Диверсификация внешних связей – одна из наиболее актуальных задач России на внешнеполитической арене. Серьёзные изменения в современных международных   отношениях и геополитической ситуации привели к так называемому «повороту страны на Восток»[1], где Юго-Восточная Азия представляет собой одну из самых инвестиционно привлекательных площадок. На сегодняшний день АСЕАН является главным интеграционным центром ЮВА, одним из важнейших интеграционных центров АТР, инициатором различных форм регионального развития и создателем ряда площадок международной дипломатии в регионе.

2015 год стал точкой бифуркации в развитии отношений Россия – АСЕАН

2015 год стал точкой бифуркации в развитии отношений Россия – АСЕАН.  Именно в этот год прошло 5 лет с момента вступления России в АРФ,  10 лет с момента подписания Россией «Комплексной программы действий», а в 2016 году пройдёт 20 лет с момента заключения диалогового партнёрства Россия – АСЕАН.[2] На сегодняшний день Россия участвует в ряде асеаноцентричных структур многосторонней дипломатии:  ВАС, СМО АСЕАН+8 и АРФ.  Однако, несмотря на активное участие России в интеграционных процессах Юго-Восточной Азии через диалоговое партнёрство с АСЕАН, её связи с регионом остаются непрочными и неглубокими. Это объясняется наличием ряда внутренних системных препятствий, стоящих на пути укрепления взаимодействия.

Интеграционные процессы между Россией и странами Юго-Восточной Азии — достаточно молодое явление. В первую очередь это связано с тем, что долгое время в нашей стране господствовал предрассудок об отсталости Азиатско-Тихоокеанского региона и об отсутствии перспектив сотрудничества со странами Востока. По этой причине преимущество отдавалось “прогрессивной Европе до тех пор, пока стремительный рост экономик стран Юго-Восточной Азии не стал очевидным для всего мирового сообщества.[3]

Большую роль в сближении России и АСЕАН сыграл мировой экономический кризис, оказавший значительное негативное влияние на состояние европейской экономики и  внёсший серьёзные поправки в систему международных отношений.  Благодаря неразвитости фондового рынка, а также серьёзной работе над ошибками после внутреннего кризиса 1997-1998-х гг., ЮВА понесла гораздо меньшие потери из-за кризиса 2008 года, чем европейские страны. По мнению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, “Немалая заслуга в том, что мировая экономика преодолела наиболее неблагоприятную фазу рецессии и вновь начала «оживать», принадлежит азиатским странам, многим из которых удалось сохранить высокую динамику экономического развития” и стать главными генераторами роста мировой экономики.[4]

Для чего России и АСЕАН необходимо налаживать сотрудничество?

Ввиду географической близости Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, интересы России заключаются в сохранении равноправного мира и поддержании динамичного недискриминационного развития стран региона для обеспечения безопасности, а также стимулирования экономического развития Дальнего Востока. Также налаживание сотрудничества с АСЕАН является способом диверсификации внешней политики России в АТРП и позволяет сообщить Китаю, что он не является единственным и безальтернативным партнёром страны  в регионе.[5]

В экономическом плане, прежде всего, надо отметить необходимость расширения поставок ресурсов  и полезных ископаемых в восточном направлении, ставшую особенно актуальной в связи с последствиями событий на Украине. Актуально и реалистично выглядят проекты по организации транзита товаров ЮВА – Европа по Транссибу и северному морскому пути, совместная разработка месторождений полезных ископаемых и сельхозпроизводство на нашей территории для экспорта в страны ЮВА, строительство объектов инфраструктуры, промышленности и жилья. На территории стран ЮВА важную роль играют энергетические проекты (ГЭС, АЭС), транспортные проекты, добыча полезных ископаемых (нефть, газ), поставки авиатехники, военно-техническое и аэрокосмическое сотрудничество.[6]

Анализ интересов стран Юго-Восточной Азии выявляет много совпадений с российскими интересами. Прежде всего, страны АСЕАН заинтересованы в политическом присутствии России как крупной региональной державы для баланса интересов стран ассоциации, стремительно набирающего мощь Китая и США как мировой сверхдержавы. Представители АСЕАН заинтересованы, прежде всего, в интеграционном бесконфликтном развитии региона, снижении рисков региональных конфликтов, противодействии экономическим кризисам, создании условий безопасной торговли и инвестиций.[7]

В области экономики страны АСЕАН  видят выгоду от  сотрудничества в области инфраструктурных проектов, энергетики, транспорта, экспорта товаров широкого потребления, поставки полезных ископаемых и развитии въездного туризма из России.

Что мешает углублению сотрудничества?

Как уже было сказано, несмотря на серьёзные сдвиги в сторону сближения, взаимодействие между АСЕАН и Россией находится лишь в начале своего пути. Проблема заключается уже в самой форме взаимодействия. “Диалоговое партнёрство”, форма сотрудничества России и группировки стран ЮВА, не имеет чётких критериев и формальных признаков. Такое партнёрство во многом носит демагогический характер и представляет собой лишь декларацию о дружественных намерениях, не налагающую определённых обязательств. Диалоговое партнёрство не предполагает создания Зоны свободной торговли, которая является первой ступенью экономической интеграции.[8]

Второй проблемой является то, что принятие любого решения внутри АСЕАН сопровождается большими временными издержками, так как «асеановский метод» требует единогласного одобрения той или иной идеи всеми членами группировки.[9] С одной стороны, такая политика позволяет балансировать между интересами игроков на внутриполитической и внешнеполитической аренах, с другой — сильно тормозит принятие решений и их реализацию. Здесь надо отметить и наличие большого количества внутренних проблем АСЕАН, препятствующих углублению взаимодействия с партнёрами. Среди этих проблем, можно выделить несколько таких, которые в наибольшей степени мешают проведению единой координационной политики по отношению к внешним партнёрам:

  • неравномерность развития стран внутри АСЕАН
  • неразвитость инфраструктуры
  • отсутствие единства внутри АСЕАН: разные страны преследуют разные интересы, не всегда совпадающие с вектором, выбранным АСЕАН.[10]

По мнению специалиста по АТР, профессора НИУ «Высшая Школа Экономики», Е. А. Канаева,  дисбалансы в российско-асеановских отношениях не приводят к возникновению тяжёлых противоречий благодаря действию компенсирующих факторов, таких как участие России различных АСЕАНоцентричных многосторонних форматах, как Региональный форум АСЕАН, Совещание министров обороны АСЕАН+8 и Восточноазиатский саммит.[11] Однако даже в этом случае на повестке дня остаётся проблема слабости экономического взаимодействия, которое для АСЕАН является ключевым в укреплении взаимодействия с партнёрами. По данным официальной статистики за 2013 год,  объем торговли с Россией составляет 0,8 % от совокупного объёма внешней торговли АСЕАН. У этих не самых оптимистичных показателей есть ряд причин.[12]

Различия на уровне менталитета часто рождают непонимание между сторонами

Во-первых, различия на уровне менталитета часто рождают непонимание между сторонами. В отличие от стран АТР, у России нет диаспор в ЮВА, а, следовательно, нет и тех людей, которые могли бы налаживать связи «изнутри». Возникает ситуация, в которой развитие бизнеса является крайне затруднительным, хотя бы потому, что банки России и АСЕАН не имеют представления о способе ведения бизнеса в стране-партнёре и не готовы выдавать кредит на организацию бизнеса там. Нехватка специалистов, знакомых с местными традициями и знающих местные языки, а также отсутствие представления о культуре управления бизнесом сильно тормозят развитие сотрудничества. Усугубляется это и неразвитостью трудовой миграции.[13]

Проблема заключается и в экономическом развитии России. У страны нет сравнительного преимущества ни перед Китаем с его дешёвыми товарами массового выпуска, ни перед Японией, Южной Кореей и США, выигрывающих за счёт высокотехнологичных товаров. Также это связано с неразвитой инфраструктурой нашего Дальнего Востока и низкой развитостью транспортных связей с ЮВА. Проблема возникает и в банковской сфере. Единственный совместный банк на сегодняшний день – Банк инвестиций и развития, созданный ВТБ совместно с Вьетнамом. И наконец, целый блок проблем связан с бюрократизацией принятия решений в России: на рассмотрение того или иного предложения уходит слишком большое количество времени, что не способствует эффективности сотрудничества. [14]

Однако, несмотря на то, что все препятствия на пути к углублению сотрудничества России и АСЕАН являются системными и не могут быть устранены в один день, существующие форматы многостороннего диалога в регионе позволяют партнёрам укреплять сотрудничество в рамках диалогового партнёрства. Формат диалогового партнёрства не предполагает установления конкретных договорённостей, однако утверждает особое отношение к России в регионе и даёт формальную возможность участвовать в региональных делах в качестве уважаемого партнёра. Кроме того, диалоговое партнёрство, как формат, задаёт институциональные механизмы и правовые рамки, которые:

1)   облегчают участие России в региональных проектах

2)   создают площадку для регулярного взаимодействия по всем вопросам, в том числе спорным (учитывая, что одна из основных проблем заключается в слабости информационной политики, взаимодействие в рамках данной площадки создаёт стимулы для дальнейшего сближения)

3)   дают возможность России предлагать свои проекты и инициативы и продвигать свою позицию.

Автор: Александра Матвеева

 Источник фото: cloudfront.net

[1] Канаев Е. А.,Пятачкова А. И АСЕАН в повороте России на Восток, М.2016

[2]  ASEAN Russia Dialogue Partnership // http://www.asean.org/asean/external-relations/russia/item/asean-russia-dialogue-relations

[3]  Васильев Л.Е.  и др. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы. — М., 2010.

[4] Лавров С. В. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе //Международная жизнь. – 2010. – №. 10. – С. 4-14.

[5] Канаев Е. А. Юго-Восточная Азия в современной внешней политике России М. 2012.

[6] Mihoko K. Russia’s “Multilateral Diplomacy in the Process of Asia-Pacific Regional Integration: The Significance of ASEAN for Russia” //Akihiro, Iwashita (2007): Eager Eyes Fixed on Eurasia, Sapporo. – 2007.

[7] Moe Thuzar, Rodolfo Severino “ASEAN regionalism and the future of ASEAN – Russia relations” // http://www.academia.edu/1767734/ASEAN_REGIONALISM_AND_THE_FUTURE_OF_ASEAN-RUSSIA_RELATIONS

[8] ASEAN Russia Dialogue Partnership // http://www.asean.org/asean/external-relations/russia/item/asean-russia-dialogue-relations

[9] Mihoko K. Russia’s Multilateral Diplomacy in the Process of Asia-Pacific Regional Integration: The Significance of ASEAN for Russia //Akihiro, Iwashita (2007): Eager Eyes Fixed on Eurasia, Sapporo. – 2007.

[10] World Economic Forum on East Asia: Shaping the Region’s Future through Connectivity // http://www3.weforum.org/docs/EA12/WEF_EA12_Report.pdf

[11] Канаев Е. А., Пятачкова А. С.  «Поворот России на Восток» // http://cceis.hse.ru/news/148094269.html

[12] ASEAN trade by partner country/region, 2013 // http://www.asean.org/images/2015/January/external_trade_statistic/table24_asof04Dec14.pdf

[13] Целищев И. С. Восточная Азия: новая волна роста и структурная трансформация // http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2012/12014.pdf

[14] Sumsky, V., Kanaev, E., Richardson, P., Kozyrev, V., & Aris, S. “Russia and the Asia-Pacific” RUSSIAN ANALYTICAL DIGEST No. 145, 31 March 2014