно найти собаку. Присутствует она как на изображениях сельского быта, так и на картинах с библейским сюжетом.

«Избиение младенцев» Питера Брейгеля Младшего

Работ Яна Брейгеля Старшего на выставке было представлено всего две.  Зато там можно было увидеть четыре работы его сына. А это почти одно и то же: портрет Яна Младшего «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированный изображениями Амфитриты и Цереры» выполнен в тех же самых тонах, что и картина его отца «Букет из нарциссов, ирисов, тюльпанов, роз и рябчиков». Благородные тона, небольшой размер, аллегория, кроющаяся за каждым цветком, сближают эти работы с «Обезьяньим пиром» – вторым произведениям Брейгеля Бархатного, представленным в экспозиции. Рядом с этой саркастически выписанной, рафинированной ночной обезьяньей «потехой» или пышными букетами в дорогих вазах грубоватый бурлеск «Крестьянского праздника» в исполнении старшего брата, Питера Адского, выглядит жизнелюбивой деревенской сагой[1].

Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированный изображениями Амфитриты и Цереры

У Яна Брейгеля Бархатного была также дочка – Пасхазия. От брака с известным антверпеснским живописцем Иеронимом ван Кесселем у неё родился сын – Ян, который тоже стал художником. С его замечательной тетралогией иллюстраций к басням Эзопа, выполненной на маленьких медных дощечках, можно было ознакомиться на выставке.

Вообще это отличительная особенность семьи Брейгелей и других фламандских художников их периода – использовать для своих работ не холст, а медные или деревянные доски. Все работы, которые можно было увидеть в тёмном зале цвета индиго, отведённого под картины из коллекции Кристофера Мауергауза, были выполнены именно на них.

К выставке также приложили свою кисть Хендерик ван Баллен (как соавтор картины «Нахождение младенца», Йос де Момпер Младший, ровесник Питера Адского и, как и он, последователь Питера Мужицкого (соавтор картины «Деревенский пейзаж с колодцем») и Мартин ван Клеве Старший. Работа Мартина ван Клеве «Избиение Младенцев, представленная в экспозиции, – свободная копия одноимённой картины Питера Мужицкого (существует и вариант этой картины в исполнении Питера Брейгеля Младшего). Об избиении младенцев, которое случилось как реакция Ирода на новость о рождении «нового царя» – Иисуса, говорится в Евангелии от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Евангелие от Матфея, 2:16). Однако если бы название картины не было известно зрителю, и он мог бы судить о сюжете картины только по изображённому на ней тому, то он вряд ли когда-нибудь сказал бы, что она является иллюстрацией к новозаветной сцене. Действительно, в «Избиении младенцев» Вифлеем изображён заснеженным, а дома в нём выглядят как дома современной Брейгелю Фландрии! Да и одежда жителей города скорее напоминает одежду горожанина. И если даже с большой натяжкой согласиться со снегом на картине: зимой в Святой Земле, случается, выпадает снег, а событие произошло непосредственно после рождения Христа – в январе, то она всё равно теряет смысл без своего названия и становится просто иллюстрацией каких-то современных художнику событий. А, может, так оно и есть?

Да, согласно общепринятому толкованию специалистов по творчеству Брейгелей[2]. Во-первых, Нидерланды и Бельгия (частью которой сейчас является Фландрия) с 1477 года входила в состав Священной Римской Империи как владения испанского короля. Во-вторых, давайте вспомним, что XVI век – время распространения различных протестантских учений. Нидерланды не остались в стороне – в этом регионе распространился кальвинизм, анабаптизм и другие «ереси». А официальной религией империи был, конечно, католицизм. Таким образом, к борьбе за независимость примешивалось борьба за религиозную свободу. Филипу II, правителю этих земель и наследнику Габсбурской империи, принадлежат слова: «Я скорее пожертвую ста тысячами жизней, чем перестану преследовать еретиков»[3]. И он пожертвовал. В 1566 году кальвинисты громили католические церкви в Антверпене. Для императора борьба за веру выглядела как очередной бунт против власти, поэтому он приказал своему ближайшему советнику, герцогу Альбе, отправиться в город и расправиться с бунтовщиками-протестантами. В 1697 году Альба вступил в Антверпен, где как раз находился Питер Брейгель с семьей. Вероятно, картина «Перепись в Вифлееме», как и реплика Мартина ван Клеве на самом деле повествует о страшной расправе герцога с местными жителями-кальвинистами. Это подтверждает и изображение всадника в чёрной одежде с длинной белой бородой – предводителя конных рыцарей. Известно, что Альба всегда облачался в тёмные одежды. Правда, в копии Клеве, представленной на выставке, его нет. Хотя, может быть, у вас получится найти жесткого герцога?

Бегство в Египет. Йоос де Момпер (XVII в.)

Работы Брейгеля совершили настоящую революцию в изображении Вифлеема. После него многие фламандские художники стали изображать и перепись в Вифлееме, и избиение младенцев, и даже рождество на фоне заснеженных пейзажей. Взгляните на «Пейзаж с бегством в Египет» Денниса ван Альслота (1619), «Бегство в Египет» Абеля Гриммера и Йоса де Момпера (XVII век). Кстати: работа Йоса де Момпера «Деревенский пейзаж с колодцем» в соавторстве с Яном Брейгелем Младшим представлена на выставке.

Продолжая тему противостояния протестантов католической Священной Римской Империи, нужно сказать про работу Питера Брейгеля Младшего, также копию работы его отца, – «Проповедь Святого Иоанна Крестителя в пустыне», которую можно увидеть на выставке. Первое, что бросается в глаза – это то, что действие разворачивается совсем не в пустыне, а в лиственном лесу, вдалеке виднеется река, несущая свои воды по направлению к туманным очертаниям горы. Да и одеты слушатели как современные Брейгелю нидерландцы. Питер Брейгель Старший написал картину в 1556 году, в год иконоборчества. Не так ли собирались – тайком, под надёжной сенью густого леса, за сотню километров от любого населённого пункта, протестанты, для того, чтобы обсудить план очередного набега на католическую церковь или просто поведать людям о своём учении? Изобразив проповедь апостола в пустыне, художник отождествил пресвитера, наставляющего людей в истинной вере, с Иоанном Крестителем.

Рай земной

Питер Брейгель – не первый нидерландский художник, который начал изображать библейские события в современной обстановке среди сельского быта, смешивать евангельские и ветхозаветные герои с простыми сельскими обывателями. Работы его старших современников Иоахима Поттинира «Отдых на пути в Египет» (1518–20 гг.) и Иоахима Бейкилара «Се человек» (1561) – яркие тому примеры. Младший сын художника перенял эту традицию – у него можно найти картины, где Адам и Ева резвятся позади райских животных, («Рай земной»), на которых Авраам и Ицхак кажутся маленькими палочками на фоне вековых деревьев, («Лесной пейзаж» с Авраамом и Ицхаком, 1599).

Всё-таки очень грустно, что на выставке нет ни одной работы Питера Брейгеля Старшего (как нет её и в основной экспозиции), нет «достоверных работ» мастера – только копии его сына. Кажется, было бы намного легче воспринимать и оценивать живопись младших Брейгелей, сравнивая их с работами родоначальника династии.

Но невозможность сравнения не отбирает у зрителя возможности получения эстетического удовольствия от знакомства (или очередной встречи) с творчеством знаменитой фламандской семьи. Постарайтесь всё же выкроить время и в одно из воскресений посетить замечательную выставку!

Автор: Мария Болотникова

 

[1] Васильева Ж. Связанные одной кистью// Культура. Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2015/05/03/vistavka-site.html, 12.05.15 г.

[2] В частности, Р-М. и Р. Хагер в главе «Недолгая жизнь в опасное время» своей книги «Питер Брейгель Старший» пишут о политическом подтексте работ «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Саввла» и «Избиение младенцев». См. Хагер Р.-М., Хагер Р. Питер Брейгель Старший// пер. с англ. Курносов В. – М.-Кёльн.: Арт-родник-Ташен, 2002. С. 9 – 15.; Картину «Перепись в Вифлееме» как политическую трактуют на лекции, посвящённой творчеству Яна Брейгеля Старшего и Питера Брейгеля Младшего искусствовед Дильштат Харман и библеист Анна Шманина-Великанова. Лекции состоялась в октябре 2014 года в рамках проекта Эшколот. См. видеозапись лекции: Затерянные в толпе. Библейские персонажи Брейгелей. [Электронный ресурс]// Культурно-образовательный проект Эшколот. URL: http://eshkolot.ru/event/39765. (Дата обращения 11.05.15 г).

[3] Хагер Р.-М., Хагер Р. Питер Брейгель Старший. М. — Кёльн, 2002. С. 9.