Сложно представить современного городского жителя, который бы не знал, что такое Zara и что там продают. Более 2000 магазинов, расположенных в 88 странах по всему миру, приносят компании миллиарды евро в год. Как же бренд обеспечил себе такой успех?

peoples.ru

Основатель империи

Сегодня Амансио Ортега один из самых богатых людей в мире. Предприниматель не один раз обгонял Билла Гейтса в рейтинге Forbes, но всякий раз стоимость акций Microsoft росла, и Гейтс возвращался на первую позицию. Амансио Ортега бросил школу в 12 лет, а через 2 года он уже работал в ателье. В 1972 Амансио вместе с первой женой Росалией Меро открыл фабрику по производству халатов и женского белья, но в результате отмены одного из заказов Ортега остался без денег и с готовым товаром. В 1975 году он решил самостоятельно распродать всю партию, и 15 мая открылся небольшой магазин «Zobra» (позже — Zara) на центральной улице испанского города Ла-Корунья. Магазин пользовался спросом у клиентов, и Амансио Ортега стал открывать Zara по всей стране. В 1988 году торговая сеть покинула пределы Испании и открыла первый филиал в Португалии, городе Порто. Дальше бренд начал стремительно развиваться: в 1992 году торговая марка стала продаваться в Мексике, Бельгии и Швеции, через год в Греции, в 1995 на Мальте и в 1996 на Кипре. К концу второго тысячелетия Zara открыла филиалы в Германии, Польше, Нидерландах, Великобритании, Израиле, Турции, Мексике, в Японии и на территории Восточной Европы. Ортега создал компанию Inditex, где объединил все магазины Zara. Сейчас компания также владеет такими популярными марками, как Oysho, Bershka, Pull and Bear, Massimo Dutti, Stradivarius. Несколько лет назад Амансио покинул свой пост и передал руководство более молодому поколению. На сегодняшний день состояние испанского предпринимателя оценивается в 64 миллиарда долларов.

stylenews.ru

«Мгновенная мода»

Именно так называет концепцию магазина Амансио Ортега. Смысл в том, что в других торговых точках уходит от 6 до 8 месяцев между началом разработки одежды и её поставки на продажу. В Zara на это тратят не более двух недель. Специалист по информационным технологиям Хосе Мария Кастеллано сыграл в развитии компании одну из ключевых ролей: в 80х годах он помог Амансио составить особый план работы. Кастеллано объяснил владельцу компании, что прибыль уменьшается за счёт больших партий, а для того, чтобы увеличить доход, нужно выпускать товар в меньшем количестве, но чаще[1]. Ортеге понравилась эта идея, и менее, чем через год он основал компанию Inditex, цель которой: «максимальная скорость движения товара при минимальных запасах и размерах партий». 200 дизайнеров работали над созданием одежды, ассортимент обновлялся каждые 2 недели, а товар не лежал на полках более месяца. Этот план имел грандиозный успех: вещи в магазине раскупались, а в день поставок, который поклонники называли «День Z», покупатели буквально «сторожили» новые коллекции. Компания придерживается такой политики и сегодня, что позволяет ей оставаться одним из самых популярных магазинов на рынке.

Saint Laurent и Zara quintessenceof.ru

С подиума в Zara

Специальные сотрудники постоянно следят за всеми новинками высокой моды, а дизайнеры копируют оригинальную одежду дорогих брендов и трансформируют её: может поменяться цвет, форма, материал или принт. Zara нельзя обвинить в плагиате, ведь в продажу поступают не копии дорогой продукции, а видоизменённый товар (некоторые называют его «легальная подделка»). Из-за этого сотрудники компании — не самые желанные гости на показах известных дизайнеров. Обратная связь — ещё одно особое преимущество Zara: клиенты всегда могут позвонить в компанию со своими жалобами или идеями, тем самым помогая дизайнерам создавать более востребованный продукт. Представитель Inditex по связям с общественностью говорит: «Мы не изобретаем модные тенденции, мы просто им следуем. Мы не пытаемся угадать стиль, расцветку, тип ткани. Мы удовлетворяем существующий спрос». На настоящий момент Zara делится на несколько секций: Zara Woman, Zara Basic, Zara TRF (Trafaluc), Zara Man, Zara Kids и Zara Home[2].

quintessenceof.ru Balenciaga и Zara

quintessenceof.ru Stella McCartney и Zara

Главное — экономия

Благодаря своей популярности Zara экономит много денег на одном из самых важных элементов для любой торговой марки — рекламе. Компания считает, что лучший маркетинговый ход — это черные пакеты с логотипом магазина в руках у покупателей. Узнаваемая одежда от бренда на знаменитостях так же помогает компании раскрутиться: даже Кейт Миддлтон была сфотографирована в одном из нарядов магазина – какая реклама может быть лучше рекламы от королевской семьи? Ко всему прочему, Zara не тратится на проведение показов собственной марки. Сэкономленные деньги компания вкладывает в открытие новых филиалов по всему миру[3].

ivona.bigmir.net

Так ли всё безупречно?

Ничто не идеально, и торговая марка Zara не исключение — ходит много слухов о том, как и из чего создается одежда. Кто-то пишет, что вещи обрабатываются вручную в трущобах Индии, а стилизация проходит в тех же ангарах, где стирают белье из больниц. Некоторые считают, что такие недорогие бренды специально создают некачественную одежду, чтобы люди чаще покупали новую. Но любые утверждения о нелегальном производстве одежды Zara опровергает, более того, компания гордится тем, что их продукт шьется из качественного материала, лично контролирует весь производственный процесс и транспортировку вещей. Основной склад и фабрики находятся в Испании, но также есть заводы в Португалии, Турции и Азии.[4]

ra-lime.ru

Тысячи людей со всего мира носят одежду Zara: кто-то приобрёл там пару вещей, другие — считают себя преданным поклонником бренда. Так или иначе, все модницы благодарны магазину за одну бесценную возможность: не быть в стороне от высокой моды, а носить такую же красивую и качественную одежду, но за доступную цену. В этом и есть секрет их успеха Zara.

franchaysing.ru

Автор: Софья Шатохина

[1] http://great.focus.ua/companies/2484?age-verified=c770c23ad3

[2] https://wiki.wildberries.ru/brands/zara

[3]https://ru.wikipedia.org/wiki/Zara

[4] http://citylook.by/hign-fashion/persons/179-19-maloizvestnyh-faktov-o-zara.html