За каждым великим художником стоит своя «особенная» муза. Их взаимоотношения вызывают интерес и приковывают внимание, а легенды, созданные вокруг них, становятся катализатором их популярности. Истории о женщинах, воплотивших в себе идеалы художников – образы, ставшие визитной карточкой их неповторимого стиля. 5 женщин, без которых мы бы не знали многих имен и шедевров. 5 примеров искренней и «сумасшедшей» любви.

Густав Климт и «Золотая Адель»

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907

Своей знаменитой «золотой» коллекцией портретов австрийский художник Густав Климт обязан одной из красивейших женщин эпохи – Адели Блох-Бауэр. Серия работ «Юдифь» (1901, 1909), живописные полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр I, II» (1907, 1912) по сей день являются образцами венского модерна конца XIX – начало XX века.

Знакомство художника и его будущей музы состоялось на одном из вечеров, организованных мужем Адель – владельцем сахарного завода Фердинандом. В их салоне часто собирались известные деятели культуры – поэты, художники, в числе которых и Густав Климт, пользовавшийся у молодой четы особым расположением: помимо финансовой поддержки, во дворце Бауэр хранились многие работы живописца.

Любвеобильный художник, воспевавший в своих полотнах красоту женского тела, не мог обойти стороной Адель: «Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная», — напишет о ней племянница, а также будущая наследница полотна Мария Альтман. Одна из самых известных работ Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) будет названа критикой «Австрийской Моной Лизой» за проникновенный взгляд и робкую, «струящуюся» фигуру модели. Его муза чиста и непреступна: лицо хранит в себе загадочную таинственность – расслабленный взгляд и чуть приоткрытый рот. Тело кажется легким и непринужденным: платье постепенно теряет свой силуэт, захватывает девушку и кружит в красочном танце из золотых, голубых, серебряных орнаментов. Художник стремится подчеркнуть происхождение Адель: фарфоровая, бледно-голубая кожа в духе аристократизма, пышные, убранные наверх черные волосы и тонкая, изысканная фигура.

История создания картины больше напоминает детектив: «Золотая Адель» (1907) – результат любовного треугольника Климта и Бауэр – месть Фердинандта за любовную связь художника и его жены. Чтобы избежать постыдного разрыва и сохранить репутацию, Бауэр придумывает более оригинальный способ мести: в 1904 году он заказывает Климту портрет Адель в надежде, что в процессе создания картины та ему быстро наскучит. Климт работал над портретом 4 года, за это время он создал около 100 эскизов. Любовный роман художника и его музы вскоре закончился, однако таинственная история их взаимоотношений до сих пор предаёт картине популярность.

Эдвард Мунк и его «Мадонна»

«Мадонна» (1894-95)

Ничто так не отражает жизнь художника как его творчество. Творчество норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка исполнено мотивами страха, одиночества, депрессии, смерти, беспрерывной борьбы с собой и с окружающими. Его музы – одновременно таинственные, притягательные, как на полотнах «Летняя ночь» (1889), «Девушка на берегу» (1896) и вместе с тем противоречивые, отталкивающие («Вампир», «Расставание»1893-96). Молодая писательница Дагни Юль занимала особое место в жизни художника: своей музе Мунк посвятил серию портретов «Мадонна» (1894-95), «Вампир», «Ревность» (1895), «Поцелуй»(1897), «Созревание» (1895) и др. Рыжеволосая, статная, с загадочной улыбкой на лице, она была непредсказуема в своих любовных связях. Несмотря на замужество, Дагни связывали романы с другими мужчинами, в том числе и с Э. Мунком.

Художник изображает Дагни в образе Мадонны, возвеличивает и «обожествляет» её:

«Лунный свет скользит по твоему лицу, полному земной красоты и боли»,-напишет Мунк.

Однако это непривычная картина, выполненная в духе ренессанса. Из канонических деталей Мунк сохраняет лишь нимб над головой модели. Мадонна представлена здесь в образе молодой обнажённой женщины с раскинутыми руками и полузакрытыми глазами – кажется, что она пребывает в иступленном, близком к экстазу состоянии. Мрачное настроение достигается за счет динамики цветовой палитры: ореол вокруг девушки резко контрастирует с тёмным, «угасающим» фоном. Картина словно зеркало призвана отразить их отношения – историю любви с печальным концом. Дагни лишь на время смогла привнести свет в жизнь Мунка: вскоре она бросает художника ради польского поэта и через несколько лет погибает в номере тбилисского отеля, застреленная своим любовником.

Модильяни и Жанна Эбютерн

«портрет Жанны Эбютерн »,1919

Итальянский художник Амедео Модильяни познакомился с Жанной Эбютерн, девятнадцатилетней студенткой Академии Коларосси в1917 году. Эбютерн была представлена натурщицей и часто позировала художнику. За время их отношений Модильяни нарисовал более 25 портретов своей музы, а её удлиненное лицо и тонкая изящная шея стали характерной чертой неповторимого стиля художника. Жанна была больше, чем просто модель. Она была музой, женой и главной женщиной в жизни Модильяни. «Поздней ночью его можно было увидеть на скамье перед «Ротондой». Рядом сидела Жанна Эбютерн, молчаливая, хрупкая, любящая, настоящая Мадонна рядом со своим божеством…», — вспоминал близкий друг Модильяни, скульптор Леон Инденбаум. Несмотря на богемный образ жизни, увлечение наркотиками и алкоголизм Модильяни, Жанна оставалась рядом с ним, а в 1918 году в Ницце у нее родилась девочка, которую художник признал своей дочерью. В 1920 году, когда Жанна снова ждала ребенка, Модильяни умер. Через несколько дней она свела счеты с жизнью, выбросившись из окна квартиры своих родителей.

Сальвадор Дали и его русская муза

Сальвадор Дали и Гала на фоне картины «Мадонна Порт-Льигата», 1949

Отношения Сальвадора Дали и Галы (Елены Дьяконовой) – это история про настоящий творческий союз: оба они страстно любили искусство и воплощали задуманные идеи вместе. «Дали и Гала – не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза.

«Они – два полушария одного мозга»

— слова близкого друга, французского писателя Андре Бретона как не что иное описывают союз двух «сумасшедших».

На протяжении всей их совместной жизни Гала оставалась для Дали главной музой. Сальвадор изображал её в образе греческой богини («Атомная Леда», 1949), («Галатея», 1952), в образе Мадонны («Мадонна Порт-Льигата», 1949-50), в образе Христа («Тайная вечеря», 1955) и др. «Святая Елена», «Елена Троянская» — всего лишь малая часть имен, которыми художник наделил свою возлюбленную.

Все эти многочисленные образы Галы, выполненные Сальвадором, свидетельствует о живом интересе к её натуре: «женщина как начало всего», она дает жизнь и является воплощением чистого и непорочного. Сам Дали не раз подчеркивал, что Гала – именно та женщина, которую он ждал всю жизнь, чьё появление как глоток свежего воздуха наделило художника страстью к творчеству.

Он был моложе Галы на 10 лет, но это не мешало их бурному роману. В 1932 году спустя три года после их первого знакомства Гала ушла от мужа Поля Элюара и переехала к Дали, в тот же год они обручились. В 1958 году после смерти Элюара состоялась религиозная церемония. Их творческий «дуэт» длился 53 года-до самой смерти Галы в 1982 году – за это время пара совершила немало эксцентричных поступков, а также создала множество знаменитых полотен.

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — скажет Дали.

Когда два талантливых человека думают в одном и том же направлении, рождается что-то поистине гениальное и вечное.

Анри Матисс и Лидия Делекторская

Портрет Л. Н. Делекторской, 1947

«В продолжение 20 лет я была светом его очей, а он для меня – единственным смыслом жизни».

— так, напишет о себе главная муза французского художника Анри Матисса Лидия Делектроская. Когда они познакомились, ей было 22 года, а художнику 63. Матисс нанял её сиделкой для своей жены, а через некоторое время после развода Делектороская стала его личным секретарем и помощником. Художник посвятил девушке несколько портретов, найдя в её чертах образ идеальной модели («Портрет Л. Н. Делекторской», 1947), («Девушка в голубой блузке», 1939). «Следуя впечатлению, произведённому на меня каким-нибудь лицом, я всё же старался не удаляться от его анатомического строения», -напишет Матисс. Художник стремится подчеркнуть грацию женщины: её большие глаза, чёрные густые брови, улыбку, форму лица, изгибы её тела. Играя с палитрой, художник передаёт свои впечатления и чувства.

После смерти художника Лидия занялась его творческим наследием – собирала картины, а после подарила их коллекцию русским музея – Эрмитажу и Музею им. Пушкина.

Не один из этих сюжетов не похож на другой: счастливые истории о взаимной любви или трагические – об одиночестве и разлуке. Несмотря на это, каждая из них – еще одна иллюстрация о взаимоотношениях между людьми. О том, как чувство меняет сознание и делает способным на самые гениальные вещи. Художники и их музы. Истории о вдохновении и большой любви.

Автор: Дарья Зарубина