Новое видение Алисы, кардинально отличающееся от книжного и анимационного, появляется в компьютерных играх: в 2000 году под руководством геймдизайнера Американа Макги была выпущена игра в жанре боевика, так и названная American McGee’s Alice («Алиса Американа Макги»), в 2011 вышло её продолжение – Alice: Madness Returns («Алиса: безумие возвращается»). Как видно из жанра и названия сиквела, мир книги получает более мрачную интерпретацию. Это уже второе и третье путешествия Алисы в Страну Чудес, которые происходят после того, как повзрослевшая героиня теряет семью во время пожара. Находясь в психиатрической клинике, а затем амбулаторно под присмотром психиатра, она пытается справиться с последствиями психологической травмы и разобраться в произошедшем. Страна Чудес в связи с этим воспринимается как прямое отражение внутреннего мира Алисы, и в тоже время как её средство пережить трудности реальной жизни или хотя бы на какое-то время уйти от них. Образы и персонажи этой страны выстраиваются из зрительного опыта Алисы (например, территория Гусеницы наполнена атмосферой Китая и Японии, которые, в свою очередь, навеяны коллекцией опекуна), а психологические травмы выражаются в том, что этот внутренний мир становится опасным и враждебным, и героиня вынуждена спасать страну от угрозы полного порабощения и разрушения, а себя – от безумия. Таким образом, она играет роль героя-спасителя, справляясь с угрожающими ей созданиями с помощью насилия, порой весьма жестокого (обе игры по содержанию ни в коем случае не детские). Сама Алиса в этой версии, если перефразировать истощавшего теперь Чеширского кота, «обзавелась характером»: после пережитого она уже не так удивляется увиденному, но всё ещё постоянно подмечает нестыковки в поведении других персонажей, о чём теперь менее вежливо, но с сарказмом им и заявляет. Оставаясь женственной и хрупкой внешне, героиня перестает быть ребёнком, превращаясь скорее в воина, а входя в особое состояние – и монстра. При этом такая версия напоминает о давних связях истории Алисы и психологии: её считают «безобидным» литературным изображением формы безумия, а в клинической психологии существует синдром Алисы в Стране Чудес – так называют эффект мигрени, когда человеку кажется, что размеры его тела не соответствуют реальным, подобно бесконечным изменениям роста в книге[1].
Последними из современных версий истории Алисы, рассматриваемых в этой статье, станут комиксы «Назад в страну чудес» и «За пределами Страны Чудес» («Return in Wonderland» и «Beyond the Wonderland»), выпущенные в 2007 году издательством Zenescope Entertainment. В этой серии Страна Чудес представляется как объективная реальность – источник безумия и зла в мире, с которым связана семья Алисы и её дочери Кэрролл. И если Алиса Лиддел, также попавшая в Страну Чудес ещё в детстве (но получившая психологическую травму от увиденного там), ещё напоминает книжную героиню, то дочь представляется бунтующим подростком – молодой девушкой, знакомой с сексом, наркотиками и другими недетскими сторонами жизни (надо заметить, что только в этой версии действие перенесено в современность, тогда как в других история развивается в Викторианскую эпоху, XIX век). Теперь реальность Страны Чудес не только изначально опасна для попавшей в неё героини (как в фильме Бёртона), и полна насилия (как в Алисах Американа Макги), но и нарочито сексуализирована, что предает комиксу атмосферу фильма ужасов (к чему есть множество отсылок). История также приобретает характерный для этого жанра поворот – герои обнаруживают параллельное пространство кошмара, которое распространяет своё влияние и на их реальность. Дополнением к этому служат повсеместные приёмы мира комиксов: необычные сюжетные повороты, использование отсылок к современности и сленгу, выстраивание собственной вселенной.
Подводя черту
Рассмотренные нами версии сюжета о Стране Чудес позволяют отследить трансформацию представления о самой героине, волшебной стране и их взаимосвязи. В итоге, интерпретации сюжета книги можно описать следующим образом: детский мультфильм, где понимание героини предельно близко к оригиналу. Далее последовал мультфильм, в котором страна уже становится собственным миром Алисы, где ей уже не так комфортно. Ему в какой-то степени противостоит игра, в которой Страна Чудес представляет собой разрушенное сознание героини, а сама она становится морально «серым» персонажем-воином. Также был рассмотрен фильм, отражающий феминистическую историю борьбы и становления героини через существующую волшебную страну; комикс, в котором показа связь двух современных женщин и жестокой параллельной реальности. Какие выводы можно сделать, рассмотрев все эти интерпретации?
Во-первых, история Алисы действительно «узурпируется», перерастая рамки детской литературы и мультипликации, становясь основой для произведений, предназначенных взрослой аудитории. Это можно рассматривать как типичный случай для постмодернизма, в котором старые истории переосмысляются и рассказываются на новый лад. К тому же, использование изначально «детской» истории позволяет акцентировать некоторые темы, связанные с этим периодом жизни – его идеализацией с невинностью, наивностью, любопытством, дихотомией «опасность-безопасность». Можно также объяснить использование этого сюжета «инфантилизмом» аудитории, выражающимся в том, что люди не желают расставаться с любимыми сюжетами и готовы воспринимать их во взрослом контексте.
Во-вторых, сюжет Алисы проявил свою способность к существованию в разных жанрах и коннотациях: не только детской сказки, но и приключенческого фильма для широкой аудитории, игры-боевика и комикса с элементами хоррора. С другой стороны, существование этого сюжета в виде сказки в оригинале позволяет по-новому расставить акценты в этих жанрах, что связано с указанными раньше темами.
В-третьих, «Алиса в Стране Чудес» в разные эпохи рассматривается с точки зрения разных периодов. Будучи изначально идеалом викторианского ребёнка, она затем становится типичным героем мультфильмов и комедий XX века: шаловливым, но получающим свой урок, или милым и послушным. Сейчас Алиса стала независимой и сильной девушкой, которая может нести в себе как таинственность и зёрна безумия, так и бунтарство.
И в-четвертых, возвращение к истории Алисы и её разные видения могут быть объяснены тем, что этот сюжет выражает столкновение человека с чем-то абсурдным, неизведанным и не поддающемуся существующей роли, порядку вещей, рациональности и установленным правилам поведения. Эту абсурдную среду можно отображать как фантазию, игру, внутренний мир человека, сумасшествие, галлюцинацию или параллельную реальность. Все эти видения едины в том, что они позволяют увидеть существующую реальность «наоборот» – с изнанки, как отражение в зеркале, вверх тормашками (так любил смотреть на мир сам Льюис Кэрролл, описав себя в образе Белого Рыцаря, помощника Алисы, любившего стоять на голове). Мир, в котором всё вроде бы не имеет смысла, может обрести смысл тогда, когда мы посмотрим через него на свою обычную жизнь.
Существует ещё множество не раскрытых здесь версий истории Алисы (например, американский сериал «Alice»), которые в том числе создаются на наших глазах (в мае 2016 года выходит «Алиса в Зазеркалье» того же Тима Бёртона) или существуют параллельно с нами в течение некоторого периода времени (на британской сцене сейчас идет мюзикл «Wonder.land»). Этого говорит нам о том, что «Алиса в стране чудес» остается актуальной темой в нашей жизни и дальше будет порождать новые интерпретации.
Автор: Елена Зверева
Фото: www.insidegames.at
[1] Uca A.U, Hasan H.K. The Alice in Wonderland Syndrome: A Case of Aura Accompanying Cluster Headache. Balkan Med J. 2015 Jul; 32(3): 320–322.