Современная городская политика всё больше концентрируется на формировании имиджа территории. Каждый город хочет иметь своё лицо, которое поможет привлечь туристов, а также удовлетворить его экономические, социальные и культурные потребности. Один из способов стать конкурентоспособным – это стать креативным, то есть выявить и максимально задействовать городские, прежде всего культурные ресурсы.

«Трендом становится раскрытие исторических и духовных активов городов, которые воплощаются в сотворчестве культурных институтов и самих горожан»

От физического к креативному: культурные ресурсы городов

Возможности для продвижения территории многочисленны, но особое место среди них занимает концепция «креативности», развитая Ричардом Флоридой и Чарльзом Лэндри в начале 2000х [1]. Её суть заключается в том, что возникновение и расширение так называемого креативного класса («творческого» социального слоя постиндустриальной экономики [2]) создаёт возможности для развития городов с упором на их культуру. Города, которые смогли эффективно – читай «креативно» – воспользоваться своими культурными ресурсами (к ним относятся как особенности места, так и люди, которые там проживают), процветают и развиваются в ногу со временем. Согласно Флориде, для креативного класса физическое пространство городов – стадионы, городские парки, районы туризма и развлечений – непривлекательны и по большей части неважны [3]. Что представители креативного класса ищут, так это возможность получения нового опыта, коммуникации и разнообразия. Поэтому трендом становится раскрытие исторических и духовных активов городов, которые воплощаются в сотворчестве культурных институтов и самих горожан.

Креативность городов становится залогом их процветания. Источник фото: http://www.liberty.ru

Одной из форм городской креативности является проведение и развитие традиции массовых культурных мероприятий – в частности, фестивалей. Такие события могут рассматриваться как своеобразные points-of-difference города как бренда, особенно если они базируются на местных уникальных культурных ресурсах.

 

Фестиваль как городская «фишка»

Термин «фестиваль» трактуется достаточно широко, однако  в целом под ним может пониматься какой-либо event – событие, которое проходит один или несколько раз в год, длится ограниченное количество времени и обеспечивает участникам досуговые и социальные возможности, которые выходят за рамки повседневности [4]. Характерной чертой фестиваля, которая делает его эффективным способом создания имиджа города, является то, что он обеспечивает создание коммьюнити (местных жителей и туристов), а также преобразовывает обычные городские пространства в среды для проявления креативности. Каждый город имеет собственную уникальную культурную нишу, и если он сможет найти способ её переосмыслить и сделать своей «фишкой», то у него появится конкурентное преимущество перед другими мировыми культурными центрами [5]. Крупный фестиваль создаёт альтернативные источники дохода для городов, где традиционные отрасли промышленности находятся в кризисе [6], и чьи экономические системы, окружающая среда и население пострадали в результате этого. Поэтому фестиваль является одним из мощнейших инструментов обновления городов через культуру.

«Фестиваль является одним из мощнейших инструментов обновления городов через культуру»

Чем хороша зима в Глазго

Celtic Connections – фестиваль, превративший Глазго в столицу фолк-музыки. Источник фото: http://www.bbc.co.uk

Одним из примеров таких успешно реализованных фестивалей может служить ежегодный крупнейший зимний музыкальный фестиваль фолк-музыки Celtic Connections, проводящийся в Глазго [7]. Он был одним из ведущих пунктов в программе преобразования Глазго из города, переживавшего кризис вследствие резкого сокращения числа жителей, в креативный и досуговый центр и один из самых оживлённых городов Соединённого Королевства (так как было необходимо соответствовать статусу «Культурной столицы Европы», которого Глазго был удостоен в1990 году). Обращение к своим культурным ресурсам – а именно народной, и в том числе шотландской музыке – стало действительно креативным решением, которое буквально «сделало» имидж Глазго (по версии The GuardianIf theres something that makes winter time in Glasgow great then its Celtic Connections[8]). Музыкальный фестиваль способствовал превращению города, переживавшего экономический и демографический упадок, в мировую столицу фолк-музыки.

Больше света в Хельсинки

Фестиваль LuxHelsinki стал мощным оружием в борьбе с синдромом недостатка света зимой. Источник фото: http://www.jazztour.ru

Другим интересным примером является фестиваль LuxHelsinki, прошедший седьмой раз с 6 по 10 января 2016 года. Его суть очень проста: улицы города заполняются световыми инсталляциями, по которым проводятся экскурсии, вперемежку с разнообразными мастер-классами и едой от мастеров стрит-фуда. Основной идеей, которая сделала его известным во всём мире (например, в прошлом году фестиваль посетило более 200 тысяч человек [9]), стало противостояние света и тьмы. В Финляндии длительная тёмная зима сопровождается сезонными понижениями настроения жителей – так называемым синдромом недостатка света, – и фестиваль явился своеобразным выходом из зимней хандры. Недостатки темноты были вытеснены её преимуществами: город объединился через «символику света» [10]. В фестивале участвуют не только художники-инсталляторы, но и местные жители, которые могут украшать дворики своих домов или витрины магазинов. Свет стал одним из брендов города Хельсинки, что поспособствовало увеличению как экономического, так и социального капитала города.

Кроме того, креативное использование культурных ресурсов местности содействует:

  • «Возрождению» городов [11] (например, в рамках программы «Культурная столица Европы» Салоники в 1997 году осуществили обновление городского центра, развитие запущенных районов и реконструкцию многих исторических зданий);
  • Созданию культурной инфраструктуры, оживлению культурной жизни города. Так, Эдинбургский международный фестиваль был впервые проведён в 1947 году сразу после окончания Второй мировой войны с изначальной целью возродить и стимулировать культурную жизнь города и поднять дух его жителей;

Эдинбургский международный фестиваль – яркий пример оживления культурной жизни города. Источник фото: http://aviacheaps.ru

  • Возникновению не только физического пространства, но также «творческих мест»: фестивали становятся пространством для встречи и установления коммуникации между местными жителями и туристами, зрителями и создателями. Так, фестиваль искусств «Фриндж», являющийся самостоятельной частью Эдинбургского фестиваля, открыт для участия всем желающим и ежегодно собирает множество профессионалов и любителей на более чем 250 площадках, большинство из которых уличные. Город сам становится креативным пространством, в котором публика творит совместно с художниками [12];
  • Созданию партнёрства между государственным и частным секторами (как в случае с фестивалем света в Хельсинки), развитию культурного туризма и, соответственно, экономической, социальной и культурной выгоде.

Автор: Марина Козодаева

Источник фото: https://i.ytimg.com/vi/uHL2JPi3ZUE/maxresdefault.jpg

[1] Matthew W. Rofe & Clare L. Woosnam. Festivals as a vehicle for place promotion: cars, contestation and the creative city ethos // Landscape Research. 2015. Р. 1-2.

[2] Florida, R. L. Cities and the creative class // City and Community, 2003. Р. 3–19.

[3] Там же.

[4] Katja Pasanen , Heidi Taskinen & Jenni Mikkonen. Impacts of Cultural Events in Eastern Finland Development of a Finnish Event Evaluation Tool // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. Р. 112-129.

[5] Ч. Лэндри. Креативный город. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-ХХГ , 2006.  С. 32.

[6] Ч. Лэндри, Л. Грин, Ф. Матарассо, Ф. Бьянчини. Возрождение городов через культуру. Перевод М. Бадхен. Издательство «Нотабене», С.-П. 1999. С. 33.

[7] Celtic Connection: about. // http://www.celticconnections.com/about/Pages/default.aspx.

[8] Celtic Connections 2015 – the acts not to miss // The Guardian. 12.01.2015.

[9] Фестиваль света LuxHelsinki начинает год 6.-10.1.2016. // http://www.hel.fi/www/uutiset/ru/lux_helsinki.

[10] Ч. Лэндри. Креативный город. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-ХХГ , 2006. С. 142-145.

[11] Yi-De Liu. Cultural Events and Cultural Tourism Development: Lessons from the European Capitals of Culture // European Planning Studies. 2014. Р. 498-514

[12] Фестивали в Эдинбурге // http://ria.ru/spravka/20130802/953493644.html.