С момента изобретения синематографа французами братьями Люмьер в 1895 году и появления первых 50-ти секундных лент французское кино претерпело значительные изменения. Кинематограф двигался вперед, где-то подстраиваясь, а где-то, наоборот, влияя на действительность, но единственное, что оставалось неизменным – это колорит, чувственность и притягательность французского кино. Ленты, созданные французами, можно любить, а можно ненавидеть, но равнодушными они не оставляют никого. Наверное, это связано с тем, что, французы ничего не делают наполовину, как рассказывает в своей книге модель, писатель и, что важнее, закоренелая парижанка Каролин де Мегрэ. Чтобы вникнуть в суть французского кинематографа и понять, что же в нём такого особенного, мы решили проследить за его развитием с самого зарождения до того момента, как он уже прочно занял собственную нишу на мировом уровне.

1950-е

«Хиросима, любовь моя»

«Hiroshima mon amour»

1959 год

Режиссёр: Ален Рене

В главных ролях: Эмманюэль Рива, Эйдзи Окада

Сюжет фильма разворачивается в Хиросиме в течение двух суток и рассказывает историю яркой, но короткой любви, вспыхнувшей между французской актрисой (Эмманюэль Рива) и японским архитектором (Эйдзи Окада). Роман с японцем вызывает у героини воспоминания о своей первой любви с немецким солдатом, который был убит во время войны, а героиня публично опозорена за отношения с врагом.

Съёмка ещё более усиливает мотив повтора. Ален Рене намеренно накладывает прошлое на настоящее, тем самым разрушая единое ощущение времени. В «Хиросиме, любовь моя» мы чувствуем силу первой любви, значение войны, а также важность обмена ощущениями и мыслями между людьми. Военные события постоянно прерываются любовными сценами между героями, что даже может создавать впечатление, будто это что-то неуместное и неуважительное, но это не так. Как было замечено в статье в The New York Times, вышедшей на следующий день после премьеры фильма, так проявился женский взгляд сценариста, Маргарит Дюраст.  Любовь не обязана вписываться в жизненные рамки, она просто должна существовать, что и доказала нам история уже почти 60-тилетней давности.

1960-е

Французская новая волна и теория авторского кино

Французская новая волна – так можно назвать период в кинематографе конца 50-х-начале 60-х годов. Она выражалась в отказе от коммерческой стороны кино и от избитых клише. Такое явление характерно для молодых режиссёров, которые часто экспериментировали в своих картинах, пытаясь найти свои уникальные приёмы. Поскольку все они первоначально были критиками и журналистами, превосходная теоретическая подготовка помогала им оперировать уже известными знаниями, создавая новое.

Жан-Люк Годар, источник фото: 2queens.ru

«На последнем дыхании»

«À bout de soufflé»

1960 год

Режиссёр: Жан-Люк Годар

В главных ролях: Жан-Поль Бельмондо, Джин Сиберг

«На последнем дыхании» – первый фильм одного из пяти основоположников французской новой волны, Жана-Люка Годара. По жанру это криминальная драма, но режиссёр мастерски уходит от банальности и в центр действия ставит личности героев.

Мишель Пуакар (Жан-Поль Бельмондо) – мелкий угонщик автомобилей, который невольно убивает полицейского на дороге. Но он, рискуя, не отправляется в бега, а едет в Париж, чтобы собрать больше денег для побега и забрать с собой свой предмет воздыхания, студентку-журналистку Патрицию (Джин Сиберг). Главной целью Мишеля становится «угон» этой амбициозной, симпатичной американки, но Патриция, несмотря на несомненную интеллектуальность, не обладает каким-либо жизненным ориентиром, поэтому к концу фильма герой оказывается вовсе не в радужных чувствах именно из-за своей возлюбленной. Интересно, что этим фильмом Годар предугадал волнения среди молодёжи, вспыхнувшие в мае в 1968, приведшие к отставке президента Шарля де Голля и коренным изменениям в французском обществе.

Джин Сиберг

Определенно стоит отметить блестящую режиссуру Годара. Известно, что он не придерживался основного сценария и давал реплики актёрам по ходу самих съёмок, чтобы добиться от них максимально ярких эмоций. Также он использовал «плавающую камеру, нелепые инциденты, джамп-каты и отсылки к иконам американского кино, которые он любил и ненавидел одновременно».

 

 

 

 

«Шербурские зонтики»

«Les parapluies de Cherbourg»

1964 год

Режиссёр: Жак Деми

В главных ролях: Катрин Денёв, Нино Кастельнуово

 

Этот фильм стал визитной карточкой ещё юной и никому не известной Катрин Денёв, которая обрела всемирную популярность, исполнив роль Женевьевы. Интересно, что изначально на главную героиню должна была сыграть певица Изабель Обре, но из-за страшной автомобильной катастрофы она не смогла принять участия в картине. У Денёв же был роман с другом режиссёра, который и предложил попробовать свою девушка на эту роль. И не прогадал. Фильм ожидал бешеный успех и золотая пальмовая ветвь на фестивале в Каннах 1964 года.

В фильме нет ни одного разговора, а общаются герои исключительно посредством песен, созданием которых мы обязаны блистательному композитору Мишелю Леграну. В центре сюжета стоит история двух возлюбленных, Женевьевы и Гийома, которым из-за превратностей судьбы не суждено быть вместе. Гийом или просто Ги работает простым автомехаником, а его возлюбленная Женевьева продаёт зонтики в магазине своей мамы, который так и называется: «Шербурские зонтики». Картина разделена на три части: Отъезд, Разлука, Возвращение.

В первой части зритель наблюдает за растущей любовью между молодыми людьми, которая трагически обрывается войной в Алжире.

Во время «разлуки» дела у семьи Эмери идут очень плохо, и они оказываются в шаге от долговой ямы. К счастью для их семьи, но несчастью Женевьевы, на их пороге появляется богатый ювелир Ролан Касар, влюблённый в молодую девушку и готовый заботиться о ней даже с ребёнком от Ги. Она принимает это предложения, так как уже не надеется на то, что механик помнит её, и тем более не подозревая, что он попал в госпиталь.

«Возвращение» знаменует новую жизнь героев. Ги вернулся с войны, женился на Мадлен, сиделке его матери, которая была безответно влюблена в него, и купил небольшую автозаправку. Женевьева же живёт со своим мужем и дочкой в Париже. Но герои всё-таки встречаются вновь. Спустя 5 лет на заправке останавливается шикарный автомобиль. Это оказывается заправка Гийома, а машина Женевьевы, но у каждого уже своя жизнь, и исправить ничего нельзя.

1970-е

«Я тебя люблю…Я тебя тоже нет»

«Je t’aime… moi non plus»

1976 год

Режиссёр: Серж Генсбур

В главных ролях: Джейн Биркин, Джо Даллесандро, Юг Кестер

Название фильма происходит от одноимённой песни, записанной Сержом Генсбуром и Джейн Биркин, «Je t’aime… moi non plus». Изначально она была записана с Брижит Бардо, но по какой-то причине не была выпущена, а известным стал именной этот вариант. Более того, её часто можно слышать, играющей на фоне разворачивающихся сцен в фильме. Серж и Джейн познакомились друг с другом на съёмках фильма «Слоган», и как вспоминает Джейн: «Это была любовь с первого взгляда».

Два главных героя – молодые люди нетрадиционной сексуальной ориентации, которые являются любовниками. Они развозят мусор и однажды недалеко от одной из помоек находят всеми забытый бар. В нём работает мужеподобная девушка, Джонни, в которую влюбляется один из парней, Красски. Между ними начинается роман, что, конечно же, не устраивает Падована. Он пытается найти замену своему возлюбленному, но у него ничего не получается. Тогда перед Красски встаёт выбор: с одной стороны Джонни, которая просит прогнать другого парня, с другой, Падован, который хочет убить Джонни из-за ревности. В итоге, выбор падает на бывшего возлюбленного, и они уезжают, навсегда покидая Джонни. Что примечательно, эта лента – одна из первых картин, раскрывающая тему гомосексуализма, которая сейчас уже не кажется настолько революционной, при этом впервые в России была показана только в 2004 году на фестивале, посвящённом Сержу Генсбуру.

1980-е

«Невезучие»

«La chèvre»

1981 год

 

«Папаши»

«Les compères»

1983 года

 

«Беглецы»

«Les fugitifs»

1986 год

 Режиссёр: Франсис Вебер

В главных ролях: Жерар Депардьё, Пьер Ришар

Эти три ленты представляют собой классические французские комедии, снятые королём французской комедии Франсисом Вебером. Этот жанр эпохи 70-х-80-х ознаменовал блистательный дуэт Ришара и Депардьё. Вышеперечисленные картины относятся к «ситуативным комедиями». Их суть – «невезучие» герои, которые постоянно попадают в различные неловкие, смешные ситуации. Как правило, они не особенно связаны друг с другом по смыслу и появляются в фильме согласно правилу «чем абсурднее, тем смешнее».

Так, в первом фильме, «фатально невезучий человек» и частный детектив отправляются на поиски дочери президента крупной компании, которая из-за собственной способности попадать в неловкие ситуации оказалась в плену у местных мексиканских бандитов. После уморительных поисков, они всё-таки находят девушку и спасают её.

В «Папашах» разворачивается семейная «драма», когда семнадцатилетний Тристан сбегает из дома и на его поиски отправляются два последних любовника его матери. Самая забавная деталь – это то, что оба мужчины думают, что они его отцы. В конце концов, правда выходит наружу и Тристан находит общий язык со своим родным отцом. Хорошо известны саундтреки, созданные композитором Владимиром Космой ко всем трём фильмам.

 

«Беглецы» – заключительная картина с участием знаменитого дуэта. Нашумевший грабитель банков Жан Люка только вышел из тюрьмы и приходит в банк, чтобы просто открыть счёт, но вдруг в здание врывается грабитель-неумёха и берёт его в заложники. Этим грабителем является Франсуа Пиньон – безработный, живущий со своей маленькой дочерью, которая после смерти матери отказывается говорить. В итоге, ситуация меняется так, что уже Люка должен спасать семью. Из-за череды приключений они все проникаются симпатией друг к другу, а Жанна, дочь Пиньона, снова начинает разговаривать. К сожалению, у полиции были другие планы, и девочка попадает в детский приют, где чуть не погибает. Но всё заканчивается хорошо: Люка помогает отцу спасти свою дочь, сбежать в Италию, а после раздумий отправляется туда с ними. Огромный заряд доброты, веселья и приключений при просмотре гарантирован!

1990-е

«Леон»

«Léon»

1994 год

Режиссёр: Люк Бессон

В главных ролях: Жан Рено, Натали Портман, Гари Олдман

Нет смысла особенно углубляться в сюжет. Чтобы понять, зачем нужно смотреть этот фильм, его нужно просто посмотреть и такой вопрос отпадёт. Он является классикой французского кинематографа нового времени, который, как ни забавно это звучит, но появился на свет совершенно случайно. А именно из-за того, что Брюс Уиллис был занят другим проектом и не мог сниматься в «Пятом элементе», Люк Бессон решил не распускать съёмочную группу и снять новый фильм, которым и оказался «Леон». Сценарий к нему был написан самим режиссёром за 30 дней, а снят за 90.

Главным героем картины является Леон, профессиональный убийца, который становится свидетелем жестокого убийства семьи коррумпированными полицейскими. Единственный ребёнок, оставшийся в живых – это Матильда. Возвратившись домой, она понимает, что случилось с её семьёй, и стучится к Леону, который хоть и неохотно, но впускает её к себе. Так начинается сотрудничество и даже совместная жизнь Леона и Матильды.

Роль Леона была написана специально для Жана Рено, и режиссёр говорил, что он не мог представить никого другого вместо него. С персонажем Матильды было намного больше вопросов, но, изначально отвергнутая одиннадцатилетняя Натали Портман, всё же убедила режиссёра своей игрой и заняла своё законное место в команде. Спустя 21 год после выхода фильма вряд ли можно подумать, что Леона и Матильду сыграл бы кто-то иной, а стиль героев и атмосфера Маленькой Италии, которая на самом деле является Парижем, до сих пор вдохновляет.

2000-е

 «Амели»

«Le Fabuleux destin d’Amélie Poulain»

2001 год

Режиссёр: Жан-Пьер Жёне

В главных ролях: Одри Тату, Матьё Кассовиц

«Эту девушку зовут Амели Пулен». Так начинается необыкновенная история, которая объединила всех мечтателей на земле задолго до «Ла-ла-Лэнда». Амели постоянно живёт в своих фантазиях и разговаривает с воображаемым другом-крокодилом. Ей ошибочно диагностировали порок сердца, поэтому ей пришлось обучаться на дому. Тем самым она потеряла возможность найти себе друзей. Это всё могло бы быть остро психологичной драмой, если бы не сама главная героиня: никакие жизненные обстоятельства не смогли сделать её нелюдимой. Совсем нет. Она стала ещё больше тянуться к людям, Амели старается понять их, а вот они, наоборот, называют чудачкой. Но однажды её жизнь меняется. Из-за того, что она опоздала на поезд, ей приходится ночевать в метро, где она видит мужчину. Он ищет что-то вокруг фотобудки, чем и привлекает внимание Амели. Они встречаются вновь и вновь, но в один момент он теряет свой блокнот. Так, мы узнаём, что этот мужчина, Нино Кенкампуа, собирает неудачные снимки из фотокабинок, которые не понравились людям. Из всех этих снимков выделается лицо человека, которое не выражает никаких эмоций. Амели отправляется на поиски этого самого человека, где и встречается с Нино. Оказалось, то же самое беспокоило и его. Так они понимают, что созданы друг для друга. Каждый найдёт что-то своё в этом кино, но можно с уверенность сказать, что это история о потерянной девушке, которая была настолько очарована миром, что не находила себе в нём место. Наверное, для любого человека где-то существует «якорь», который удерживает его на месте и не даёт потеряться. Таким якорем для Амели и стал Нино.

«8 женщин»

«8 femmes»

2002 год

Режиссёр: Франсуа Озон

В главных ролях: Даниэль Дарьё, Катрин Денёв, Изабель Юппер, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Вирджини Ледуайен, Людивин Санье, Фирмин Ришар, Доминик Ламюр

Режиссёр возвращает нас в 1950-е годы, Рождество. Семья собралась на празднование, но случается непоправимое: они находят хозяина особняка заколотым. Они не могут вызвать полицию или доехать до города, так как кто-то перерезал телефонный провод и испортил зажигание в машине. Поэтому 8 женщинам: жене убитого, двум его дочерям, его сестре, тёще, сестре жены, служанке и кухарке, приходится начинать собственное расследование. Все отрицают свою вину, но позже начинают всплывать интересные подробности. Так кто же всё-таки виноват? Может быть, все они…?

2010-е 

«1+1»

«Intouchables»

2011 год

Режиссёр: Оливье Накаш

В главных ролях: Франсуа Клюзе, Омар Си

Фильм о настоящей человеческой дружбе, силе духа и желании жить. Филипп – богатый аристократ, который оказывается парализован из-за неудачного полёта на параплане. Он окончательно замкнулся в себе, очерствел к окружающим и к жизни в целом. Дрисс – выходец из Сенегала с криминальным прошлым и без гроша за душой. Но их дороги пересекаются. Дрисс не по собственной воле устраивается сиделкой к Филиппу. Их не могло ничего связывать, но из-за того, что они так хорошо друг друга дополняли, мы смогли наблюдать за одной из самых трогательных историй в кинематографе. Филипп наконец понимает, что его жизнь не закончена, он всё-таки встречается с женщиной, с которой он переписывался долгое время. А Дрисс начинает рисовать (совсем не важно, получается у него или нет), учится отвечать за свои поступки. И, конечно, они оба обрели настоящего друга.

«Жизнь Адель»

 «La vie d’Adèle»

2013 год

Режиссёр: Абделатиф Кешиш

В главных ролях: Адель Экзаркопулос, Леа Сейду

Адель – обычная школьница со своими подростковыми проблемами. Но в один момент она понимает, что её больше привлекает незнакомая девушка с синими волосами, чем Самир, парень, которой уделяет ей внимание. Эмма – художница с синими волосами, с которой она знакомится и начинает проводить всё больше времени. В школе начинают ходить нелестные слухи, а когда-то лучшая подруга начинает сторониться её. Но, несмотря на вспыхнувшую страсть между девушками, у них слишком разные цели, и они начинают отдаляться друг от друга. У Адель есть чёткие планы на жизнь, Эмма же пытается реализовать себя как художник. Во второй части их отношения окончательно сходят на нет. Эмма не стесняется своих отношений с девушками, а Адель никак не может «выйти из шкафа». В итоге, Адель начинает встречаться со своим коллегой, и они окончательно расстаются.

Несмотря на то, что в центре сюжета стоит гомосексуальная пара, зритель не воспринимает это как нечто экстраординарное, мы просто наблюдаем за развитием отношений между двумя людьми.

2010-е ещё идут, а это значит, что Франция способна удивить нас ещё чем-то – остаётся только ждать, следить и каждый раз убеждаться: французский кинематограф настолько многогранен, что каждый может найти себе фильм по душе.

Фильмы, о которых вы, возможно, не слышали, но которые вам, возможно, будет интересно посмотреть:

  1. «Париж глазами…» 1965 год (Реж. Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жан Руш, Жан Душе, Жан-Даниэль Поллет)
  2. «Мужское-женское» 1966 год (Реж. Жан-Люк Годар)
  3. «Слоган» 1969 год (Реж. Пьер Грембла)
  4. «Профессионал» 1981 год (Реж. Жорж Лотнер)
  5. «Девушка на мосту» 1999 год (Реж. Патрис Лемонт)
  6. «Хористы» 2004 год (Реж. Кристофф Баратье)
  7. «Генсбур. Любовь хулигана» 2010 год (Жоанн Сфар)
  8. «Париж-Манхэттен» 2012 год (Реж. Софи Леллуш)
  9. «Ревность» 2015 год (Реж. Филипп Гаррель)
  10. «Иллюзия любви» 2016 год (Реж. Николь Гарсия)

Автор: Мария Терк

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.