Родить ребенка, открыть бизнес, заниматься одновременно семьёй и любимым делом — звучит как набивший оскомину мотивирующий лозунг. Однако с каждым годом в России всё больше женщин задумываются не только о создании семьи, но и о самореализации. Чтобы помочь им в этом, более чем в 60 регионах России ежегодно проводится образовательная программа «Мама-предприниматель«. Проект предлагает женщинам в декрете и мамам несовершеннолетних детей пройти бесплатный пятидневный интенсив и получить грант в 100 000 рублей на развитие собственного дела.
Мы поговорили с одной из выпускниц программы — Анной Киященко из Ульяновска, которая после работы переводчицей в Танзании основала частную школу английского языка ALOHA с отдельным направлением обучения пилотов. Девушка призналась, что участие в программе помогло ей разобраться в бизнес-процессах, полностью погрузиться в управление и в разы увеличить количество студентов.
Чем вы занимались до того, как решили принять участие в программе “Мама-предприниматель” и открыть свой бизнес?
Я работала преподавателем английского языка. С детства была уверена, что стану учителем. Когда меня спрашивали, что я собираюсь преподавать, я отвечала просто: «Какая разница? Что выучу хорошо, тому и буду учить других». Вначале я разъезжала по квартирам учеников, а через полгода такой жизни поняла, что мне это совершенно не нравится и что нужно найти помещение, где можно было бы проводить занятия. В одной из школ Ульяновска мне предложили бесплатно пользоваться небольшим кабинетом: туда мы с учениками могли приходить с четырех часов дня — после того, как заканчивались основные занятия в школе. Это тоже было не очень комфортно, потому что меня регулярно шпыняли технички, а вахтёры, когда я заканчивала уроки в девять вечера, спрашивали: «Чем вы там со своими студентами занимаетесь?» и делали недвусмысленные намеки. Всё это подтолкнуло меня к решению снять своё помещение.
В этот самый момент Министерство внутренних дел предложило мне отправиться в Танзанию в качестве переводчика — поработать в рамках одного глобального проекта. Я приняла предложение и уехала в командировку на два месяца. Именно после этой поездки я твёрдо решила, что хочу открыть свой бизнес. Как и у многих, у меня почему-то сложилось такое представление, что сейчас я открою своё дело, три месяца поработаю на бизнес, а потом бизнес начнет работать на меня. Разумеется, всё сложилось совсем иначе.
Почему вы твёрдо решили, что вам нужно открыть свой бизнес, именно после поездки в Танзанию?
Это было озарение, я просто поняла, что иначе нельзя.
Какими были ваши первые шаги в предпринимательстве? Как вы открыли школу?
Это было в 2012 году, я тогда не совсем понимала, что преподавать английский и управлять школой — это разные вещи. У меня было очень романтическое представление о бизнесе, взятое из мотивирующих фильмов. Я приехала из Танзании домой, взяла 160 тысяч рублей в кредит, открыла ИП, сняла помещение и открыла школу без каких-либо знаний о бизнесе и маркетинге. Тогда мы привлекали людей, например, размещая акции на Биглионе. Сейчас это уже нерабочая схема. Месяца через четыре после открытия я поняла, что мне нужен второй преподаватель в помощь, а потом ещё один, и ещё… Это стало первым серьёзным шагом вперед, но все равно вплоть до 2018 года мой бизнес был больше похож на самозанятость: я сама вела большую часть уроков, контролировала других преподавателей и совсем не занималась бизнес-процессами. Ради участия в интенсиве я отменила все свои занятия и больше к ним не возвращалась, так как полностью погрузилась в развитие своего дела: прямо во время проекта я решила открыть авиационный учебный центр, где пилоты и другие работники этой сферы могли бы изучать английский язык.
Почему именно это направление?
В нашем городе находится УИГА – Ульяновский Институт Гражданской Авиации. Обязательное требование для будущих пилотов — уверенное знание английского языка. Перед тем, как устроиться на работу, они должны сдать экзамен по английскому, без этого никак. Моя идея открыть новый учебный центр именно для этих ребят стала ответом на уже имевшийся запрос: уже на тот момент к нам приходило очень много пилотов. Они понимают, что институтского английского им мало, хотя у них и довольно сильная программа. Им нужно больше практики. Моей главной бизнес-целью было начать заниматься с пилотами онлайн не только в Ульяновске, но и по всей России. Сейчас среди наших студентов — ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска и других городов России и ближнего зарубежья.
Вы запускали этот проект прямо во время интенсива, верно?
Да, мы и до этого иногда проводили подобные уроки, но не оформляли их в отдельное направление. Как отдельный проект этот учебный центр стал работать во время моего участия в “Маме-предпринимателе”. Под это направление мы обучаем отдельных преподавателей. Это означает, что если человек обращается к нам за обучением по программе авиационного английского, то он будет заниматься со специальным преподавателем в отдельной группе. Авиационный английский — это ведь не просто поговорить про самолеты, преподаватель должен хорошо знать, например, аэродинамику и понимать, как вообще сконструирован самолет, какие системы им управляют. Я сама сдавала в 2018 году экзамен по авиационному английскому в Аэрофлоте и получила тот самый 4 уровень, который необходим пилотам.
Почему вы не зарегистрируете учебный центр как отдельное учебное заведение?
Для этого мы должны получить лицензию на дополнительное образование взрослых. Мы уже собирались отдавать документы на её оформление, но именно в этот момент случилась ситуация с коронавирусом, и Министерство образования приостановило выдачу лицензий до момента, пока всё утрясется. После того, как мы получим лицензию, мы официально зарегистрируем авиационный учебный центр как отдельную организацию.
По какой программе вы обучаете преподавателей?
По нашей собственной, которая формировалась в процессе преподавания. Когда я только начала преподавать авиационный английский, я просто шла по учебникам. Потом стала добавлять дополнительные материалы, собственные наработки, и в результате собрала довольно объёмную и интересную программу. Наши преподаватели сами проходят тот курс, по которому впоследствии обучают студентов. Это позволяет им более тонко прочувствовать тот процесс, в который погружаются наши ученики.
Как бы вы оценили рынок школ авиационного английского? Много ли у вас конкурентов?
Здесь конкуренция, конечно, гораздо меньше, чем в обычном английском. У каждой крупной авиакомпании есть свой центр английского языка, у нас в Ульяновске есть ещё одна школа, которую я могу назвать сильным конкурентом. Официально по России зарегистрировано всего несколько десятков авиационных учебных центров. Но надо понимать, что если кто-то заходит на это поле, скорее всего, это сильный игрок: слабые тут просто не выживут. Представляете, сколько всего нужно изучить, насколько подготовленным нужно быть, чтобы открыть такое узкоспециализированное направление? Кроме того, наличие даже одного конкурента очень ощутимо в этой среде, потому что целевая аудитория у нас невелика. Пилотов ведь в России не миллионы.
Давайте вернемся немного назад, когда вы только открывали бизнес. Как близкие отнеслись к вашей инициативе? Сталкивались ли вы с непониманием и скептицизмом со стороны окружающих?
Близкие поддержали меня и деньгами, и советами, и даже стены помогали красить в помещении, которое я сняла для школы. Скептицизм я встречала со стороны малознакомых людей. Например, однажды я пришла на встречу с друзьями, и один из присутствующих узнал, что я открыла школу английского языка. Он сказал: «Почему-то каждый, кто чуть-чуть знает английский, думает, что он имеет право открывать школу. С чего ты взяла, что имеешь право этим заниматься?». Мне было очень странно услышать такие слова, ведь я была уверена, что и преподавание — это моё, и школа у меня должна быть своя быть.
Вы знали что-нибудь о других школах английского языка в Ульяновске, когда открывали свою?
Нет, я совершенно не изучила рынок, не знала конкурентов. И это мне помогло: уже спустя год после открытия школы, когда мы переехали в просторное помещение, когда у нас уже стало действительно много студентов, я узнала, что в один год вместе с нами в Ульяновске открылась более крупная школа, очень сильная, у нее было около одиннадцати филиалов. Я подумала: как же хорошо, что я ничего не знала об этом в момент открытия “Алохи”. Незнание избавило меня от ограничивающих убеждений.
Поговорим о программе “Мама-предприниматель”. Как вы о ней узнали и почему решили принять участие?
Я была подписана ВКонтакте на Лену Гусеву, которая сейчас занимается социальным предпринимательством в Ульяновске, а тогда работала с программами, направленными на развитие именно женского предпринимательства. В августе 2018 года я увидела у неё объявление о том, что она собирается на женский бизнес-фест в Ульяновскую область и планирует там очень насыщенную программу. Я позвонила Лене, сказала, что хочу поехать, но ночевать там не смогу, потому что у меня огромный живот (я была тогда беременна). Лена рассказала мне про программу “Мама-предприниматель” и предложила в ней поучаствовать. Я была уверена, что мне нельзя: у меня ведь уже есть собственный бизнес. Но она сказала, что если я придумаю какое-то новое направление, то смогу подать заявку.
Как проходило обучение? Чему вы научились на интенсиве, что из программы запомнилось больше всего?
Мы занимались в течение пяти дней целыми сутками: программа была очень насыщенной. Самое важное, чему нас научили — это чётко понимать, кто наш клиент. Казалось бы, это так просто, но когда мы только пришли на тренинг, то были уверены, что хотим, чтобы нашими клиентами были вообще все, кто только можно. Нам объяснили, что “все” равно “никто”, и что с таким подходом мы просто раз за разом будем сливать рекламный бюджет. Нам помогли выяснить, для кого мы создаем свой продукт, в подробностях рассказали о бизнес-процессах и о том, как их наладить, рассказали о маркетинге и других важных вещах. Но, пожалуй, самое главное, что принёс студенткам проект, — это полезные знакомства. Мы попали в бизнес-поток Ульяновска, и это самый важный результат. Благодаря участию в программе я абсолютно перестала проводить уроки в своей школе. Раньше я была уверена, что если отойду от преподавания, школа останется без денег. Но когда подвела итоги с ноября 2018 по ноябрь 2019 года, то увидела, что мы выросли в обороте на 25%.
Ещё одно преимущество программы в том, что вся информация даётся участницам бесплатно. Более того, по окончании обучения можно ещё и выиграть грант на развитие своего дела. Что ещё важно— на проекте стираются границы между теми, кто занимает высокие посты, и начинающими предпринимательницами. Вот тут, например, сидит министр образования Ульяновской области, а рядом с ним — мама в декрете, которая шьёт одеяла. И все участники процесса открыто и свободно общаются между собой в одном пространстве.
Вы поддерживаете сейчас связь с теми, кто обучал вас на программе? Можете ли вы обратиться к ним за помощью, советом?
Да, у нас очень хорошо налажено общение: нас сразу во время обучения включили во множество чатов, в каждом из них состоят эксперты. Мы можем написать им, встретиться, увидеться на бизнес-мероприятиях. Они могут рассказать нам о главных новостях, предстоящих стажировках, выставках, семинарах и других ивентах. Проект открыл у меня второе дыхание, принес много новых коллабораций, возможностей, знакомств.
На конкурсе вы представляли усовершенствованную программу по обучению пилотов или же всю школу целиком?
Мы представляли нашу школу, делая упор на направление авиационного английского. Ему мы уделили наибольшее внимание на презентации нашего проекта. И когда награждали как победителей, озвучили именно этот проект.
Если не думать о пандемии, какие у вас планы на будущее? Хотите открыть филиалы школы в других городах и регионах России?
Я сейчас думаю о том, куда направить усилия. Первый вариант — продолжить открывать филиалы в Ульяновске, второй — сконцентрироваться на онлайн-программе авиационного английского и постараться выйти на международный уровень, например, в Казахстан. Эти проекты совершенно разные, поэтому я хочу выбрать что-то одно. Особенно учитывая, что у меня сейчас маленький ребенок, уже второй, и меня просто не хватит на осуществление сразу всех идей.
Как вы проводите занятия сейчас, в условиях коронавируса и самоизоляции?
Мы перевели в онлайн всех, кто согласился на такой формат обучения, пока не нормализуется обстановка.
Понесли ли вы финансовые потери из-за того, что перешли в онлайн? Например, из-за введения бесплатных пробных занятий. Пришлось ли вам снижать стоимость уроков?
Мы продолжаем работать по тем же тарифам, которые действовали в офлайне. Конечно, это не всем нравится: у нас есть 5 человек, которые сказали, что не будут заниматься за ту же цену, потому что онлайн-уроки должны стоить в два раза дешевле. Чтобы вы понимали, у нас сейчас одно групповое занятие стоит 300 рублей, а если мы разделим эту сумму надвое, то получим 150 рублей за урок. Но я же не могу заставить преподавателя заниматься за такую цену.
Чтобы собрать деньги за время простоя (арендная плата никуда не уходит, хоть арендодатель и снизил цену), мы объявили скидки на апрель и май. Это тоже помогло, люди сразу активировались и купили абонементы на 2 месяца. Это позволило нам собрать какие-то средства.
Можете поделиться какими-нибудь техниками по ”спасению” бизнеса во время карантина?
Главное, что нужно сделать, — постараться максимально сократить все расходы. Когда я поняла, что школу придётся закрыть из-за карантина, я начала анализировать, где мы можем сэкономить. Написала письмо арендодателям, попросила снизить стоимость аренды на 50% на ближайшие три месяца, начиная с 1 апреля. Сначала никто не хотел идти навстречу, но когда ситуация обострилась, и бизнес понял всю серьёзность положения, когда объявили так называемые каникулы — арендодатели согласились смягчить условия.
Далее мне пришлось уволить одного сотрудника, который и до карантина не особо эффективно работал, хотя я и отправляла его на обучение, разговаривала, пыталась “раскачать” и раскрыть его. Ничего не вышло, и за два дня до объявления нерабочих дней нам пришлось с ним попрощаться.
Также мы сделали всё, чтобы обеспечить комфортные условия своим студентам. Многие из них не понимали, что такое Zoom и как он работает. Мы записали для них видеоинструкцию, где объяснили, как скачать и подключить это приложение, как им пользоваться. Если у родителей возникают какие-то сложности, они всегда могут позвонить администратору, и он им поможет. Главное, что сейчас должен сделать владелец бизнеса, — посмотреть на ситуацию глазами своего клиента, понять его “боли” и трудности и помочь решить проблемы.
И ещё один важный момент— нужно поддерживать активное общение со своими сотрудниками, особенно сейчас, когда многие люди очень переживают, что могут потерять работу. Наблюдать за настроением команды, поддерживать её и мотивировать.
Сейчас многие предприниматели пересматривают свои бизнес-процессы, меняют формат работы. Думали ли вы о том, чтобы, например, и после карантина перевести часть преподавателей только в онлайн? За исключением тех, кто уже ведет уроки авиационного английского. Или вообще перевести всю школу в интернет?
У нас есть студенты, которые хотели бы учиться только онлайн. Раньше мы проводили общие занятие по английскому онлайн только в порядке исключения, а теперь увидели, что можно сделать интернет-курс для таких студентов. Лучше мы будем предоставлять и стандартные офлайн-занятия, и онлайн, а человек пусть сам выбирает, что ему удобнее. Но есть один момент: нашу школу в Ульяновске очень любят, людям нравится к нам приходить, у нас уютно и хорошо, студенты всегда это отмечают. Это наше конкурентное преимущество, поэтому отказываться от офлайна мы точно не будем.
Принимает ли ваш бизнес участие в каких-то социальных проектах?
Мы стараемся по мере возможностей. Если проходит какой-нибудь, например, конкурс одаренных детей, мы выступаем в качестве партнёров на мероприятии и предлагаем победителям бесплатные сертификаты на обучение. В 2015-2016 годах у нас училась группа ребят из детского дома. Потом у нас возникли финансовые сложности и пришлось свернуть эту программу, но мы бы очень хотели вновь взять под патронаж детей из детского дома. Также мы проводим благотворительные забеги. К сожалению, у нас нет средств на пожертвования, но мы всегда предоставляем подарочные сертификаты на месяц-два или на полгода обучения в нашей школе.