С конца ноября 2015 года в сети регулярно стали появляться рассуждения о «революции» в жанре русского рэпа, перевороте «игры», наступлении новой музыкальной эпохи. Так или иначе, в этих отрывочных высказываниях есть доля правды: события, происходящие в русском рэпе, в 2015 году окончательно вышли за узкие рамки андеграунда (см. Судебное разбирательство о запрете текстов группы Кровосток, выступление Oxxxymiron’а в программе «Вечерний Ургант»), а сам отечественный рэп наконец-то эволюционировал в респектабельный музыкальный жанр, преодолев свой долгий путь от подъездно-уличных речитативов и подражания англоязычным рэперам к зарождению целой плеяды новых талантливых артистов, утвердивших главенство стиля, самобытного звучания и замысловатых текстов, наполненных филологическими изысками. Результатом такой творческой эволюции стало впечатляющее число вышедших в 2015 году релизов, минимум с 10 из которых стоит ознакомиться, дабы со всей очевидностью осознать, что слушать русский рэп теперь вовсе не стыдно, и почему этот жанр уже занял своё (лидирующее) место в иерархии современной российской музыкальной индустрии.

10. Boulevard Depo – ОТРИЦАЛА

 

Источник фото: boulevarddepo.bandcamp.com

Лонгплей рэпера Boulevard Depo, известного в качестве создателя стремительно набирающего обороты движения Yungrussia, поражает в первую очередь жанровым разнообразием: музыкальное обрамление состоит из ремиксов на русскую поп-музыку и вич хауса, вэбпанка и вейпорвэйва, южного хип-хопа и кислотного чилл вэйва. Иными словами, «ОТРИЦАЛА» – собрание всех актуальных и давно забытых электронных субжанров, существующих исключительно в интернет-пространстве. Собственно рэп на микстейпе не так уж и примечателен (хоть и не лишён искромётных находок), поэтому слушать нужно для того, чтобы иметь представление о многочисленных «цифровых» течениях, ведь это главное достоинство данного релиза.

9. Rigos & BluntCath – На Реальных Событиях

 

Источник фото: music.yandex.ru

Петербургский дансхолл-артист Rigos, сумевший после выпуска в 2014 году совместного с Guf’ом альбома «420» добиться некоторой популярности уже как рэпер, в этом году записал свой второй сольный альбом, но справедливее всё же сказать, что «На Реальных Событиях» – результат работы тандема Rigos’а и продюсера BluntCath’а, отвечающего за музыкальную составляющую альбома, и без чьего звучания треки Rigos’a невозможно было бы представить. Как недвусмысленно следует из названия лонгплея, все тексты описывают действительно происходившие в жизни рэпера события, истории которых зачитаны неспешным и язвительным флоу с наложенным поверх автотюном. Всё это вместе с куплетами от приглашённых звёзд отечественной хип-хоп сцены создаёт удачный по находчивости микс, отлично подходящий для прослушивания в расслабленном состоянии.

8. ЛСП — Magic City

 

Источник фото: itunes.apple.com

В третьем студийном альбоме белорусскому исполнителю Олегу Савченко, выступающему в группе ЛСП совместно с битмейкером Ромой Англичанином, удалось в некоторой степени уйти от ранее использовавшихся тем, выпустив свой первый концептуальный альбом, отсылающий к произведениям Чарльза Буковски и экспериментам Kanye West’a со звучанием и лирикой на его альбоме «808s & Heartbreak». Смешав алкогольную тематику с бордельной эстетикой и южноамериканским хип-хопом начала двухтысячных, ЛСП проводят своего героя, напоминающего Тома Уэйтса, променявшего бурбон на «спрайт», через злачные места мифического и неонового Мэджик Сити, в котором его ждёт много лжи, страсти и порока. Альбом получился на удивление цельным и обладающим непривычным и странным для российского уха звучанием, что, конечно же, только добавляет ему обаяния.

7. Horus – Дом Тысячи Сквозняков [EP]

 

Источник фото: itunes.apple.com

Мистический и макабрически сильный мини-альбом «обновлённого» представителя чувашской волны Horus (ранее выступал в коллективе «Проект Увечье» под именем Луперкаль), с самого начала погружает в дебри интроспекции и ностальгического переживания прошлого, в поиски бытийствующего себя в призрачной реальности и бесстрастном потоке времени. Здесь затрагиваются подсознательные личностные темы, спрятанные под усложнёнными рифмами и глубоким музыкальным массивом от выдающегося продюсерского дуэта Dark Faders, придавших «Дому Тысячи Сквозняков» необходимый тёмный контраст.

    6. Guf – Ещё

 

Источник фото: music.yandex.ru

Четвёртый сольный альбом легендарного Guf’a, который вряд ли нуждается в представлении, примечателен тем, что рэперу удалось сохранить характерные черты своего классического речитатива (откровенное общение со слушателем, прямолинейный и просторечный стиль, рассказ о реальных персонажах без упоминания имён), которые плавно вписались в новомодную музыкальную действительность. Истории о жизни теперь читаются Guf’ом под ультрасовременные биты BluntCath’a, хотя сам он не стремится влиться в «новую волну», оставшись верным себе и своему проверенному годами флоу. Именно поэтому Guf практически единственный «олдскульный» российский рэп-исполнитель, чей последний релиз уверенно встаёт вровень с произведениями молодых и энергичных рэперов, и своё место в современной индустрии он получил вполне заслуженно.

5. Кровосток – Ломбар

 

Источник фото: music.yandex.ru

Неверно было бы отрицать тот факт, что смена парадигм в российском хип-хопе началась именно с произведений группы Кровосток. Изначально задуманный как арт-проект, выхолащивающий и обыгрывающий темы гангста-рэпа, Кровосток за 11 с лишним лет существования окончательно укрепился в звании если и не главного интеллектуального хип-хоп коллектива России, то, по крайней мере, самого двусмысленного и нетривиального. В альбоме «Ломбард» акценты немного смещаются в сторону готического и депрессивного сторителлинга, поскольку здесь рэперы обращаются к неисследованным ими ранее хтоническим мотивам и невыразимому ужасу, испытываемому от переживания смерти и получения «загробного» опыта. В остальном же приёмы Кровостока остались прежними: во главе угла стоят метамодернистская ирония и подстрочный символизм, получившие второе дыхание в связи с заметной, но не радикальной сменой тематики. Иными словами, «Ломбард» не совершил революции в жанре, но убедительно показал неиссякаемый потенциал Кровостока к созданию постироничных хип-хоп полотен.

4. Скриптонит – Дом с Нормальными Явлениями

 

Источник фото: music.yandex.ru

До выхода в конце ноября своего дебютного альбома «Дом с Нормальными Явлениями», стремительно ворвавшийся в индустрию Скриптонит почти не получал внимания от умудрённой временем рэп-аудитории. Ситуация изменилось, когда неожиданно сильный и уверенный дебют артиста вызвал целый всплеск восторженных мнений. Отбросив же все поверхностные суждения, можно смело утверждать, что альбом Скриптонита действительно стал крупным явлением для отечественного хип-хопа, поскольку рэпер сумел с завидным размахом продемонстрировать собственный специфический и идущий наперекор всем модным веяниям стиль, обрамлённый сложным и запутанным звучанием. Даже несмотря на то, что с точки зрения текста и техники Скриптонит далеко не фаворит, его неординарный и монолитный альбом, поразивший закостенелую публику таким громким выражением творческой индивидуальности, можно считать вехой, как для самого артиста, готовящегося выпустить вскоре второй альбом, так и для развития русского рэпа в целом.


3. PHARAOH
DOLOR

Источник фото: hip-hop.ru

Молодого артиста Pharaoh, участника объединения Dead Dynasty и одного из самых обсуждаемых в 2015 году рэперов, можно сколь угодно долго обвинять в подражании американским клауд-рэп исполнителям, в частности, Bones, с которым у Pharaoh’a и правда много общего, начиная от биографии и заканчивая стилевыми приёмами, но нельзя не признать и того, что Pharaoh вышел за пределы пресловутых трилла и клауд-рэпа достаточно далеко, и микстейп «DOLOR» – лучший тому пример. Некрореализм бьющих через край боли, агонии, юношеской депрессии и суицидального лиризма отсылает скорее к диктовавшим моду в 2007 году эмо-группам, нежели к трэп сцене или интернет явлениям вроде Yung Lean. Заслуга Pharaoha’a тут в том, что он не только «вернул свой 2007-й», но и вывел вечный архетип «teenage angst» на неведомый уровень для всей хип-хоп сцены в принципе, достигнув максимума эклектичности в своём трилл-эмо-панк-клауд-рэпе, при этом ухватив нерв современного разговорного русского языка, звучащего на микстейпе во всём своём разнообразии. «DOLOR» содержит и много преходящего, что, конечно, не отменяет его вневременной тематики и искусно слаженной формы, наиболее удачно характеризующей 2015 год как явление, которое новые поколения будут стремиться вернуть вместо порядком поднаторевшего и потерявшего шарм 2007-го.

2. Oxxxymiron – Горгород

Источник фото: music.yandex.ru

​В адрес первого лонгплея Oxxxymiron’a, бесспорно, самого громкого и популярного на данный момент русскоязычного рэп-автора, было высказано достаточно критики, в первую очередь, по поводу несогласованности и разобщённости треков. Во втором же сольном альбоме артиста (по сути, главного долгостроя в истории русского рэпа: публика ждала его без малого 4 года), бросается в глаза не только чрезмерная цельность и тотальная привязка песен друг к другу, но и стремление Oxxxymiron’a уйти от созданного им же стиля, разрушить все стереотипы и догмы, сложившиеся вокруг рэпера. «Горгород» представляет из себя 11-трековый роман, полный тонких реминисценцией к искусству, философии, религии, политике, с удручающе простой и незамысловатой концепцией. Не вдаваясь в семиотический и текстологический анализ, хочется отметить уникальность альбома как первого произведения, выполненного в рамках инновационного жанра, именуемого самим Мироном «книжным хопом», то есть рэпом с хитросплетёнными рифмами/отсылками и лежащим в основе литературным каркасом, а не эстетическим универсумом «подъездных» речитативов. В этом и кроется то значение, которое «Горгороду» придаётся вовсе не зря, а именно статус этапного альбома, проложившего путь для новых героев русского рэпа, и на чьей почве, возможно, возрастут новоиспечённые последователи начатого Oxxxymiron’ом движения.

1. ATL – Марабу

 

Источник фото: music.yandex.ru

​Концентрированный российский хип-хоп образца 2015 года в 10 треках (главах) от героя чувашской сцены ATL. Всех шероховатостей и недостатков, присущих работам рэперам новой волны, «Марабу» попросту лишён. Не слишком заумен, и далеко не так прост, как может показаться поначалу, он не затянут и не слишком быстр, связующая концепция одновременно метафорична, увлекательна и не перегружена излишними коннотациями, поэтому будет понятна даже тем, кто не знаком с произведениями Ирвина Уэлша. В плане музыки альбом ATL’a также оказался выигрышным: синтетические минусовки, при создании которых продюсеры вдоволь поигрались с разнообразием электронных жанров, максимально точно отражают настроение текстов рэпера, дополняя их, но не привлекая лишнего внимания и не перетягивая на себя одеяло. «Марабу» смеётся в лицо танатосу и эросу, предлагая отвлечься от тщетной меланхолии и станцевать вместе с кислотным аистом. Слушайте, закрыв глаза, полёт будет по-импрессионистски эффектным и запоминающимся, хоть и не самым долгим.

Автор: Максим Литвинов
Фото: Анастасия Топонен