Начало нового года ознаменовалось наступлением аномальных морозов, а прошедшее Рождество уже признано самым холодным с начала века. Однако зима продолжает бить всевозможные климатические рекорды не только в Центральной России. Опасения экологов уже который год вызывает ситуация на крайнем севере, где, в противоположность нашим рождественским морозам, глобальное потепление всё больше изменяет облик одного из наименее освоенных регионов мира – Арктики. И пока в средней полосе синоптики то и дело объявляют повышенные уровни опасности погоды и советуют жителям прятаться по домам от суровых морозов, на крайнем севере между представителями нескольких стран идет жаркая борьба за место под солнцем, пусть даже и полярным.
Немного истории: 19 сентября 1996 года представителями восьми арктических государств была подписана Оттавская декларация, провозглашающая создание нового межправительственного форума, призванного укрепить международное сотрудничество в Арктике, прежде всего в сфере экологии и защиты окружающей среды. Позднее в его компетенцию были переданы также и вопросы научного, авиационного и морского сотрудничества. На сегодняшний день Арктический Совет является ведущей организацией, обеспечивающей межгосударственное взаимодействие в циркумполярном регионе.
Однако существует и другая сторона медали. Несмотря достаточно успешное сотрудничество, между арктическими странами остается ряд неурегулированных противоречий, что оставляет обстановку вокруг Арктики стабильно напряженной. В первую очередь речь идет о разграничении сфер влияния в регионе, в частности, о принадлежности хребта Ломоносова и поднятия Менделеева в Северном Ледовитом океане, на которые претендуют одновременно Россия, Канада и Дания. Кроме того, территориальные споры существуют также между Канадой и США из-за морской границы в море Бофорта, проливов Диксон-Энтранс и Хуан-де-Фука и острова Мачиас-Сил; между Канадой и Данией о принадлежности острова Ганс в проливе Кеннеди; между Великобританией, Ирландией, Исландией и Данией о статусе острова Роколл и участках шельфа Фарерских островов; между Россией и Норвегией о границах в Баренцевом море. И это лишь основные разногласия.
Что же так привлекает арктические государства? Прежде всего, это ресурсы. Согласно докладу Геологической службы США, опубликованному в 2008 г., в Арктике содержатся колоссальные запасы природных ресурсов, начиная с углеводородов: предположительно 90 млрд баррелей нефти, 1669 трлн кубических футов природного газа, а также 44 млрд баррелей сжиженного природного газа.
Кроме того, в регионе находятся значительные залежи практически всех ценных металлов. В Арктике добывают золото, серебро, платину, никель, медь, железо, олово, палладий, апатиты, кобальт, титан, молибден, вольфрам, цинк, уран, редкоземельные металлы, керамическое сырьё, слюду, а также драгоценные камни. Здесь же расположены крупнейшие гипсовые, угольные и алмазные месторождения. И если раньше большая часть этих ресурсов была недоступна, погребенная под тысячелетними льдами, то сейчас, с глобальным потеплением, открываются всё новые возможности для их разработки.
Не стоит сбрасывать со счетов и рыболовство. В Арктике обитает более 430 видов рыб, в том числе 25% видов отряда лососеобразных, а также других промысловых видов.
Второй важный момент – транспорт. Вокруг Арктики пролегают два новых морских маршрута: Северо-Западный проход через острова Канады и Северный морской путь вдоль берегов России. Оба они являются значительно более выгодной альтернативой существующим транзитным маршрутам, и с каждым годом становятся всё более свободными от льдов, а значит, потенциально более прибыльными для государств, их контролирующих.
Несметные богатства Арктики привлекают не только граничащие с ней государства. Всё более пристальный интерес к региону проявляют как страны НАТО, стремящиеся не потерять контроль над грядущими геополитическими изменениями, так и азиатские государства, и в первую очередь Китай. Заинтересованный в развитии арктического судоходства и получении доступа к новым источникам природных ресурсов, «красный дракон» при поддержке России получил в 2013 году статус постоянного наблюдателя в Арктическом Совете. Кроме того, КНР развернула на севере успешную научно-исследовательскую и инвестиционную деятельность, а также активно участвует в освоении Северного Морского пути в рамках реализации своего проекта Нового Шелкового Пути.
Усиление влияния Поднебесной в регионе не может не тревожить одного из ключевых региональных игроков – США. Заявленный ещё в 2011 г. администрацией Барака Обамы курс на «сдерживание Китая» сейчас можно отнести к тем немногим пунктам, которые скорее всего будут поддержаны новым республиканским правительством во главе с Дональдом Трампом. Администрация США заинтересована в восстановлении сместившегося в последние годы в пользу Китая баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет повышения экономических и военных связей. А в свете позитивного отношения избранного американского президента к России аналитики предсказывают улучшение отношений двух государств. Причем, по мнению обозревателя The National Interest Марка Розена, «перезагрузка» эта должна начаться с наименее противоречивой сферы российско-американских взаимоотношений – Арктики.
По мнению эксперта, антироссийские санкции, введенные предыдущим правительством, оказались убыточными не только для России, но и для американского бизнеса, занимающегося добычей углеводородов. Так, к примеру, Exxon Mobil вынуждена была свернуть перспективные совместные с «Роснефтью» проекты и запечатать уже разработанное месторождение в Печорском море. В результате санкций американский бизнес потерял доступ к ресурсам российской Арктики, а Россия – к необходимым ей технологиям для глубоководного бурения.
Тем временем Китай продолжает расширять инвестиционное присутствие на севере. В этих условиях, считает аналитик, Вашингтону следует инициировать создание совместно с Москвой и другими партнерами по арктическому диалогу Банка арктического развития, средства которого пойдут на финансирование масштабных региональных проектов, став альтернативой китайским инвестициям. Подобная мера поможет северным странам защитить свои позиции арктических держав, сохраняющих контроль как над геополитической, так и над экономической обстановкой в регионе.
Какой курс выберет в этом отношении Россия, покажет время. С одной стороны, являясь давним партнером Китая, в частности по проекту Нового Шелкового пути, Москва заинтересована в расширении сотрудничества с Пекином. С другой стороны, претендуя на исключительный контроль над Северным Морским путём, к слову, побившим в минувшем году все рекорды по объему перевозок, РФ будет поддерживать свой статус одной из ведущих арктических держав. Кроме того, во многом российская политика в Арктике будет зависеть от результатов рассмотрения её заявки на значительный участок морского дна, который, в случае положительного вердикта Комиссии ООН по континентальному шельфу, предоставит Москве доминирующую роль в региональном взаимодействии.
Автор: Регина Лагунова