«Анна Каренина» – это, бесспорно, великий роман о вечной борьбе и истории любви, который никогда не потеряет своей актуальности. «Культурный код» России, написанный некогда Львом Толстым, неоднократно привлекал известных режиссёров, композиторов и хореографов. 30 экранизаций романа в разных странах мира, 8 опер на сюжет «Анны Карениной» до появления первого балета в освоении прозы Толстого и несколько балетных прочтений за последние полвека показывают неординарность этого философского и наполненного драматизмом произведения.
В завершении 97-ого театрального сезона в Московском академическом Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 15 июля прошла премьера балета Кристиана Шпука «Анна Каренина». Первоначально спектакль был показан в 2014 году на сцене Цюрихского оперного театра, художественным руководителем балета в котором является Шпук, затем история была рассказана в Осло. Для театра Станиславского и Немировича-Данченко это тоже не первая Анна: в марте 2011 года на его сцене во время гастролей Мариинского театра три дня подряд блистали три совершенно разноплановые Анны Аркадьевны: Диана Вишнёва, Екатерина Кондаурова и Ульяна Лопаткина, демонстрируя хореографию Алексея Ратманского на музыку Родиона Щедрина. Но своей Анны Каренины у театра не было, что и исправил немецкий хореограф вместе со своей командой. Теперь у Музыкального театра есть собственные, по-разному переживающие события Анны Каренины: Ксения Рыжкова, Оксана Кардаш и Наталья Сомова. Нам удалось побывать на премьере и оценить спектакль в исполнении второго состава артистов.
В основе балета лежит кольцевая композиция: в начале мы становимся очевидцем похорон Анны, последняя сцена спектакля – смерть Карениной. В прологе происходит знакомство со всеми основными героями: мужем Анны – Алексеем Карениным (Георги Смилевски), стоящим рядом с их сыном Серёжей и графиней Лидией Ивановной (это картина неоднократно будет встречаться в разных моментах балета), Облонскими – Стивой (Михаил Пухов) и Долли (Ксения Шевцова), Левиными – Константином (Алексей Любимов) и Кити (Екатерина Иванова), княгиней Бетси и ошеломленным от происходящего Алексеем Вронским (Денис Дмитриев). Подобный подход можно встретить и у других хореографов, например, у Джона Ноймайера балет «Дама с камелиями» также начинается со сцены, когда главная героиня Маргарита Готье уже мертва, а её возлюбленный Арман предаётся воспоминаниям, восстанавливая в памяти всё произошедшее с ними: с момента их знакомства и заканчивая кончиной Маргариты.
После знакомства с героями начинается бесконечная смена сцен, весь роман передаётся отдельными отрывками. Кадровость действия, пожалуй, неизбежна для балета с таким названием, ведь невозможно в два с небольшим часа уложить весь роман великого русского писателя. Предыдущие интерпретации Анны Карениной (балеты Майи Плисецкой 1972 года, Андрея Покровского 1993 года, Бориса Эйфмана 2005 года, Алексея Ратманского 2010 года) таким же образом передавали сюжет, однако перемена обстановки была менее резкой, одна картина сменяла другую не так быстро, при этом динамичность изложения не терялась. В новом балете первые сцены проносятся как вихрь, от которого остаются только далекие воспоминания. Бесконечные парные танцы кордебалета, по рисунку напоминающие 3 действие из балета Джона Кранко «Онегин», оттеняют главных персонажей, не давая им раскрыть весь спектр чувств, который творится в душе их героев: обманутая Долли, Кити, чьи планы на счастливое будущее с Вронским разрушаются Анной, выглядят второстепенными персонажами, а появление Алексея Вронского и Анны Карениной остаются едва замеченными. Однако потом, когда начинаются дуэты и монологи, начинается и история о человеческих отношениях.
«Бесконечные парные танцы кордебалета, по рисунку напоминающие 3 действие из балета Джона Кранко «Онегин», оттеняют главных персонажей, не давая им раскрыть весь спектр чувств, который творится в душе их героев: обманутая Долли, Кити, чьи планы на счастливое будущее с Вронским разрушаются Анной, выглядят второстепенными персонажами, а появление Алексея Вронского и Анны Карениной остаются едва замеченными»
На протяжении всего балета в Анне Карениной Оксаны Кардаш чувствуется сильная и волевая женщина, которая постоянно разрывается между страстью и любовью к сыну. Оксане удалось показать широту и загадочность русской души – то, чего хореограф добивался от каждой исполнительницы партии Анны. Особенно трогает восхитительный монолог, безупречно исполненный Оксаной Кардаш в третьей сцене второго акта – момент встречи Анны с сыном после длительной разлуки. Не менее чувственными получились дуэты Анны с Карениным, хотя по хореографии и напоминали постановки уже упомянутых Кранко и Ноймайера (последнее не удивительно, ведь первоначально Шпук танцевал в Штутгартском балете, где большую роль в театральной жизни играли эти два выдающихся хореографа). Алексей Каренин у Георги Смилевски получился благородным и любящим мужем, способным в любых ситуациях понять Анну. В этом балете только нравы общества заставляют Каренина отвергнуть её и забрать у Анны горячо обожаемого ею Серёжу. Талант Смилевски помог ему из крайне отрицательного персонажа (каким муж Карениной показывался во всех версиях этого балета) сделать страдающего человека, которому зритель начинает сопереживать. Самым драматичным моментом спектакля можно назвать трио Анны, Каренина и Вронского, именно в нём разгадываются глубочайший конфликт, настроения и эмоции, поглотившие героев. Уже здесь становится понятно, что выхода из сложившейся ситуации нет.
К радости зрителя не забыты хореографом две другие любовные линии: Стива и Долли, Левина и Кити. Кристиан Шпук не стал акцентировать всё внимание на любовном треугольнике, как это было во всех других постановках, он постарался передать различные отношения, которые могут возникнуть в период брака. Первая пара старается начать новую жизнь, смирившись с прошлыми ошибками, вторая – находит счастье только после промежутка времени. Особое место уделено душевным поискам Левина, исполненным Алексеем Любимовым. Сцена в деревне II помогает артисту раскрыться и показать техническую сторону своего искусства.
«Самым драматичным моментом спектакля можно назвать трио Анны, Каренина и Вронского»
Не пошёл по стопам предыдущих хореографов Шпук в отношении музыкального сопровождения: выбор пал творчество Сергея Рахманинова и польского композитора XX века Витольда Лютославского, чьё искусствовыступало в качестве деконструкции произведений Рахманинова. Безусловно, отказ от музыки Петра Ильича Чайковского, звучащей в других видениях Анны Карениной (в балетах Плисецкой и Ратманского использовалась музыка Родиона Щедрина, который однако при написании своего музыкального решения базировался на темах Чайковского), довольно смелое решение, передать линию Анны фортепиано, которое стало её симфоническим голосом, тоже находка хореографа, но всё же местами выбор произведений немного удивляет: используемые романсы Рахманинова не подходят по смыслу сюжету, а звуковое оформление Мартина Доннера (передающее шум поезда, сенокоса) слишком прерывает повествование.
В декорациях наблюдается минимализм, тонкими штрихами очерчивается атмосфера происходящего. Всё действие происходит в большом бальном зале, в который иногда выносят кушетку (опять напоминание о «Даме с камелиями»), многое воссоздается с помощью видеопроекций (как и «Анне Карениной» Ратманского), а несколько белоснежных берёз освещают темные стены. Несмотря на обстановку, костюмы для артистов получились по-настоящему роскошными. Кристиан Шпук отказался от привычных «юбок-шопенок» и трико, по эскизам британского сценографа Эммы Райот было создано 250 костюмов: длинные платья с юбками из многослойного капрона и кринолина, костюмы тройки. Большие и тяжелые наряды сковывали движения артистов, но спасала техническая несложность балета, все движения, использованные хореографом, позволяли костюмам выглядеть наилучшим образом и представлялись зрителям красивым дополнением, подчеркивающим красоту и элегантность русских танцоров.
Можно с уверенностью сказать, что премьера получилась очень хорошей. Кристиану Шпуку удалось оживить вечный сюжет, а артистам передать внутренний мир персонажей. Хореограф в Цюрихе стремится к тому, чтобы его балеты посещало как можно больше молодых людей, и нет сомнений в том, что данная постановка будет интересна как театралам Российской столицы, так и широкой публике. Тем более, что премьера не только закрывала сезон, но и открывает новый – 98-ой: в конце сентября «Анна Каренина» вновь пройдёт на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Автор: Мария Тарасова